Система функций спортивной журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Что касается такой специфической сферы коммуникации, как информационное обеспечение и освещение спорта, то системное изучение ее характера и особенностей в нашей стране долгое время не проводилось. Научные работы и диссертационные исследования по проблемам спортивных СМИ (И.Н. Акрамовского, В.Ф. Асаулова, В.Ф. Веселова, П.А. Виноградова, Е.Ф. Долгополовой, Ж.В. Кудрявцевой, Т.Е. Лейе, А.В. Оганесян, B.C. Родиченко и др.) рассматривали спортивные СМИ преимущественно не как самостоятельный объект, а как один из аспектов при изучении педагогической, социологической, управленческой и других сфер спортивной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Система функций средств массовой коммуникации……….…………...5
1.1. Основные функции средств массовой коммуникации……..................5
1. 2. Анализ современных взглядов на функции журналистики….…….…8
2 Система функций спортивной журналистики…………………………...11
2.1 Становление спортивных коммуникаций и их функций….…….…....11
2.2 Функции спортивной журналистики…………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Функции спорт журки.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

2. Система функций  спортивной журналистики

2.1 Становление спортивных коммуникаций и их функций

 

Как было отмечено ранее, выделяют пять основных социальных функций коммуникации: 1) информирование; 2) интерпретация; 3) передача социального и культурного наследия; 4) социализация; 5) отдых и развлечение16.

Массовая коммуникация, т.е. передача общественно важной информации посредством массово-коммуникационных технологий (печати, телевидения, радио, Интернета и др.), стала одним из важнейших видов социального общения. «Человек усваивает культуру из социального окружения, - отмечает французский ученый А. Моль, - которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее - дело средств массовой коммуникации, этих новых факторов духовного мира, обеспечивающих в наше время контакт между индивидуумом и общественной средой»17.

Сверхзадача массовой коммуникации - адекватное информационное обеспечение жизнедеятельности аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями.18

С помощью СМИ, выполняющими свою коммуникативную функцию, создаются  массовые информационные потоки в различных областях человеческой деятельности. Спорт, будучи социальным явлением, т.е. сопряженным с потребностями и интересами как личности, так и разных профессионально-социальных слоев и в целом всего общества, почти с момента зарождения стал объектом отражения коммуникативных систем различных типов культур19.

Уже о событиях древнегреческих  Олимпиад можно узнать из поэтических произведений - од и эпиникий, посвященных воспеванию победителей Игр. Другим информационным источником служат экспонаты классической греческой пластики, связь которой с олимпизмом особенно сильна20.

С возникновением в середине XIX в. феномена современного спорта и  развитием системы массовых коммуникаций в России между ними начали складываться принципиально новые формы связей. Спортивные коммуникации выступили как подсистема спортивной деятельности; их функциональная специфика в разные исторические стадии определила три модели интеграции массовых коммуникаций в области спорта и самого спортивного института: партнерская (до 1917г.); инструментальная (1917-1990); коммерческая (1990- по настоящее время).

Середина XIX - начало XX вв.- эпоха зарождения спорта как общественно значимого феномена, развития капиталистических отношений в России, увеличивающегося влияния журналистики в качестве коммуникатора массового информационного процесса, общего подъема литературно-филологической мысли.

Формирование модели интеграции дореволюционного периода  происходило в тесной связи с: зарождением спорта как социального феномена; появлением первых видов спорта и их аудитории; институционализацией управленческих спортивных структур; существованием в условиях развития конкурентно-рыночных (капиталистических) отношений; эмпирической незаданностью взаимоотношений массовых коммуникаций и спорта; неоднозначным восприятием института спортивной деятельности общественными и государственными органами.

Со второй половины XIX в. потребности развития индустриального  западного общества, связанные прежде всего с распространением крупного машинного производства, особенно остро поставили на уровень всеобщих социальных проблем вопросы повышения работоспособности и укрепления здоровья человека. Спорт проявился здесь также в качестве способа воспроизводства физических способностей людей.

Начиная с последнего десятилетия XIX в. в противовес замкнутости элитарных гимнастических и игровых спортивных клубов на первый план в развитии спортивного движения выходит т.н. «рекордное» его направление, для которого было характерно «сопоставление на основе высоких требований силы, ловкости, выносливости, быстроты, физических и духовных способностей спортсменов»21.Отражением новой тенденции является проведение в 1896 г. в Афинах I Олимпийских Игр современности.

Иначе говоря, на протяжении всего XX в. и до недавнего времени  спортом (его синонимы: «большой спорт», «спорт высших достижений», «рекордный спорт» и т.д.) считалась «состязательная деятельность, протекающая в форме соревнования, осуществляемая в свободное от непреложных обязанностей и нужд время»22

Однако в середине 80-х гг. дефиниция «любительство» была изъята из Олимпийской хартии, так как фактически к тому моменту спорт утратил свой любительских характер и перешел на рельсы профессионализации. В последних работах спортивных социологов считается, что «термин «большой спорт» для обозначения спорта на уровне сборных команд-стран в целом приемлем».23

Современный спорт - производное  тех больших социальных изменений, которые были вызваны индустриальным переворотом, революциями в Европе XVIII-XIX вв., прогрессом в военном деле, науке, культуре и искусстве. Эти процессы сопровождались усиленной концентрацией производства, образованием международных трестов, картелей, синдикатов. Как результат научно-технического прогресса появляются новые средства связи и коммуникации. Национальная ограниченность и изолированность становятся тормозом на пути развития общества. В тех условиях закономерным явилось усиление международного сотрудничества в различных областях - экономической, научной, культурной и спортивной.

 

2.2 Функции спортивной журналистики

 

Термин «спорт» происходит от древнелатинского слова диспортаре — развлекаться. В старофранцузском языке отсюда произошло слово деспорт — развлечение, от которого образовался термин ле спор(т), перешедший в немецкий язык — шпорт и английский — спорт. Так понятие распространилось по всему миру. В Скандинавских странах ему соответствует слово идрот, а в испаноязычных странах он звучит как депорте.

В России данный термин впервые  упомянут в 1851 г. В газете «Северная пчела», издаваемой Ф.В. Булгариным, написано, что понятием «спорт» именуют «все гимнастические упражнения или забавы. Сюда же принадлежат псовая охота, стрельба в цель, фехтование, верховая езда, охота, рыболовство, мореплавание».24 «Под словом «спорт» подразумевают, главным образом, честолюбивое стремление к достижению чего-либо особенного, выдающегося в сфере телесных упражнений», - говорится в журнале «Охотник» (1887. № 34). Спортом не может называться, утверждает далее автор статьи «Спорт, его значение и назначение», все, «что делается не ради личного удовольствия, а для выгоды».25

Сегодня спорт - это наша жизнь во всех ее проявлениях, со всеми ее нюансами, и понятно, что спортивная журналистика  является отражением всех сторон этой самой  жизни. 

Что же освещает спортивная журналистика? Это — спорт и физическая культура, а также события общественной жизни, связанные со спортом и физкультурой.

Понятие спортивной журналистики дается в Большой советской энциклопедии: спортивная журналистика — это социально-значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа и аудиторию.

Появление спортивных массовых коммуникаций во второй половине XIX в. явилось закономерной реакцией на новые информационные потребности социума.

«В наши дни система  физкультурно-спортивных СМИ – элемент  системы воспитания, сочетающий популяризацию массового физкультурного движения и спорта с освещением организационно-методических и научно-теоретических вопросов их развития»26.

Как известно, одной из важнейших функций СМИ как социального института является формирование образов реальности, влияние на преобразование социальной действительности при помощи символов; коррекция общественного мнения, как позитивного, так и негативного, по самым разным проблемам жизни общества. Совокупность символов, их значений, смыслов и ценностей, то есть культурные коды, являются устойчивой, неизменной для целой культурной эпохи системой, общей или комплиментарной для разных субкультур. Давно известно, что то, что не попало в каналы массовой коммуникации, в современном мире почти не оказывает влияния на развитие общества. В современной ситуации «информационной эпохи» институт СМИ выступает одним из субъектов организации жизненного пространства человека, в том числе, его ценностной структуры. В разные периоды развития российского общества тексты массовой информации создают различные дискурсы, отражающие социальные и культурные знания, ценности, идентичности, социальные и политические действия, процессы развития материального мира. В полной мере это относится и к феномену спорта.

Анализ реализации функций  спортивной журналистики позволяет выявить механизм конструирования образа спорта в массовом сознании средствами массовой информации, взаимосвязь в нем традиционной гуманистической концепции спорта и современных тенденций его развития.

Сегодня часто говорят о кризисном состоянии современного спорта, о множестве негативных явлений, связанных с его дегуманизацией. Развеян миф о спорте как об идеальном мире здоровья и физического совершенства, очевидными стали следствия резкого «помолодения» спорта, возрастания часто запредельных нагрузок, перевода его в область состязания достижений фармакологии. Некоторые исследователи в связи с этим говорят даже о превращении спорта в область нравственных деформаций, о нарастании отчуждения между обществом и сферой спорта (с появлением спортивной «элиты»). Отмечается серьезное несовпадение между видением спорта основной частью общества и современными явлениями и процессами, происходящими в спорте и отражаемыми средствами массовой информации27.

Сегодня приходится говорить о том, что в спортивной журналистике присутствует существенная неравномерность в реализации основных функций СМИ - отмечая информационную, коммуникативную, идеологическую, культурно-образовательную, приходится выделять как лидирующие рекреативную, развлекательную, рекламную, коммерческую. 

Рассмотрим  некоторые  особенности формирования и реализации новых функций спортивной журналистики, которые приводят к изменениям всей системы функций средств массовой коммуникации в целом.

Данные статистики говорят  о том, что  спорт стал одним  из главных “благ” для современного ТВ. Во многих развитых странах  на спортивные передачи отводится более 10% от общего объема телевизионных программ. Сегодня социологи считают телевидение важнейшим каналом развития спорта в отдельных странах и в мире в целом. Сегодня можно уверенно говорить о симбиозе ТВ и спорта. Таким образом, можно говорить о том, что спортивная журналистика является решающим фактором в развитии самого предмета своего творчества.

Спортивная журналистика прежде всего рассматривается как  информационная, ежесекундная. Соревнований в мире проходит множество, и только спортивная оперативная журналистика может помочь жителям Киева, например, узнать, как закончились спортивные состязания в Австралии или в Атланте, причем узнать сразу же после их окончания. Никакой другой вид журналистской деятельности не дает такого яркого представления о мире, как спортивная журналистика, ибо корреспондент, освещая ход соревнований, виртуально переносит нас в любой уголок Земного шара.

Трудно переоценить  воспитательную функцию спортивной журналистики. О  влиянии СМИ на олимпийское образование подрастающего поколения России свидетельствуют такие факты. В результате проведенных исследований установлено, что основным источником информации  о  событиях, связанных с олимпийским движением, для подростков и учащейся  молодежи являются телепередачи (94%), а также журналы и газеты (от 30% - школьники до 75% - юные спортсмены).28

Стоит заметить однако, что  очень часто СМИ символизируют  победу спортсменов как победу государства над остальными странами, это тоже своего рода советская традиция, когда личность воспринималась только как часть единого целого, коллектива. Проецируя победу части на целое, средства массовой информации, таким образом, нивелируют результат отдельного индивидуума, личности. Символизация спортивной победы как в первую очередь победы над самим собой имеет социально-педагогические аспекты, а значит, социально значима. Но средства массовой информации часто пренебрегают воспитательной функцией в пользу идеологической.

Можно выделить и такую  функцию как идеологическую, консолидирующую самые разные части общества. Ни одна аудитория - ни читательская, ни зрительская - не имеет такой широты охвата по возрастам, по разнообразию интересов, профессий, как спортивная. Известно, что и президенты, и государственные деятели, и руководители различных компаний, и известные артисты, и простые рабочие, и моряки, и докеры, и космонавты  начинают читать прессу с последней полосы, где обычно помещают  спортивный материал. Многие из них признаются, что вначале должны получить спортивную информацию, а потом уже познакомиться с новостями в экономике, политике, международной жизни и т.д. Спортивная журналистика дает возможность  личностным отношениям развиваться, людям лучше узнавать друг друга, изучать страны, в которых они живут. Известно, что благодаря спорту очень часто устанавливаются  доверительные отношения между людьми даже в  самых отдаленных уголках  планеты

Идеологическая функция  реализуется и тем, что спорт сам по себе, а значит и спортивная журналистика, могут решать многие проблемы в общественных и межгосударственных отношениях. Если читатели или зрители доверяют любимому спортивному комментатору или спортивному журналисту, то его мнение о проблемах спорта, об общественном или политическом событии они, естественно, воспринимают безоговорочно, как истину в последней инстанции29.

Круг интересов спортивной журналистики составляют только спортивные достижения. Напротив, он весьма разнообразен и широк. Сюда входит и здоровье человека, и его отношение к различным сферам общественной жизни через спортивные увлечения и многие другие проблемы. И тут опять-таки спортивная журналистика  может дать фору любому направлению журналистики, потому что темы эти неисчерпаемы. Возьмем такой пример. Желание быть здоровым, сохранить трудоспособность на долгие годы естественно для каждого человека. И если тут имеются проблемы, то справиться с ними поможет спорт. А где спорт, там и  спортивная журналистика,  которая через свои материалы, публикации, встречи, беседы, консультации может и разъяснить, и рассказать, и помочь. Таким образом, налицо образовательная функция.

Информация о работе Система функций спортивной журналистики