Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 11:46, реферат
Во второй половине XX в. в политической жизни общества значительно возросло влияние газет и журналов, радио и телевидения, объединяемых понятием средства массовой информации (СМИ). В последние годы политическая информация широко распространяется не только по каналам традиционных СМИ, но и через Интернет.
возможность дать более глубокий анализ происходящего.
Как образно говорят специалисты: если радио работает для
«ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то га-
зета исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.
Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо-
гут способствовать развитию демократии, сознательному
участию граждан в политической жизни, но могут быть ис-
пользованы и для политического манипулирования. Так на-
зывают процесс воздействия на общественное мнение и по-
литическое поведение, скрытое управление политическим
сознанием и поступками людей для того, чтобы направить
их в нужную властным или определенным общественным
силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные
установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть
массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не-
популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство
и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем
воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с
правдивой информацией в пропаганде нередко подается по-
луправда, а также в зависимости от характера политичес-
кой организации, ведущей пропаганду, используются и
фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.
Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио по-
требовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16,
телевидению — 13, а Интернету — 4 года.
Исследователи социальных последствий развития новых
информационных технологий, в частности Интернета, при-
ходят к выводу, что информационная революция ведет к
расширению диапазона доступных гражданам мнений и ос-
лаблению информационной зависимости от традиционных
СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю-
дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по-
литики, поэтому в результате применения современных
средств информационного воздействия на сознание они не-
редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по-
литиков, которые хотят использовать их активность лишь в
собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя но-
вые средства, манипулировать поведением людей остались
бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити-
чески оценивать информацию, отличать объективную ин-
формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на
научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити-
ку и роль СМИ.
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ИЗБИРАТЕЛЯ
Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни,
пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи-
тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на
избрание, если не сможет использовать телевидение и дру-
гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно
с распространением телевидения, значительно возросла. Это
нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы-
борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и
эфирного времени на радио и телевидении для публикации
агитационных материалов составляет существенную часть
затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара-
стает еще до начала избирательной кампании. А политичес-
кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан-
дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На
этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими
способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча-
ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают
особыми возможностями: они способны доставить агитацион-
ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть
представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, ≪круг-
лых столов≫, пресс-конференций, интервью, показа телеочер-
ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проника-
ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре-
тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на
политическом рынке. С этой целью к агитации подключа-
ются рекламные компании. Привлекаются консультанты,
которые изучают ≪рынок≫ (состав, социальное положение,
ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для
продвижения ≪товара≫, дают советы нанявшим их участни-
кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы
с использованием образов политических деятелей, политиче-
ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки
и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название
≪политический маркетинг≫.
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ-
на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну-
шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст-
вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других
средств. Он связан со снижением критичности восприятия
внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот-
несения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой,
разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому совре-
менная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви-
деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного
ролика (малой формы киноискусства). В политической пси-
хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на
то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами-
лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в
песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото-
графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про-
грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби-
рателя идеи. Следующий вид — негативный материал о
сопернике, например отрицательные высказывания людей о
нем. Наконец, четвертый вид — ≪ударный≫ клип, призыва-
ющий голосовать за кандидата (≪Мы —за него!≫).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил
в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще-
ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей,
волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов,
предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та-
ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще-
ние соревнования, побуждает следить за ходом ≪избиратель-
ного марафона≫. Однако эти результаты могут влиять на
позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые
к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти-
руясь на мнение большинства.
Опыт
Новейшего времени
рых случаях
СМИ, имеющие различную идейно-
кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се-
бя роль политических партий. Они ведут борьбу за
аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той
или иной политической позиции, того или иного кандида-
та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело-
века одновременно воздействуют многие институты: семья,
школа, церковь, община и другие, а также межличностное
общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы
пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее
взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его по-
литическая культура, способность различать объективную ин-
формацию и политические манипуляции, отбирать полезные
для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо-
го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в
жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со-
временных СМИ, их ≪плюсах≫ и ≪минусах≫ помогают каждо-
му определить собственную политическую позицию.
7ШОсновные понятия: средства массовой информации.
f^is Термины: политическое манипулирование, политический
маркетинг, общественное мнение.
Проверьте себя
1) Что входит в понятие ≪средства массовой информа-
ции≫? 2) Чем массовая информация отличается от обмена
информацией в межличностном общении? 3) Каковы поли-
тические функции СМИ? 4) В чем состоят особенности раз-
личных видов массовой политической информации?
5) Какие возможности дают СМИ для воздействия на изби-
рателя? 6) Как действует механизм политического манипу-
лирования, каковы его последствия? 7) При каких усло-