Система жанров журналистики. Общая характеристика. Признаки деления на жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:50, реферат

Описание работы

Жанр (франц. genre) – тип произведения в единстве специфических
свойств его формы и содержания.
Система (от греч. systёma – целое, составленное из частей; соединенное), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Работа содержит 1 файл

otvety-1519 (1).doc

— 287.50 Кб (Скачать)

1. Сообщение  о загадочных случаях

Нередко публикация легенды  несет в себе намерение помочь аудитории проникнуть в мир фантастических событий, романтики, поэзии, загадочных явлений, сопровождающих нашу прозаическую жизнь. Такое намерение, например, реализовано публикацией “Чудеса в животном мире” (”Оракул”, n11, 2002 г.):

“Известна удивительная история о том, что в Индонезии  в роли целителя-биоэнерготерапевта выступала… корова. Она вела регулярный прием больных в местечке Чикаранг на острове Ява. Корова снимала боль в области сердца, избавляла от мигрени и даже излечивала такие серьезные недуги, как инсульт, - и все это одним движением языка. Слух о чудо-корове облетел весь остров, и окрестные деревни быстро заполнились толпами страждущих…”

 

Как видим, в этом тексте нет попытки как-то комментировать описанный феномен (объяснять его  или подвергать оценке с точки  зрения достоверности содержания и  пр.). Публикация решает лишь одну задачу - знакомит аудиторию с неким загадочным явлением.

2. Объяснение  непонятного

Достаточно часто публикация легенды нацелена на то, чтобы показать, как когда-то и кем-то объяснялись  явления, которые сегодня уже  ни для кого загадкой не являются. Подобную задачу решает текст “Между небом и землей” (”Оракул”, n11, 2002 г.). В нем изложено объяснение причин смерча древними ацтеками:

“Стихия наводила на ацтеков  такой ужас, что именно ураган они  представляли одним из первых испытаний  в загробном мире. Этот мир ацтеки называли Миктлан и подразделяли его на девять преисподних. Не просто было туда попасть умершему: предстояло пройти восемь пустынь, населенных ядовитыми змеями и пауками, восемь рек, кишащих гигантскими крокодилами. Подняться на вершины восьми гор, где вечная стужа и белые ветры. Затем следовало проскользнуть между скалами, которые в любой момент могли сомкнуться и раздавить идущего в Миктлан.

Но главным испытанием являлось преодоление ветров, которые  назвали “спор неба и земли”. Не только в ацтекских, но и в мифах других народов Северной и Центральной Америки говорится, что небо, пытаясь доказать людям свое главенство, насылает молнии, огненные камни, ливневые дожди. В ответ земля извергается вулканами и сотрясается.

Иногда спорящие призывают  на помощь ветры. Но холодные и жаркие потоки воздуха не всегда знают, на чью сторону стать: земли или неба. Вот тогда и рождаются вихри, которые в Америке называют торнадо, в Европе - тромб, а в России - смерч”.

Легенды могут “привлекаться” и как источник неких данных, которые могут быть использованы читателем при объяснении явлений, еще не объясненных в настоящее время. Такой целью можно оправдать, скажем, публикацию “Свет” (журнал “НЛО”, n11, 1998 г.), в которой идет речь о случаях трагического воздействия на людей неких “лучей зрения”.

“Наглядно это можно  продемонстрировать следующими историями. В I веке до нашей эры Плиний Старший  описал змея Василиска, способного убивать  людей своим взглядом. В 1553 году Корнелиус  Агриппа рассказывал о Тортврии и Иллирии, где жили женщины, умерщвляющие всех, на кого они посмотрят в гневе. В 80-е годы прошлого века на острове Сицилия жил человек, который без злого умысла случайным взглядом убивал прохожих… Очевидно, существуют “лучи зрения”, которые оказывают столь страшное воздействие на людей. Однако следует иметь в виду, что любое воздействие “лучей зрения” может быть нейтрализовано, если человек мобилизует против них все свои силы”.

3. Прославление  возможностей человека

Как известно, потребности  человека безграничны. Легенда как  раз и может выступать одним из средств воодушевления людей, пробуждения в них веры в то, что при желании они могут реализовать любую из своих потребностей. Пример такого рода “воодушевляющей” легенды содержит уже упомянутый выше текст “Между небом и землей”.

“Герой старых ковбойских легенд Билл умел ездить на всем, что можно оседлать. И ни одна лошадь его ни разу не сбросила. Так утверждал сам Пекос Билл. И вот ковбои собрались, чтобы побиться об заклад: сможет ли Пекос Билл проехаться верхом на… торнадо. Герой, разумеется, принял пари и вышел на равнину: не видно ли где урагана? Разумеется, смерч немедленно появился.

- Вот на таком скакуне  и прокатиться верхом не грех! - обрадовался Пекос Билл. Раскрутил  ковбой лассо, накинул на “шею”  торнадо и вскочил на него  верхом.

- Давай-ка поживей  на Пороховую Речку! - рявкнул  Билл и вонзил шпоры в своего  необычного скакуна.

Со стоном и воем помчался стремглав торнадо через Аризону, Нью-Мексико, Калифорнию и обратно. Что только не вытворял он по дороге, чтобы сбросить седока! Напрасно! Билл крепко держался в седле. Наконец ураган сдался, сник и весь вылился дождем на землю. И согласились все тогда:

- И вправду, наш  Билл умеет обуздать даже торнадо!”

 

Как видим, легенда вселяет  уверенность, что человек может  обуздать даже силы природы (по крайней мере, уверенность в том, что он не должен мириться с собственной беззащитностью).

4. Предостережение  и назидание

В истории человечества было немало событий, воспоминания о  которых служили хорошим средством  назидания и предостережения. Для усиления эффекта воздействия реальные события нередко дополнялись вымыслом или вообще заменялись им. И тогда возникали легенды, подобные следующей (”Оракул”, n11, 2002 г.), героем которой выступает собака.

“Окунемся на время в  Средневековье. В одном из замков в окрестностях Фонтенбло есть каменная плита, на которой изображена сцена схватки борзой с человеком. То надгробный памятник псу по кличке Геркулес, чью необыкновенную историю донесли до нас старинные хроники.

В XIV веке при дворе  короля Карла V состоял молодой рыцарь Обри де Мондидье. Однажды он послал Геркулеса из Парижа в Фонтенбло к своей невесте уведомить ее о скором приезде. Умный пес хорошо знал дорогу и быстро выполнил поручение хозяина. Однако время шло, а Мондидье не объявлялся. Истосковавшийся Геркулес сбежал в Париж. Неизвестно каким образом, не обнаружив хозяина дома, он в конце концов нашел его тело в лесу. Пес откопал труп из-под вороха листьев и просидел над ним три дня, а потом побежал к другу Мондидье - Нарсаку.

Этот господин хотел  накормить отощавшую собаку, но та отказалась от еды и, схватив его зубами за куртку, тянула за собой. Зная о смышлености Геркулеса, Нарсак взял двух вооруженных слуг и последовал за псом, который привел его к телу убитого друга. После похорон Геркулес признал хозяином Нарсака и не отходил от него ни на шаг, словно опасаясь, как бы с ним ничего не случилось.

Несколькими днями позже  Нарсак встретил рыцаря по имени Макер, входившего в личную гвардию короля. И вдруг Геркулес бросился на Макера, стараясь вцепиться ему в горло. Поскольку раньше собака относилась к военным очень дружелюбно, ее поведение показалось подозрительным. О происшествии прознал и кроль. Он любил Мондидье и решил лично расследовать этот случай. Король приказал выстроить перед дворцом всех воинов-арбалетчиков благородного происхождения. Их оказалось двести человек. Во двор ввели собаку убитого, и Геркулес сразу же набросился на рыцаря Макера. Поведение пса убедило короля в том, что Макер повинен в смерти Мондидье, но тот все отрицал.

Чтобы разрешить темное дело, Карл V решил прибегнуть к “суду Божьему”. На тогда еще необитаемом острове Нотр-Дам подозреваемого в убийстве обязали сразиться с собакой убитого графа, обороняясь только палкой и щитом. Подали знак, и пес кинулся на рыцаря, схватил его за горло и повалил на землю. Тот тут же сознался в убийстве - оказалось, что королевское расположение к молодому графу разожгло в нем зависть, потому он и совершил преступление. Макер был казнен, а верному псу после кончины поставили памятник”.

Структура легенды

Как можно судить по уже  рассмотренным текстам, они представляют собой небольшие “повести”, структура  которых довольно неустойчива, свободна. Она меняется в зависимости от той задачи, которую решает легенда. Так, если основная цель публикации - сообщение, например, о некоем необычном явлении, событии, то форма ее бывает подобна структуре информационной заметки (текст строится как ответ на вопросы, “что?”, “где?”, “когда?” и пр.). Нередко характер текста легенды предстает описанием некоего действия, поступка, отдельные “составляющие” которых объединяются причинно-следственными связями.

Иногда легенда обретает форму сказки (главным образом  волшебной). В этом случае ее сюжет  обретает характер сказочного повествования. При этом легенда нередко начинается словами: “Давно это было…”, “Когда-то, в давние времена…”, “Дело было в старину…” и т.д. Поскольку драматургия сказки всегда включает в себя завязку, кульминацию и развязку, то и структура легенды в данном случае также подчиняется указанному закону повествования.

 

 

 

 

 

 

 

20 Памфлет: объект, цель, методы. Специфика предмета. Сатирический метод в памфлете. Отличия памфлета от художественно-публицистического жанра фельетона.

 

 

ПАМФЛЕТ 

 

В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю»2[9]. Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи  связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося французского ученого, философа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), английского писателя Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными»). В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д.И. Писарева. Его известный памфлет «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А.М. Горький («Город желтого дьявола»), Л.М. Леонов («Тень Барбароссы»), Я.А. Галан («На службе у сатаны»), М.А. Стуруа («Болезнь легионеров») и ряд других мастеров сатирического слова. Памфлет на страницах сегодняшней российской прессы, так же как и фельетон, – явление достаточно редкое. Практически не встречается памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением «холодной войны», существовавшей ранее между СССР и «лагерем капитализма». Памфлеты на внутренние темы (наподобие тех, с которыми иногда выступает известная своей непримиримой враждой к коммунистам В. Новодворская) носят в основном политический характер. И все же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован журналистикой, как он был востребован ею на протяжении многих веков.

В какой-то мере памфлет  напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.

Качества, позволяющие  памфлету быть острым сатирическим оружием  в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно-публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием. К таким методам исследователи данного жанра3[10] относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.

 

Признаки памфлета — выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащее в своей основе инвективу. Важной особенностью этого жанра является его принципиальная полемичность.

Полемическое противостояние различных точек зрения -жанроформирующий признак памфлета. Диалектическое понимание истины предполагает относительность добытого знания на каждом этапе, отказ от устаревших представлений и нахождение взамен им новых истин.

Полемические тенденции  могут находить свое выражение в  тексте в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает ее критике, основываясь на высказываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, утверждая ее в полемике, диалоге с собеседником.

Наиболее существенными  признаками, характеризующими памфлет как жанр, являются синтез сатирических художественных и публицистических образных средств; Памфлетный текст, как и всякая идеологическая конструкция, создает новую реальность. Но он не может создать полностью адекватную картину мира. Памфлетный текст — это всегда суждение, сделанное на основе оценки, это отбор фактов, выбор образов, изобразительных, риторических средств и т.д.

Особенность жанра памфлета заключается в негативном, обличительном  отображении реальности. Памфлетисты  избирают объектом своего гневного, испепеляющего смеха общественные явления, события, факты, политических и государственных деятелей, социальные и политические системы.

Обличение в памфлете может быть как открытым (прямым), так и завуалированным, или косвенным (непрямым). В зависимости от типа обличения — прямое и непрямое — различают и модификации памфлета.

Обличение проявляется  открыто, когда автор по ходу повествования при помощи таких приемов, как саркастические отступления, едкие, гневные ремарки, высказывает свое отношение к политику, событию, социальному явлению. Открытое обличение имеет целью сатирическое заострение и обобщение.

Информация о работе Система жанров журналистики. Общая характеристика. Признаки деления на жанры