Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, статья
Кто владеет информацией, тот владеет миром» - гласит известная с давних времен цитата. Сегодня ее можно перефразировать следующим образом: «Кто владеет СМИ - тот контролирует общественное сознание».
С появлением газет, радио и телевидения мир стал другим. Информация перестала быть привилегией меньшинства, она стала бытовым содержанием широкой публики. Политики, руководители государств увидели в этом преимущество в процессе управления народом. Ленин на заре становления советского государства говорил: «Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы». Поэтому советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин страны Советов читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку, а информация превратилась в один из наиболее значимых факторов становления общественного сознания.
Среди причин падения доверия общества к средствам массовой информации можно назвать следующие:
- широкое использование СМИ для манипулятивного воздействия на граждан, особенно в период предвыборных кампаний;
- средства массовой информации зависят от финансовой поддержки со стороны политических и коммерческих доноров, учет запросов и интересов аудитории не является условием выживания на рынке. Зависимость от доноров провоцирует самоцензуру в среде работников субсидируемой прессы. Проблемы удовлетворения информационных потребностей потребителей медийной информации, обеспечения их прав и интересов решаются по усмотрению медийных организаций, которые не подотчетны аудитории и руководствуются в своей деятельности прежде всего соображениями экономической эффективности, выживания в конкурентной борьбе и оказания влияния на общественное мнение. Либо стремятся соответствовать ожиданиям политических и коммерческих спонсоров, финансовая поддержка которых обеспечивает выживаемость дотируемых СМИ в условиях рынка.
- СМИ идут на поводу у низменных запросов массы, поднимая темы, которые неизменно интересуют читателей и зрителей, отказываются от освещения спорных тем, неудобных, перестают быть «общественной службой»;[8]
- низкий уровень профессионально-этической культуры журналистов.
Решение
этих вопросов может восстановить доверие
россиян к средствам массовой
информации. Однако, несмотря на существующие
проблемы во взаимоотношениях СМИ с их
читателями, зрителями, слушателями, Россияне,
как правило, считают современные СМИ
разнообразными и способными удовлетворить
даже самые взыскательные запросы, в представлениях
о роли СМИ доминирует мнение, согласно
которому они дают нам важную информацию.
Список литературы:
Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного сознания