Современная издательская система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить современную издательскую систему России.
Задачи:
Изучить современную издательскую систему России.
Выявить место книжного дела в процессе демократизации общества.
Рассмотреть наиболее крупные книжные издательства России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Современная издательская система России 6
Глава II. Издательское дело в процессе демократизации общества 14
Глава III. Современные издательства России 18
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.60 Кб (Скачать)

Статистические данные свидетельствуют  о значительных преимуществах, которые  присущи новой издательской системе  России. По оценке специалистов, емкость книжного рынка России в настоящее время превышает 1 млрд. долларов США (розничные продажи). При этом книготорговый ассортимент, предлагаемый потенциальному покупателю, постоянно растет. Отсчет ведется с 1992 г., с того времени, когда новая издательская система современной России впервые заработала на собственной основе. К этому моменту падение книжного выпуска, начавшееся, как известно, еще в перестроечные времена, достигло своего нижнего предела - 28,7 тыс. названий, то есть было меньше дореволюционного уровня. Однако, уже со следующего года положение начало выправляться, причем в основе этого процесса лежала структурная перестройка издательского репертуара, адаптирующегося к новой, рыночной ситуации, а также эффективная государственная поддержка книгоиздания. На этой базе, несмотря на дефолт 1998 г., число названий постоянно росло и в последующие годы не только достигло докризисного уровня (примерно 50 тыс. названий), но и значительно превзошло его. Число названий, выпущенных в 2001 г., в 2,5 раза превысило показатель 1992 г. и почти на 30 % показатель 1977 г. (55 657 названий - высшее достижение российского книгоиздания в рамках издательской системы СССР) [13].

Помощь со стороны государства  средствам массовой информации, книгоиздательским структурам, развитию культуры в целом осуществляется в двух формах: в форме прямой финансовой поддержки отдельных проектов и программ и в виде различного ряда льгот и преференций налогового, таможенного и иного характера (т. н. косвенная поддержка). В современной России активно используется оба упомянутых вида.

Так, в соответствии с  «Федеральной целевой программой поддержки  полиграфии и книгоиздания России», утвержденной Правительством РФ, в 1996—2001 гг., на поддержку 2,5 тыс. социальнозначимых изданий было выделено и израсходовано около 300 млн. руб. (примерно 10 млн. долларов США). С 2002 г. начала действовать подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002—2005 гг.)» как часть федеральной целевой программы «Культура России» [5].

Косвенная поддержка издательствам  осуществляется на основе Федерального Закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (1995 г.). Законом предусмотрен ряд льгот по налоговому, таможенному, валютному и иным видам финансового и хозяйственного регулирования редакционной, издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Важнейшей из перечисленных мер было освобождение указанных видов деятельности от налога на добавленную стоимость, что в совокупности явилось мощным стимулом роста книгопроизводства и сыграло главенствующую роль в том, что издателям удалось избежать катастрофических последствий дефолта 1998 г [9].

Оценивая эти итоги, следует  прежде всего отметить, что впервые  за последние десять лет в 2002 г. произошло снижение числа названий выпущенных книг и брошюр. И хотя абсолютное снижение составило всего около 600 названий (0,8%) и, вообще говоря, находится в пределах статистической погрешности, тем не менее, этот факт заслуживает особого внимания. Во-первых, потому, что число названий является универсальным международным показателем развития книгоиздательского дела в стране. Именно по этому показателю определяется рейтинг ведущих книгоиздающих стран мира. Во-вторых, потому, что это свидетельствует о некотором снижении темпов роста книгопроизводства в РФ. В последние годы число названий росло чрезвычайно быстро: в 2000 г. по сравнению с 1999 г. число выпущенных изданий увеличилось почти на 25 %, в 2001 г. по сравнению с 2000 г. - на 18 % и достигло рекордно высокого уровня за всю историю российского книгоиздания. В-третьих, падение роста числа названий оказало влияние и на динамику других показателей. Так, тираж выпущенных изданий в 2002 г. хотя и увеличился по сравнению с предыдущим годом, однако темп роста его был ниже, чем в 2001 г., когда он составил 15 с лишним процентов [10].

Анализ итогов 2002г. показывает, что, с одной стороны, новая система  российского книгоиздания, сложившаяся  в постсоветские годы, постепенно приобретает новые интегративные  качества, позволяющие сохранить  равновесие и избежать срывов и падений даже в сложных ситуациях. Но, с другой стороны, обеспечить необходимую динамику книжного выпуска, особенно в области социальнозначимых видов литературы, в современных условиях можно только при осуществлении надежной и эффективной государственной поддержки. Это можно использовать как средства повышения доступности книги для более широких слоев населения, что будет содействовать развитию чтения, повышению роли книги в информационном обществе и, естественно, активизации книжного рынка.

Если говорить о структуре  выпускаемых книг и брошюр, то следовало  бы отметить уравновешенность, сбалансированность репертуара российского книгоиздания последних лет, постоянный рост доли общественнозначимых изданий, что лишает скептиков оснований для утверждения о засилии в издательском ассортименте масскультурного чтива. Российское книгоиздание традиционно является многонациональным. Например, в 2002 г. книги и брошюры выпускались на 85 языках, в том числе на языках народов, населяющих Российскую Федерацию, народов стран Содружества независимых государств (СНГ), на основных мировых языках [6].

Значительных объемов  достигает также выпуск переводной литературы.

В 2003 году Россия участвует  в Международной книжной ярмарке  во Франкфурте в качестве страны - почетного гостя. К этому знаменательному событию в книжном мире российское книгоиздание приходит с достойными результатами: ожидается, что книжный выпуск к концу года вырастает до 73-75 тыс. названий при суммарном тираже, близком к 600 млн. экземпляров.

 

Глава II. Издательское дело в процессе демократизации общества.

На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как  в России, так и во всем мире, постоянно  повышается роль издательств в структуре  книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции.

Системный подход к проблемам теории и практики книгоиздательского дела во многом объясняется тем, что на протяжении 60 с лишним лет сущность книгоиздательского процесса в нашей стране сводилась в основном к политической и идеологической оценке представленной авторами рукописи. Именно поэтому теория и практика редактирования была практически единственной научной и учебной дисциплиной книгоиздательского цикла. Проблемы реализации книги - главного звена издательского дела в мировой практике - государство брало на себя, предоставляя соответствующие суммы оборотных средств государственному же книготоргу для централизованной скупки выходящей литературы и последующего распределения ее по всем регионам страны [9].

В современной общественной практике под издательским делом  понимается форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением различных изданий, т.е. более расширительно, чем просто процесс книгопроизводства. Поскольку для совокупного обозначения газетного и журнального дела обычно используются термины «пресса» и «периодическая печать», а в последние годы - «печатные средства массовой информации», в российском книговедении издательским делом по традиции называют преимущественно книгоиздательское дело или просто книгоиздание как часть более общего понятия «книжное дело». В этом, сфокусированном, смысле издательское дело рассматривается как производство и распространение книг и брошюр, других видов непериодических изданий, а также тех видов сериальных или продолжающихся печатных изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.

Однако, вне зависимости  от того, какая схема книжного дела рассматривается, мы утверждаем, что в современных условиях издательское дело не просто входит в его состав, но и является его основной и ведущей частью. Это утверждение основывается, по крайней мере, на трех моментах. Во-первых, именно на этапе издательского дела сосредоточены все основные творческие процессы, характерные для создания книги, - формирование замысла издания, поиск автора, способного в наиболее эффективной степени воплотить этот замысел в жизнь, создание и организация работы всего творческого коллектива (художник, дизайнер, переводчик и т.д.), обеспечение соответствующего полиграфического исполнения тиража, и, наконец, но не в последнюю очередь, осуществление полной маркетинговой программы, нацеленной на то, чтобы книга нашла своегочитателя.

Ведущее положение книгоиздания в структуре книжного дела отчетливо  определяется и при так называемом «стадиальном» рассмотрении, при  анализе цепочки различных видов  деятельности на пути книги от замысла  к материальному воплощению в издание и переходу его в руки читателя. Во-вторых, с точки зрения экономической издательское дело представляет собой одну из форм предпринимательства, базирующуюся на началах книжного маркетинга. И в этом отношении издательское дело можно назвать ведущим направлением книжного дела, поскольку именно издатель принимает на себя весь риск по выпуску книги как товара, т. е. предмета, предназначенного для продажи и призванного удовлетворить потребности определенной группы читателей [13].

В-третьих, превратившись  в результате эволюции издательского  производства из посредника между автором и типографией в посредника между автором и читателем, издатель все больше и все чаще становится в определенной степени праавтором будущего издания, планирующим зачастую не только форму, в которую облекаются произведения автора, но и само произведение. На эту особенность фигуры сегодняшнего издателя мы впервые обратили внимание еще в конце 70-х годов. В этой связи важной отличительной чертой издательского дела является тот факт, что каждая выпускаемая книга, даже обычное переиздание, является, по сути, новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением и новым маркетингом. По существу, именно издательский проект является основным видом продукции любой современной книгоиздающей структуры в ее главной, творческой ипостаси, и не случайно именно издательское название является ведущим показателем активности издательства, преимущественной формой статистического учета в мировом книжном деле. Можно утверждать, что, по аналогии с деятельностью промышленных предприятий, число выпускаемых названий книг и брошюр является измерителем «мощности» издательской организации, приоритетной характеристикой ее творческого и производственного потенциала [13].

Специфика издательского  производства в современных условиях позволила Международной ассоциации издателей назвать его созидательной, креативной экономикой с учетом творческого вклада и размеров добавленной стоимости самого издателя в каждый разрабатываемый проект.

В настоящее время творческая роль издателя, его доля участия  в разработке проекта издания возрастает настолько, что это дает ему основание ставить вопрос о формировании новой области права, которая была бы полностью независимой от авторского права. Это особое право должно учитывать издательскую инициативу по выпуску той или иной книги, а также влияние издателя на формирование авторского коллектива, роль редактирования и составления, подготовки художественного оформления, организации производственного процесса и маркетинга.

Творческая роль издателя в креативной экономике органично  сплетается с его предпринимательской  функцией, которая наиболее рельефно проявляется в процессе инвестирования производственных процессов.

Как бы ни были сильны в книге  ее духовные стороны, культурная составляющая, но издательское дело - это, прежде всего предпринимательство. Органичное сочетание творческой и предпринимательской функций дают основание считать издателя ведущей фигурой во всей структуре книжного дела.

 

 

Глава III. Современные издательства России.

Сегодня в структуре издательского  дела большое внимание уделяется  качеству книги. К сожалению, некоторые издательства пытаются добиться лидирующих мест количеством, а не качеством, что приводит к засорению книжного рынка. Следующие издательства являются ведущими в своём роде жанра.

«Дрофа» – одно из самых крупных издательств России, выпускающее учебную литературу для всех уровней образования – от дошкольного до вузовского.

«Дрофа» - это современные проекты с отечественными и зарубежными партнерами, великолепная полиграфия, широкая дилерская сеть во всех регионах России, специализированные фирменные книжные магазины.

«Дрофа» - постоянный участник международных и отечественных выставок и смотров, неоднократный лауреат самых престижных наград.

Главная миссия издательства – это реализация государственной  политики в области образования. Вот уже 20 лет «Дрофа» выпускает качественную учебную литературу для всех уровней образования: от дошкольного – до высшего профессионального. Издательство работает так, чтобы учителю было комфортно учить, а ребенку – интересно учиться.

Издательство ведет современные  проекты с отечественными и зарубежными партнерами. К услугам клиентов и читателей - великолепная полиграфия, широкая дилерская сеть во всех регионах России, специализированные фирменные книжные магазины [23].

Основные направления  деятельности издательства.

Литература для дошкольного  образования. Материалы психолого-педагогической тематики для взрослых, красочные книги, рабочие тетради для детей, подготовленные авторами и редакцией дошкольного образования, помогают родителям и воспитателям, ответственным за ребенка, осознать детские интересы, возможности и особенности возрастной психологии, развивают творческие, интеллектуальные способности, познавательную активность детей дошкольного возраста.

Учебная литература для начальной, основной и средней школы. Созданы авторские линии по многим предметам школьной программы, и, что очень важно, практически к каждому учебнику издается целый комплект методических пособий для учителей.

Информация о работе Современная издательская система России