Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 11:46, реферат
Во второй половине XX в. в политической жизни общества значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием средства массовой информации (СМИ). В последние годы политическая информация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет.
виях избиратель может противостоять политическим мани-
пуляциям с использованием СМИ?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Подумайте о следующих фактах, имевших место в на-
чале XX в. На затерявшемся в океане острове жили две об-
щины колонистов — немцев и англичан, предки которых
давно поселились здесь. Они мирно общались между собой,
сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с
внешним миром осуществляли корабли, изредка заходив-
шие сюда. В августе 1914 г. началась мировая война, но на
острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи тог-
да не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь
в 1915 г. пришел корабль, экипаж которого принес весть о
том, что Великобритания и Германия столкнулись в крова-
вой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отно-
шения между общинами стали враждебными. Какие выво-
ды о значении политической информации можно сделать из
этой истории?
2. Оцените следующие факты. В середине XX в. для то-
го, чтобы переслать 30 страниц текста на расстояние
5 тыс. км, потребовалось бы примерно 10 дней и около
30 долларов. В 1980 г. ту же задачу можно было выполнить
по факсу за один час. Это стоило бы примерно 50 долларов.
В начале XXI в., используя лучшие сети передачи данных,
тот же объем информации можно перебросить за 3 секунды,
затратив 3 цента. Стоимость операции упала в тысячу раз,
а скорость возросла в 300 тысяч раз. Сделайте выводы из
этих фактов.
3. Американский
журналист Ч. Дейна как-то
«Если собака кусает человека, это не новость; новость — если человек кусает собаку.» Отражает ли это высказывание сущность СМИ? Какое положение учебного текста перекли-кается с этими словами?
4. Проследите,
как освещается какое-либо
5. Проведите небольшое социологическое исследование — анкетный опрос ваших одноклассников на тему «Мой главный источник политической информации». Результаты исследования обсудите в классе.
6. Составьте
для молодого человека, проявляющего
интерес к массовой информации, памятку
под названием Как ориентироваться в материалах
СМИ (вариант названия: Лоцман в море политической
информации).
Прочтите фрагмент из работы современного политолога.
«Процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение. Очевидно, что Интернет обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря Интернету способно преодолеть иерархизм реальной власти. Электронная коммуникация осуществляет полное равенство ее участников и участниц.
Наибольшие
перспективы имеет процесс
демократизации. Ее основной смысл заключается в использовании Интернет-технологий для следующих целей:
•расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности;
•снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей;
•повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти. Развитие компьютерной сети изменило во многом характер политических коммуникаций, позволив устанавливать одновременный контакт между миллионами людей.»
Вершинин
С. Политическая коммуникация в информационном
обществе. — СПб., 2001. — С. 87.
Вопросы и задания к источнику.
1) В чем состоит смысл электронной демократизации?
2) Каким образом может быть расширен доступ избирателей к законотворческой деятельности?
3) Как Интернет может способствовать снижению издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей?
4) В чем состоит перспектива осуществления через Интернет обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти?
5) В чем заключается преимущество Интернет-технологий перед возможностями традиционных СМИ?
6) На основе документа и текста параграфа сделайте вывод о новых возможностях, которые открывает Интернет для развития демократии.
Об этом спорят
Споры, как отмечает автор приведенного выше фрагмента, вызывает вопрос о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы. Этот общий вопрос включает в себя ряд более конкретных:
- Что происходит с прежними политическими институтами, когда и как рождаются новые институциональные структуры?
- Как изменить общественное устройство, чтобы максимально использовать преимущества новых возможностей в информационных взаимодействиях, но при этом сохранить устойчивость общественных институтов?
- Каковы механизмы трансформации взаимоотношений гражданского общества и государства, демократии и публичной сферы, прямой и представительной демократии в информационном обществе?
- В чем заключается влияние Интернета как средства массовой политической коммуникации на электоральное поведение граждан?
- Какой тип демократии формируется в информационном обществе?