Специфика работы журналиста-радийщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы я нахожу формирование, прежде всего у меня самой как будущего радиожурналиста, теоретических знаний и представлений о всех сферах жизни и действия радио (имидж, требования к работнику, жанровое разнообразие и т. д).
Задачи: ознакомиться с наколенными занятиями о влиянии радио на широкие массы, сформировать достоверную модель современного радио во всей его многогранности.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…....................3


1. Специфика работы журналиста-радийщика…………………...…………6
1.1 Имидж радиоведущего. Формула. Специфика…………………..6
1.2 Радиоречь. Профессиональные требования к «эфирному голосу».. ……………………………………………………………………………………11

2. Радиотекст…………………………………………………………………15
1.1 Жанры радиотекстов……………….……………………………………15
1.2 Студенческое радио. Специфика вещания, аудитории, подачи материала…………………………………………………………………………20

Заключение…………………….…………………………………………………22

Список использованной литературы…………………….……………………..25

Приложения………………………………………..…………………...………26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Пономарева .docx

— 57.80 Кб (Скачать)

     В некоторых учебниках и учебных пособиях зарисовка, очерк, радиорассказ, композиция объединены в группу как художественно-публицистические жанры. Однако в последнее время все большее распространение получает термин «документально-художественные». Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, все жанры журналистики принадлежат к одному типу творчества – публицистическому, поэтому повторять слово «публицистические» в названии группы жанров – излишне. Во-вторых, термин «документально-художественные» подчеркивает приоритет документальности в составе этих жанровых единиц, что отвечает их функционально-предметной основе. [3. c.76].

     В документально-художественных (художественно-публицистических) жанрах на первое место выдвигается образ человека, события, исторического факта и т.д. – образ, который Художественно-публицистические жанры - это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих в обобщенном виде представление о материальном объекте, жизненном событии или характере человека.

 

 

    1. Студенческое радио. Специфика вещания, аудитории, подачи материала.

 

 

     Студенческие радиостанции – явление сравнительно новое и непривычное для нашей страны. Однако к началу нового тысячелетия в России стали складываться экономические, технические и социальные условия для становления и развития студенческого радиовещания. На сегодняшний день во многих крупных вузах страны существует свое радио, а число студенческих радиостанций растет с каждым годом. С чем же связана тенденция развития и популяризации радиостанций подобного формата? Рассмотрим попунктово.

     Противники радио утверждают, что основная цель вещания – зарабатывание денег. Студенческое радио упрекнуть в меркантильности нельзя – аудитория не та. За счет чего радио (да и любое другое СМИ) получает доход? За счет рекламы. На студенческом радио нет смысла транслировать подобного характера ролики – они не найдут своего слушателя. Материал, встречающийся здесь, максимально приближенный к рекламе – объявление.

     Кроме того, под понятием «студенческое радиовещание»  мы подразумеваем радиостанцию  или радиопередачу, где студенческая  молодежь является целевой, что  отражается в поставленных целях,  задачах, формате, а также в  тематическом наполнении. То есть, сто процентов предполагаемой  аудитории задействованы в коммуникативном  акте, заинтересованы в получении информации.

Тематика и смысловое  направление формируется под  влиянием особенностей аудитории:

  • Тайминг программ: от 5 до 20 минут (обычно программы транслируются на переменах).
  • Тематика: любая, но приемлемая для молодежи, возможны выпуски на злободневные темы, но в основном они оговариваются со своеобразной мониторинговой группой.
  • Оформление программ: нет смысла предоставлять молодежи глубокую аналитику или же радиоспектакль. Подложка должна быть ритмичной, голоса ведущих доброжелательными, бодрыми.
  • Наличие музыкального сопровождения: популярная в кругах 20-30-летних людей музыка поднимает работоспособность, улучшает настроение и общую атмосферу общения.

Несколько советов (наблюдений) для ведущего студенческих программ:

    • Лаконичность текста. Более 10 слов в предложении и текст более половины листа А4 трудновоспринимаем.
    • Темы приветствуются оптимистичные, в крайнем случае, информационно-нейтральные.
    • Ведущий должен быть выходцем из молодежной среды, человек другого поколения едва ли заинтересует слушателей в такой же степени (если только это не общепризнанный кумир).
    • Речь ведущего отличается от привычной разговорной, но не сильно, схожесть словарного запаса привлекает молодежный контингент, как, пожалуй, и любой другой. Однако стоит избегать перенасыщенности молодежной лексикой, жаргонизмами и д. п.)
    • Воспитательный момент передачи. Она должна нести определенный смысл, мораль, иначе к 3-4 выпуску аудитория потеряет интерес к этой передаче
    • Большинство молодежи слушает радио преимущественно из-за музыки. Если блок вещания рассчитан, скажем, на 20 минут, то минимум 10 из них должны быть заняты модными молодежными треками.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Мы рассмотрели  все аспекты работы радио: жанровое  разнообразие, особенности влияния  на психику, специфику подачи  материала, но основное направление  исследования – личность журналиста, работающего на радио. 

     Разбирая и описывая грани радио как СМИ, мы попытались понять и составить условную модель радиожурналиста, его обязанностей, требований, предъявляемых ему.

     Задача радийщика  настолько же сложна, насколько проста. Попытаемся показать это наглядно:

 

С одной стороны, журналисту психологически проще общаться с аудиторией, так как он не имеет визуального с ней контакта.

В то же время, приходится передавать свои мысли исключительно интонационно, без возможности вербального  пояснения.

Радио – самый оперативный  и доступный транслятор новостей, диапазон его вещания практически  неограничен.

С другой стороны, в наглядности  он проигрывает своим конкурентам: газете и телевидению.

Радио – самый удобный  плацдарм манипуляции.

Однако, в последнее время, популярность радио не настолько  велика, чтобы воздействовать на широкую  аудиторию.


    

     10% рейтинга среднестатистического радио создает звук (качаство звучания, наличие музыки), остальные 90% - это работа радиожурналистов, в чьи обязанности входит завлечь и увлечь слушателя, удержать его внимание и заинтересовать настолько, чтобы он снова настроился на эту радиоволну.

     Работа на  радио – это огромный труд  работы над собой в первую  очередь. Это дисциплина, эрудированность,  навык работы с техникой, с  программным обеспечением. И это  только что касается подготовки  эфира, сам эфир не менее сложен. Журналист, допущенный к эфиру – это хороший оратор с грамотной речью, наработанной дикцией и хорошим голосом. Не все рождаются с этими качествами, многим их приходится формировать продолжительными тренировками.

    Радио – это  сложная по структуре организация,  нацеленная на быстрое, точное информирование, глубокую и достоверную аналитичность и специфическую, но, непременно, декодируемую образность.            Соответственно, человек, работающий в этой сфере, кроме того, что он должен обладать всеми знаниями журналиста, обязан иметь набор необходимых именно на радио навыков (работа со звуком, техникой, выдержка, речь и т.д.), ведь, как показывает практика, журналисты, работавшие на радио востребованы во всех видах СМИ, так как их ареол умений должен быть несколько шире, чем у других представителей профессии.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. М. В. Ломоносов. «Краткое руководство к риторике на пользу любителя красноречия».
  2. «Радиожурналистика». Под ред.  А. А. Шереля. Издательство московского университета, 2000 г.
  3. Смирнов В. В. «Жанры радиожурналистики» Москва, 2002 г.
  4. Наталья Барабаш «Моя жизнь в радиоэфире» М, 2007.
  5. Александр Князев «Энциклопедический словарь СМИ». Бишкек, 2002г.
  6. http://www.rfcmd.ru
  7. http://getonair.ru
  8. Диссертация Смирнова В. В. Тема: «Система жанров радиожурналистики :История, теория, особенности функционирования», Ростов-на-Дону, 2002г.
  9. В. Н. Шеин «Информационные и аналитические жанры радиожурналистики», Минск, 2003г.
  10. Лозовский Б. Н. «Журналистика: краткий словарь». Екатеринбург, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение №1: Пример сценария информационной передачи (новости).

 

Вы слушаете первое студенческое. С новостями Даша Пономарева. Здравствуйте.

 

• Сочи-Роуд  драйв завершился в Краснодаре

• В главном корпусе прошла закладка первого камня будущего бассейна

• Второй четвертьфинал открытой лиги КВН прошел в КубГУ

• В библиотеке факультета открылась выставка полезной литературы

• Волонтёры-журналисты навестили детей с психическими отклонениями

 

Далее-подробно

 

     С 11 по 13 ноября  в Краснодаре прошел сочи-драйв-грандиозный  праздник, проводимый Оргкомитетом  Сочи 20 14. Все посетители торгово-развлекательного  комплекса «Красная площадь», на  территории которой расположилась  основная площадка события, стали  активными зрителями и участниками   шоу-программы. О впечатлениях  посетителей расскажут наши корреспонденты.

     В прошлый  вторник около стадиона главного  корпуса прошла закладка первого  камня будущего крытого бассейна  КубГУ. Честь заложить первый  камень была предоставлена вице-губернатору  краснодарского края Галине Дмитриевне  Золиной. С Галиной Дмитриевной, а так же с ректором и со зрителями пообщались наши корреспонденты Ксения Котова и Дарья Чучалова.

     23 ноября в  КубГУ прошел второй четвертьфинал  открытой лиги КВН. Победу вырвала  команда филологического факультета  под названием «Институт благородных девиц». Второе и третье место поделили команды «Полароид» и « Funny face». 

     С 17 ноября  на факультете проходит выставка  по технике и технологии  СМИ  «Дизайн-визитка издания». Всех интересующихся  ждут в читальном зале библиотеки  журфака. Посетителям будут представлены как лучшие книги по медиа-технологиям, так и уникальные издания.

     Волонтеры  отряда «Акварель» в четверг  24 ноября посетили Детский дом  «Рождественский» при Храме Рождества  Христова. Студенты рассказали воспитанникам  о том, кто такие волонтеры  и как они помогают людям.  Не обошлось и без веселого  конкурса! Ребятам даже удалось  окунуться в атмосферу журналистики! Вместе с «акварельцами» они  создали настоящую газету, куда записали свои добрые дела и назвали её «Летопись добрых дел».

     На этом  все. С вами было первое студенческое. Удачного дня!

 

 

Приложение №2: Пример сценария аналитической радиопередачи (гость в студии).

 

   Д- День добрый, господа, дамы и те, кто просто  мимо проходил… По ту сторону колонок вещают  рыбачки Лиза Пивоварова и Даша Пономарева. Сегодня к нам на крючок попалась немаленькая такая рыбка Вячеслав Алексеевич Май. Здравствуйте.

Л-Ну, раз уж поймали мы рыбку, так давайте не будем тратить время даром и зададим все интересующие нас вопросы.

Д-Скажите, как началась Ваша дорога в журналистике?

Л-Журналистика для Вас  – рутина или жизнь, полная ярких  моментов?

Д-А как дорога завела Вас на журфак?

Л-Что Вам больше нравится: читать лекции или учить ребят непосредственно в радиостудии?

Д-Вам как профессионалу работа со студентами не кажется возней в песочнице?

Л-Факультет отнимает много  сил, что помогает расслабиться? Что  для Вас-лучший отдых?

Д-Что планируете интересного  на ближайшие 2-3 года? На факультете, в профессии?

Л-И, наконец, финальный вопрос: какую песню вы хотели бы послушать прямо сейчас?

Д-Спасибо огромное. Мы отпускаем нашу рыбку в дальнейшее плавание.

Л- А если у вас есть собственное предпочтения относительно гостей в нашей студии, не ждите у моря погоды! В Пресс-кафе вас ждет наш почтовый ящик, вы сразу его узнаете. Оставляйте заявки, а у кого-то, возможно, есть персональный вопрос к гостю - мы с удовольствием зададим его от вашего имени!

 

Д-На этой информативной  ноте мы сворачиваем удочки.

 

Л-Пусть удача клюет  на живца!Пока!

 


Информация о работе Специфика работы журналиста-радийщика