Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:29, курсовая работа
Целью работы я нахожу формирование, прежде всего у меня самой как будущего радиожурналиста, теоретических знаний и представлений о всех сферах жизни и действия радио (имидж, требования к работнику, жанровое разнообразие и т. д).
Задачи: ознакомиться с наколенными занятиями о влиянии радио на широкие массы, сформировать достоверную модель современного радио во всей его многогранности.
Введение…………………………………………………………...…....................3
1. Специфика работы журналиста-радийщика…………………...…………6
1.1 Имидж радиоведущего. Формула. Специфика…………………..6
1.2 Радиоречь. Профессиональные требования к «эфирному голосу».. ……………………………………………………………………………………11
2. Радиотекст…………………………………………………………………15
1.1 Жанры радиотекстов……………….……………………………………15
1.2 Студенческое радио. Специфика вещания, аудитории, подачи материала…………………………………………………………………………20
Заключение…………………….…………………………………………………22
Список использованной литературы…………………….……………………..25
Приложения………………………………………..…………………...………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Специфика работы журналиста-радийщика…………………...
1.1 Имидж радиоведущего. Формула. Специфика…………………..6
1.2 Радиоречь. Профессиональные требования
к «эфирному голосу».. ………………………………………………………………………………
2. Радиотекст……………………………………………
1.1 Жанры радиотекстов……………….……………………………
1.2 Студенческое радио.
Специфика вещания, аудитории, подачи
материала………………………………………………………
Заключение…………………….……………………………
Список использованной литературы…………………….……………………..
Приложения………………………………………..………
ВВЕДЕНИЕ
Поступая на факультет журналистики, я едва ли предполагала, что соприкоснусь с работой радио, тем более стану радиоведущим.
Из всех средств массовой информации радио по праву считается самым «проникающим» в сознание людей. Когда человек читает газету, он может отвлечься, перечитать одно место несколько раз, процесс чтения газеты лишен диалога. Когда человек смотрит телевизор, ему приходится одновременно воспринимать информацию, поступающую со звуком, визуальной картинкой. Восприятие несколько расплывчато. В этом смысле радио превосходит все иные медиа.
Во время Великой
Это пример использования радио как психического оружия лишь доказывает силу его воздействия на сознание человека.
Опираясь на труды профессионалов и на собственный, возможно, несколько скудный опыт, я могу сказать, что радиоэфир – самый оперативный и «живой» способ передачи информации массовой аудитории. Радио выигрывает у других форм медиа по нескольким пунктам:
Во-первых: простота обработки информации. Цепочка «Идея – воплощение» здесь максимально сокращена. От сценария до готового ролика лишь запись и несложный монтаж, а в случае с прямым эфиром и того проще: сценарий плюс необходимые участники диалога.
Во-вторых: возможность «живого» диалога. Радиоведущий – полноценный собеседник, слушатель чувствует себя частью коммуникативного акта. Но тут для ведущего главное не удариться в крайность: не перенасытить свою речь разговорной лексикой, жаргонизмами, и т.д. При соблюдении же этого правила, как показывает практика, слушатель может даже невербально (мимически) отвечать собеседнику.
В-третьих: более яркая передача образов. И пусть исследователи говорят, что отсутствие визуального ряда – это минус радио. Однако, вспомните: у человека, потерявшего зрение, обостряются другие чувства. Слушатель, лишенный визуализации образа может воспроизвести его самостоятельно, опираясь на собственный опыт, память, мироощущение.
В-четвертых (пусть это и несколько субъективно): возможность музыкальной трансляции. В последнее время в кругу слушателей развернулась полемика: нужна ли радио музыка? Некоторые считают, что радиоэфир должен состоять лишь из работы радиодиктора, диск жокея, одним словом, из речевого общения. Однако, с уверенность могу сказать, что большинство слушателей не мыслят вещание без музыкального сопровождения.
Да, музыкальные радиостанции заполонили эфир, именно они возглавляют аудиторные рейтинги, однако, ни одно радио, независимо от формата, аудитории и территории вещания не обходится без голоса в эфире: без корреспондента в эфире информационной передачи, собеседника в аналитической и вещателя в образно-художественной.
Именно люди посредствам длинной волны привлекают, воздействуют, развлекают тех, кто находится по ту сторону колонок.
Таким образом,
Актуальность работы состоит в том, что в современном мире радио занимает не последнее место в передаче информации, в формировании общественного мнения, и на радиожурналиста ложится ответственность за качество информационного продукта, поступающего широкой (незащищенной) аудитории.
Целью работы я нахожу формирование, прежде всего у меня самой как будущего радиожурналиста, теоретических знаний и представлений о всех сферах жизни и действия радио (имидж, требования к работнику, жанровое разнообразие и т. д).
Задачи: ознакомиться с наколенными занятиями о влиянии радио на широкие массы, сформировать достоверную модель современного радио во всей его многогранности.
Объектом моего исследования является жанровая классификация радиотекстов, а главное, требования к потенциальному радиожурналисту.
Предметом исследований послужила работа федеральных радиостанций, а так же, учебной радиостанции факультета журналистики Кубанского государственного университета.
Глава 1. Специфика работы журналиста-радийщика.
1.1. Имидж радиоведущего. Формула. Специфика.
Радио — это не просто живая газета, как говорил Владимир Ильич Ленин. Радио, существует такое мнение, это суть журналистики, ее самое чистое воплощение — пресса тесно связана с литературой, телевидение — с кино и театром. Радио — это самое оперативное и малозатратное из СМИ. Работать на радио — значит не просто писать текст, а писать с учетом того, что слушатель никогда не увидит его, текст должен хорошо восприниматься на слух: быть достаточно ясным, простым и композиционно-логичным. Если на телевидении журналисту «помогает» видеоряд, а в прессе — иллюстративный материал, то волшебство радио — в звуках живого человеческого голоса, его интонациях, в музыке, звучании мира, природы.
Радио, не зависимо от жанра и стиля подачи – это живое общение человека с человеком, максимально приближенное к реальному. Необходимо отметить, что устная речь каждого радиоведущего индивидуальна, поэтому анализ речи позволяет выявить целый комплекс индивидуальных личностных и социальных особенностей автора сообщения буквально на всех структурных уровнях. Тем не менее, во время коммуникации большинство говорящих проявляет свои индивидуальные речевые параметры бессознательно, в то время как для радиоведущего подобное отношение к построению своей речи недопустимо, он должен сознательно подвергать свои слова анализу и предугадывать, какое впечатление данные особенности произведут на ту или иную аудиторию. Поэтому радиоведущий вносит в свою речь предопределенное форматированное содержание, что позволяет обратить внимание радиослушателя к радиостанции, тем самым формируя подсознательно желание слушать данную радиостанцию постоянно.
В то же
время, радиоведущий и
Основной единицей
коммуникации является речевой
коммуникативный акт –
1. «добросердечным и совестным человеком, а не легкомысленным ласкателем и лукавцем;
2. «он должен быть любим народом за заслуги»;
3. он должен иметь ту же страсть, которую в слушателях возбудить хочет, тогда он «не токмо словом, но и видом и движением действовать будет;
4. «он должен быть знатным породой и чином»;
5. «он должен пребывать в зрелом возрасте…».
В то же время, автор будет лучше воздействовать на слушателя, если будет брать во внимание «главные слушателей свойства»:
1. возраст, «ибо малые дети на приятные и нежные вещи обращаются и склоннее к радости, милосердию, боязни и стыду, взрослые способнее приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страстьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсть в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых»;
2. пол, «ибо мужской пол к страстям удобнее склоняется и скорее оные оставляет, но женский пол, хотя на оные еще и скорее побуждается, однако весьма долго в них остается и с трудом оставляет»;
3. воспитание, «ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно»;
4. наука, «ибо у людей, обученных в политике и многим знаниям и искусством важных, надлежит возбуждать страсти с умеренной живностию и с благочинною бодростию, предложениями важного учения исполненными; напротив того, у простаков и грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей, для того, что нежные и плачевные столько у них действительны, сколько лютня у медведей» [1. § 24].
Но, вернемся от первоначала к рассуждению.
Итак,
Рейтинг радиостанции создают ее ведущие → «лицо» радиоведущего – это его голос, манера, подача, одним словом – имидж.
Термин "имидж" в российском лексиконе начал активно использоваться в 90-х годах XX века –вначале в основном в политической сфере. Сегодня термин "имидж" используется не только применительно к человеку, но и к иным объектам (имидж предприятия) и явлениям (имидж образовательной системы в России). Но термин "имидж" может употребляться адекватно только в том случае, если указано, об имидже кого и об имидже у кого идет речь. Необходимо знать у каких людей о ком или о чем сформировано определенное мнение, у какой части населения.
Имидж человека
– это мнение о нем у группы
людей в результате
Проще рассказать
об имидже радиоведущего на
примерах. Я, как радиоведущая (смело
звучит, но именно так моя
Условно я делю радио на 3 основных потока:
Информационные программы |
Информационно – развлекательные передачи |
Развлекательные программы |
Ведущий в эфире – это рупор. Основываясь на психологии можно сказать, что аудитория наиболее внимательно воспринимает строгий, серьезный, холодный и даже надменный голос. Ведущий информационной передачи
(новости) не представляется как личность,
скорее наоборот, это безличностное
безчастное декламирование фактов. |
Формы: гость в студии, ведущий, диалог ведущих. Речь разговорная, доступная всем группам слушателей. Допускается «вольное» общение, нескованное рамками стилей. |
Формальная речь не приветствуется, лучшая форма общения – «живой» диалог, независимо от темы действует приближенность к повседневной речи. |
Независимо от темы и стиля передачи, в радиоэфир категорически не допускается ненормативная лексика. Так же не приветствуется крайность стилей (возвышенный, книжный и т. д).
На имидж влияют
многочисленные факторы.
Опросы выявляют,
что у большинства