Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:50, реферат
Жанр (франц. genre) – тип произведения в единстве специфических
свойств его формы и содержания.
Система (от греч. systёma – целое, составленное из частей; соединенное), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
1 Система жанров журналистики. Общая характеристика. Признаки деления на жанры.
Жанр (франц. genre) – тип произведения в единстве специфических
свойств его формы и содержания.
Система (от греч. systёma – целое, составленное из частей; соединенное), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Следовательно, система жанров журналистики – это единство связанных находящихся во взаимодействии жанров журналистики. Одним из составляющих этой системы является интервью.
Система жанров журналистики
Содержание,
документальное наполнение, целевая
установка автора определяют проблему, направление,
смысл и характер публицистического
выступления, его форму, то
есть жанр. Именно выбор
жанра помогает плодотворнее работать
над материалом, отбором фактов,
трактовкой явлений. Жанры журналистики
различаются по целям воздействия
на аудиторию, широте освещения
реальности, выразительно-изобразительным
средствам, глубине анализа и широте
обобщений. В связи с этим они подразделяются
на три вида – информационные, аналитические
и художественно-
1.1.1. Информационные жанры
К информационным жанрам относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчет. Рассмотрим наиболее значимые.
В заметке журналист достаточно подробно излагает факт и наиболее важные его составляющие (место действия, действующие лица). В репортаже автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты, рассказывая о них аудитории, как очевидец. Заметке, отчету свойственна лаконичность, скупость выразительных средств. Для интервью и для репортажа, характерно использование практически всех художественно-выразительных средств, которыми пользуется публицистика. Если же говорить об информационных жанрах в целом, то их объединяет такое немало важное качество, как новизна и актуальность сообщаемого факта и оперативная его подача. Заметка – это простейшая форма оперативного газетного сообщения. В основе ее лежит злободневный, общественно значимый факт. Для заметки характерны новизна и краткость. Важно увидеть за частным фактом явление, оценить его, прокомментировать. Наиболее краткая форма заметки – хроника, или новость.
Отчет – это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т. д.). По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенностям изложения – информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося).
Репортаж можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как сбор, подачу информационных материалов для печати, радио или телевидения. Во-вторых, что является наиболее важным в нашей работе, как информационный жанр, характеризующийся оперативным и ярким рассказом о событии, ситуации, явлении. Основные требования репортажа – эффект присутствия, достоверности, сопереживания, поскольку автор такого материала всегда или очевидец или активный участник события.
К группе информационных жанров относится и интервью, то есть представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста. Однако же нужно отметить, что интервью называют не только жанром, но и методом получения сведений для других материалов Интервью разнообразно в своих видах. Как жанр можно встретить интервью- сообщение (ответы даются в сокращении, излагаются наиболее существенные аспекты беседы), интервью-диалог (полный текст беседы), интервью-зарисовку (кроме содержания разговора передается обстановка беседы, ее характер и т. д.), интервью-мнение (комментарий события, явления, факта), массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов).
1.1.2. Аналитические жанры
Основное отличие аналитических жанров журналистики заключается в том, что журналист-аналитик не ограничивается простой констатацией фактов. Он стремится анализировать их и сопоставлять с другими, оценивает явление,предлагает свое видение решения проблемы. Поэтому фактический материал аналитических жанров шире, в отличие от информационных. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, журналист стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы.
Важнейшим аналитическим жанром является статья. Она позволяет журналисту обстоятельно, глубоко исследовать и трактовать проблемы и явления действительности, осмысливать их и теоретически обобщать. Выделяют научно-популярные статьи (освещает достижения науки и техники) и проблемные (требуют всестороннего, глубокого изучения вопроса).
Не менее важен жанр корреспонденции. На конкретном материале достаточно небольшого масштаба разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция может быть информационной (например, сообщения зарубежных корреспондентов), аналитической (вскрывает причины описываемого явления) и установочными (журналист не просто анализирует факты, но и ставит новые проблемы, выдвигает новые злободневные вопросы для обсуждения).
Рецензия – аналитический жанр, через который журналист критикует, оценивает какое-либо произведение, театральные постановки, кинофильмы, телевизионные передачи, концерты, выставки и т. д.
К аналитическим
жанрам также примыкают
интервью. Такие как проблемные и портретные интервью.
Главное
отличие этих жанров
В
зарисовке органически
Очерк позволяет журналисту ярко, оперативно и доступно для читателя откликнуться на событие, явление. Дает возможность раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах.
По тематике различают несколько видов очерка:
1. портретный очерк – рассказ о человеке, его жизни, взглядах;
2. проблемный очерк –
автор прежде всего
3. научно-популярный очерк рассказывает о научной проблеме глубоко доказательно, но доступно и популярно.
В то же время в очерке могут сочетаться черты различных жанров, например, репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции. Это говорит о жанровой свободе очерка, его подвижности. Позволяет автору менять тональность повествования, ритмику изложения при условии композиционного, сюжетного и стилистического единства материала.
К этим же жанрам относятся фельетон и памфлет.
Фельетон представляет
собой некий синтез трех начал:
В отличие от фельетона, который носит характер насмешки, памфлет – обличительное произведение. Главные черты этого жанра: сарказм, патетика, высокая экспрессивность, а также злободневность, оперативность документальность и крупномасштабный объект обличения. Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: жанровая система журналистики весьма разнообразна. Она представлена различными группам жанров. Однако же в современной журналистике деление жанров на три обозначенные группы, на наш взгляд, стало условным. Это объясняется тем, что жанры очень подвижны. Так, например, интервью относят к информационным жанрам, однако же, существует проблемное и портретное интервью, которые выходят за рамки информационности и граничат уже с аналитическими жанрами.
Жанровые признаки
Для каждого жанра характерны свои признаки, однако жанровые признаки общего характера являются объединяющим компонентом для каждого из них. К основным жанровым признакам относятся:
Данный жанровый признак определяет сущность отображаемой действительности, ее внутреннее содержание, ее смысл и значение.
2 Композиционная организация материала.
Определяет, каким образом сочетаются элементы описания, по каким принципам строится произведение, какие критерии лежат в основе отбора материала.
3Мера типизации.
Определяет, насколько
обобщенно воплощается
Известный исследователь
телевизионной журналистики Э.Багиров
так определял ролевое
4. Изобразительные и выразительные средства. Это средства, позволяющие найти адекватную форму действительности (цвет, свет, ритм, темп, стиль, звук).
Для каждого жанра исторически сложился свой характерный комплекс проявления жанровых признаков, который, установившись, уже, как правило, не меняется. Сложившиеся жанры - явление крайне устойчивое, не склонное к изменениям без особых на то причин. Для адекватного изображения явления, события, факта существует несколько возможных способов. Но точный и правильный выбор жанра во многом определяет, будет ли донесено до читателя, зрителя верное о нем представление.
Факторы, определяющие выбора жанра
Журналистика сталкивается с огромным разнообразием фактов, событий и объектов из самых отдаленных и многообразных областей деятельности. Совершенно очевидно, что выбор того или иного жанра, который наиболее адекватен в конкретном случае, связан с характером этого явления или объекта с его особыми характеристиками как внешнего (масштаб, скоротечность и т.п.) так и внутреннего (социальные особенности, актуальность, взаимосвязь с другими явлениями и т.д.) порядков. Легко понять, что при отображении стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации и, например, долговременного социального явления следует исходить из выбора разных жанров - репортажа или информации в первом случае и, быть может, аналитической статьи во втором.
Позиция автора определяется его мировоззрением, знаниями, системой нравственных, моральных, социальных оценок, особенностей личности, пристрастий и антипатий (которые формально для журналистики не должны оказывать существенного влияния на результат, но, тем не менее, опосредовано включены в творческий процесс). Позиция автора определяет хотя бы такие факторы как острота материала, степень его детализации, аналитичности, художественности и т.п. Автор, глубоко погруженный в тему материала, высоко компетентный в данной области изберет иной подход, нежели репортер, получивший задание "с колес", автор, способный к образному видению, очевидно, предпочтет очерк короткой заметке, к анализу - соответствующий ситуации жанр публицистики. Однако не следует полагать, что данный критерий является всесторонне определяющим и самодостаточным, так как личность автора, внося определенного рода субъективный фактор, тем не менее, остается в рамках профессиональных требований. В данном случае речь идет в первую очередь о комплексной оценке целесообразности выбора того или иного жанра, а не подмене одного критерия другим.
3. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ.
8. Очерки Аграновского. Особенности создания образа в очерке, автор в произведении.
Один из классиков журналистики А. А. Аграновский писал об очерке: «Для меня главное в современном очерке – мысль. Было время, когда очеркисты шли к своим героям за готовым. Они сами все знали и требовали лишь подтверждения. И не то, что лгали: всегда можно так построить беседу, чтобы слышать от человека то, что нужно тебе, а что не нужно пропустить мимо ушей. К людям шли за фактом, за краской, за метким словцом, но почти никогда за мыслью».
Информация о работе Система жанров журналистики. Общая характеристика. Признаки деления на жанры