Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:01, реферат
Что касается такой специфической сферы коммуникации, как информационное обеспечение и освещение спорта, то системное изучение ее характера и особенностей в нашей стране долгое время не проводилось. Научные работы и диссертационные исследования по проблемам спортивных СМИ (И.Н. Акрамовского, В.Ф. Асаулова, В.Ф. Веселова, П.А. Виноградова, Е.Ф. Долгополовой, Ж.В. Кудрявцевой, Т.Е. Лейе, А.В. Оганесян, B.C. Родиченко и др.) рассматривали спортивные СМИ преимущественно не как самостоятельный объект, а как один из аспектов при изучении педагогической, социологической, управленческой и других сфер спортивной деятельности.
Введение………………………………………………………………….…..3
1. Система функций средств массовой коммуникации……….…………...5
1.1. Основные функции средств массовой коммуникации……..................5
1. 2. Анализ современных взглядов на функции журналистики….…….…8
2 Система функций спортивной журналистики…………………………...11
2.1 Становление спортивных коммуникаций и их функций….…….…....11
2.2 Функции спортивной журналистики…………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………………23
Если говорить об общественной стороне деятельности спортивных журналистов, то нельзя не сказать об их вкладе в развитие и проведение параолимпиад - соревнований с участием людей, получивших увечья, больных, инвалидов. Именно спортивная журналистика сделала возможным освещение этих Олимпиад на должном уровне и привлекла внимание к ним общественных и государственных деятелей. А это способствовало инвестициям в развитие инвалидного спорта во всех странах мира. Значит, спортивная журналистика помогла людям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценными, вновь ощутить вкус к жизни30. Здесь очевидна организаторская, социальная функции журналистики.
Спорт как социокультурное явление и социальный институт является микромоделью социальной системы, экономики и культуры страны, поэтому отношение к спорту, его образы, сформированные в том числе и в средствах массовой информации, находятся в прямой зависимости от идеологических и социокультурных конструктов, внедряемых СМИ в массовое сознание посредством определенных репрезентаций.
Если в советский период можно было говорить преимущественно о влиянии политики на спорт, то сегодня, на новом историческом этапе развития общества, речь идет о диалектических, углубляющихся и разносторонних взаимосвязях. Спорт, освещаемый СМИ, становится средством создания паблисити, имиджа политиков, одной из политических предвыборных технологий.
Спортивные события, освещаемые СМИ, отражают не только собственно содержание тех или иных мероприятий, но и становятся репрезентациями определенных идеологических конструктов, внедряемых в массовое сознание.
Образы спорта, репрезентируемые СМИ, могут выступать как средство национальной идентификации, средство формирования патриотизма, чувства гордости за страну и в то же время как источник формирования нетолерантного отношения к Другому; спорт может рассматриваться как заменитель политической или национальной агрессии и по своей амбивалентной природе как выразитель той же агрессии; как способ выражения национально- религиозной нетерпимости и вражды.
Во взаимосвязи с бизнесом спорт представляется средствами массовой информации как часть современного бизнеса, как эффективная имиджевая технология, а также как фактор формирования имиджа бизнесмена; как шоу-бизнес, красочный спектакль, в котором теряется основная составляющая спорта - состязательность.
Чрезвычайно значима связь спорта с проблемами здорового образа жизни и здоровья как социокультурного феномена. Спорт в СМИ выступает как производитель тела (здорового, сильного, работоспособного), в то же время формируется образ спорта как фактора разрушения здоровья (проблемы допинга, травматизма и профессиональных заболеваний спортсменов), даже как одно из проявлений антикультуры в современном мире (экстремизм и наркомания).
Во время Олимпийских Игр прекращаются любые вооруженные конфликты. Функция спортивной журналистики в самом идеальном варианте заключается и в содействии установлению мира на земле - спортивная пресса призвана снимать стрессовые ситуации и направлять негативную энергию на переживания, связанные со спортом. Для этого поддерживается и развивается интерес к спорту и окружающей жизни в целом, попутно претворяется в жизнь процесс воспитания гармонично развитой личности.
Заключение
Среди многообразных мнений и подходов, представленных в научной литературе, в данном реферате выделены общепринятые функции СМИ: информационная, коммуникационная, идеологическая (в некоторых интерпретациях - ценностно-ориентационная), культурно-образовательная, организаторская, релаксации.
Отмечено, что с возникновением в середине XIX в. феномена современного спорта и развитием системы массовых коммуникаций в России между ними начали складываться принципиально новые формы связей. Появление спортивных массовых коммуникаций во второй половине XIX в. явилось закономерной реакцией на новые информационные потребности социума. Спортивные коммуникации выступили как подсистема спортивной деятельности.
Спортивная журналистика — это социально-значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа и аудиторию. Спортивные СМИ называют так же элементом системы воспитания, сочетающим популяризацию массового физкультурного движения и спорта с освещением организационно-методических и научно-теоретических вопросов его развития.
В реферате рассмотрены
некоторые особенности
Наряду с эксклюзивными, спортивная пресса осуществляет выполнение набора общестандартных функций. К ним относятся информационная, аналитическая и публицистическая, а также воспитательная функция.
Информационная функция реализуется и в том, что никакой другой вид журналистской деятельности не дает такого яркого представления о мире, как спортивная журналистика. Трудно переоценить воспитательную функцию спортивной журналистики. Можно выделить и такую функцию как идеологическую, консолидирующую самые разные части общества. Спортивная журналистика дает возможность личностным отношениям развиваться, людям лучше узнавать друг друга, изучать страны, в которых они живут. Известно, что благодаря спорту очень часто устанавливаются доверительные отношения между людьми даже в самых отдаленных уголках планеты. Идеологическая функция реализуется и тем, что спорт сам по себе, а значит и спортивная журналистика, могут решать многие проблемы в общественных и межгосударственных отношениях. Спортивные события, освещаемые СМИ, отражают не только собственно содержание тех или иных мероприятий, но и становятся репрезентациями определенных идеологических конструктов, внедряемых в массовое сознание. Образы спорта, репрезентируемые СМИ, могут выступать как средство национальной идентификации.
Круг интересов спортивной журналистики составляют только спортивные достижения. Напротив, он весьма разнообразен и широк. Сюда входит и здоровье человека, и его отношение к различным сферам общественной жизни через спортивные увлечения и многие другие проблемы. Спортивная журналистика через свои материалы, публикации, встречи, беседы, консультации может и разъяснить, и рассказать, и помочь. Таким образом, налицо образовательная функция.
Если говорить об общественной стороне деятельности спортивных журналистов, то нельзя не сказать об их вкладе в развитие и проведение параолимпиад. Здесь очевидна организаторская, социальная функции журналистики.
Спорт, освещаемый СМИ, становится средством создания паблисити, имиджа политиков, одной из политических предвыборных технологий. Во взаимосвязи с бизнесом спортивная журналистика реализует функцию эффективной имиджевой технологии.
Сегодня спортивная журналистика является и решающим фактором в развитии самого предмета своего творчества – спортивной индустрии в целом.
Список использованных источников
1 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 1998. С. 44.
2 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 1998. С. 45-46.
3 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2001. С. 163
4 Глинская И.Ю. Средства массовой коммуникации и их воздействие на массовое сознание / Массовые информационные процессы в современной России. - М., 2002. С. 175
5 Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989. С. 9.
6 Функции журналистики [Электронный ресурс]
– Режим доступа http://edu.tsu.ru/res/1854/
7 Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. - М., 1993, с.56.
8 Фомичева И. Д. Журналистика переходного периода: развитие практики и вызов науке / Основные понятия теории журналистики, с.8-13.
9 Першке Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Основные понятия теории журналистики. - М., 1993, с.83.
10 Науменко Т.В. Функции журналистики и
функции СМИ [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.library.cjes.ru/
11 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2001. С. 194
12 Аполлонова Л.П. Дисфункции института журналистики на современном этапе// Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. - СПб, 2010. С. 233
13 Савинова О.Н. К вопросу о трансформации функций журналистики
/ Ноябрь 2010 [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.mediascope.ru/node/
14 Савинова О.Н. К вопросу о трансформации функций журналистики
/ Ноябрь 2010 [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.mediascope.ru/node/
15 Савинова О.Н. К вопросу о трансформации функций журналистики
/ Ноябрь 2010 [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.mediascope.ru/node/
16 Массовые коммуникации и общественное сознание: Вып. II. - М.: ИНИОН АН СССР: Факультет журналистики МГУ, 1979. - С. 67.
17 Моль А. Соииодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - С. 47
18 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Изд. 3-е, исп. и доп. - М.: РИП-холдинг, 2000. - С. 45.
19 О типах коммуникационных культур см.: Засурский Я.Н. Колонка редактора: роль технологий в истории развития печати// Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. - 2003. - №2. - С. 5.
20 Гордин Р.Л. Очерки по истории античного спорта. - С-Пб: Восточноевропейское рекламное агентство, 1991. - С. 41-43.
21 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. -С. 223.
22 Головных Г.Я. Физическая культура как социальное явление. - Смоленск: СГИФК, 1989. - С. 27.
23 Фомин Ю.А. Актуальные социальные проблемы большого спорта. - Омск: ОГИФК, 1989. - С. 6.
24 Столбов В.В., Финогеева Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - С.З.
25 Орлов СИ. Русская дореволюционная спортивная журналистика: краткий очерк. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - С.37
26 Михайлов С.А. "Спортивная журналистика". Учебное Пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2005, с.11
28 Позднышев Е. В. Имидж спортсмена: Паблик рилейшнз в спорте. Научно-методическое издание. Часть 2. - К.: ЧПП, 2003. - 106 с., с.54
29 Позднышев Е. В. Имидж спортсмена: Паблик рилейшнз в спорте. Научно-методическое издание. Часть 2. - К.: ЧПП, 2003. - 106 с., с.53
30 Позднышев Е. В. Имидж спортсмена: Паблик рилейшнз в спорте. Научно-методическое издание. Часть 2. - К.: ЧПП, 2003. - 106 с., с.55-56