Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа
Черный PR, «спец технологии», «грязные технологии», «информационные войны», «спец пропаганда», «контрпропаганда» – эти понятия все чаще попадаются нам в средствах mass media, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным компаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами. Что же стоит за этими понятиями?
Этот подбор также может осуществляться на микроуровне – в одной статье, телевизионном сюжете, листовке.
Например, во время недавних выборов губернатора в Свердловской области команда А. Буркова выпустила листовку, в которой были портреты А. Буркова и Э. Росселя. В той листовке фотография А. Буркова создавала четкий положительный образ, была сделана резкой и контрастной, фотография Э. Росселя, напротив, была подобранная посредственная, сделанная с низким разрешением, преобладал красный отталкивающий цвет. Фотографии сопровождала надпись: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», делающая акцент на преимуществе молодости А. Буркова.
«Закрепление положительного «противообраза». Метод состоит во внедрении в общественное сознание положительного образа, соответствующего посту депутата (губернатора). Этот образ конструируется таким образом, чтобы он был наиболее «удален» от имиджа конкурента (был «противообразом»). После того как создан положительный «противообраз» в общественном сознании ассоциируется с постом-целью избирательной компании, происходит акцентуация на тех элементах образа конкурента, которые максимально расходятся с положительным «противообразом» (см. метод «Использование контраста»).
Например, во время недавних выборов губернатора в Свердловской области команда А. Буркова делала основной акцент на изменении ситуации, обновлении элиты, необходимости появлении новой «молодой крови». После этого делался акцент на «оторванности от народа», «усталости» и «застоялости» чиновников области и самого губернатора Э. Росселя.
«Использование слухов». Слухи представляют собой отдельный специфический тип коммуникации. Основные его особенности, определяющие контрпропагандистское использование, это принципиальная анонимность и «не пересекаемость» его тем с темами средств массовой информации. В качестве носителя контрпропагандистских тем слухи могут существенно усилить те или иные латентные стереотипы и представления электората.
Далее необходимо рассмотреть некоторые из конкретных методов пропаганды, направленных на разрушение положительного и создание отрицательного имиджа – контрпропаганда.
«Прямое опровержение». Метод состоит в прямом опровержении различных пунктов пропаганды соперника. Без дополнительных мероприятий этот метод редко бывает эффективен. Прежде всего это связано с психологическими особенностями восприятия человека: разрушить создавшейся стереотип значительно сложнее, чем создать новый.
«Информирование». Состоит в игнорировании тех или иных тем пропаганды противника. Он основан на том предположении, что негативная тема, остающаяся «на слуху», приносит большой ущерб по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Несмотря на тривиальность, метод бывает достаточно эффективен, особенно в случае незначительности темы пропаганды соперника или недостатков его ресурсов.
«Отвлекающая пропаганда». Метод состоит в отвлечении и переносе внимания целевой аудитории с тем пропаганды противника на другие темы. Эти темы могут быть связаны с избирательной компанией, соперником, а могут быть произвольной темой, представляющей интерес для общественного мнения. Обладает достаточно высокой эффективностью.
«Уменьшение значимости темы». Метод основан на переносе акцентов на элементы темы, обладающие «меньшей негативностью», кратком затрагивании и «не упоминании» темы и т. д. Используется совместно с методом «Отвлекающая пропаганда».
«Превентивная пропаганда». Метод состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, которая может быть использована пропагандой противника (конкурента), с измененными и смягченными компонентами или элементами для уменьшения доверия к теме. В избирательных компаниях нередко используются с развитием темы о возможных провокациях, использованием «нечестных методов со стороны конкурентов», выдвижением аналогичных обвинений, которые предполагала использовать пропаганда другой стороны, и т. д. Это приводит к снижению общего уровня доверия к любой информации, в том числе негативной. Встречаются случаи выдвижения очевидно надуманных обвинений к кандидату с последующим широким опровержением этих обвинений. Например, в ходе избирательной компании в одном из регионов РФ якобы со стороны одного из кандидатов было выдвинуто обвинение в присвоении коммерческого кредита другим кандидатом, а затем обеспечено широкое опровержение, связанное с отсутствием данной формы кредита в банковской практике. Это позволило нейтрализовать контрпропаганду конкурентов, основанную на аналогичном факте присвоения кредитов, но обладавшем значительно большей достоверностью.
«Ограничительные меры». Состоит в ограничении доступа аудитории к пропаганде, нарушении работы «пропагандистского аппарата» конкурента. Необходимо отметить, что ограничительные меры никогда не бывают полностью эффективными. В избирательных компаниях использование ограничительных мер трансформируется в работу по сбору и уничтожению наглядной агитации конкурентов, нарушению циклов производства и распределения пропаганды конкурента. Например, в одной из избирательных компаний одна из сторон организовала внеочередное праздничное мероприятие на типографии, в которой печаталась наглядная агитация конкурентов, что привело к срыву ее плана распространения и в конечном итоге к существенному отставанию другой стороны.
«Использование контрслухов». В силу специфических особенностей слухов в качестве противодействия им одним из наиболее эффективных методов является использование соответствующих контрслухов.
«Использование эвфимизмов». Данный метод схож с использованием метода «Наклеивание ярлыков» наоборот. Состоит в замене эмоционально окрашенных обозначений тех или иных объектов или фактов на слова, имеющие меньшую эмоциональную окраску или менее понятные. Например, вместо журналистского заголовка «воровство государственных денег» используется выражение «случаи не целевого использования бюджетных средств».
Нередко
эффективное пропагандистское мероприятие
вызывает проведение соответствующего
контрпропагандистского , которое, в
свою очередь, требует контр-
Далее мы рассмотрим несколько известных примеров применения «спецтехнологий» и контрпропаганды, в которых были задействованы описанные выше методы.
Одним из наиболее известных и эффективных недавних примеров «контрпропаганды» стал фильм «Заговор», который демонстрировался по петербургскому телевидению во время выборов в Законодательное собрание г. Санкт-Петербурга и был направлен против кандидатов объединения «Яблоко». Этот фильм делал акцент на проамериканской позиции Г. Явлинского, связывал его с А. Чубайсом и говорил о «секретном договоре о разделе Россиии» и желании Г. Явлинского «распродать по дешевке наше национальное достояние».
Фильм «Заговор» построен на методе «Использование пугающих тем и сообщений». В качестве угрозы выступает «раздел России», а в качестве способа, как избежать этой угрозы, подразумевает голосование против кандидатов «Яблоко». Достаточно широко используются методы «Выборочный подбор информации» и «Псевдологические выводы».
Одним из самых известных и классических примеров «негативной рекламы» стали «Ролик с маргариткой» и «В. Хартон». Первый ролик был использован в 1967 году Л. Джонсоном против Б. Голдуотера, а второй в избирательной компании на пост президента США 1998 года. Его использовали республиканцы против кандидата Демократической партии М. Дукакиса. В этих роликах были использованы сразу несколько методов «контрпропаганды».
«Ролик с маргариткой» начинался с кадра маленькой девочки, отрывающей лепестки маргаритки и считающей «… 4, 5, 6, …». После этого лицо девочки показывалось крупным планом и исчезало, одновременно появлялся голос «военного», производящего обратный отсчет «10, 9, 8, …». На цифре 0 зрители могли услышать звук взрыва, появлялся характерный «Ядерный гриб» и голос кандидата Линдона Джонсона произносил: «Ставка такова: либо создать мир, в котором смогут жить все дети, или погрузиться в темноту». Этот пропагандистский ролик был направлен на то, чтобы использовать репутацию Б. Голдуотера как «ястреба», а также достаточно импульсивного человека. Ролик был оценен публикой достаточно спорно, в результате чего его отозвали. Однако сделано это было после того, как он уже произвел достаточный эффект.
Под видеороликом «В. Хартон» на самом деле понимаются три различных ролика, объединенных общей контрпропагандистской темой: ролик «Отпуск» из тюрьмы на «выходные», ролик «Повторяющийся цикл», ролик «Жертвы Хартона». Рассмотрим их более детально.
Первый ролик «Отпуск из тюрьмы на выходные». Производитель: Ларри Маккарти. Первый эфир: 9 сентября 1988 года.
Аудиоряд. Взгляды Буша и Дукакиса на уголовные преступления. Буш выступает за смертную казнь, за совершение особо тяжких преступлений. Дукакис не только против смертной казни, но и разрешает особо опасным убийцам получать «отпуск» из тюрьмы на выходные. Один из этих убийц – Вилли Хартон, осужденный за убийство мальчика во время грабежа, которому он нанес 19 ножевых ранений. Несмотря на пожизненное заключение, Хартон получил 10 «отпусков» из тюрьмы. Во время одного из них он бежал, похитил молодую пару, мужчине нанес ножевые ранения, а его подругу изнасиловал. «Отпуск» из тюрьмы на выходные: отношение Дукакиса к преступности.
Второй ролик: «Повторяющийся цикл». Производитель: Деннис Франкенберри, Зиг Рогиш и Роджер Эйлс. Первый эфир: 5 октября 1988 года.
Аудиоряд. В качестве губернатора Дукакис положил вето на принудительное заключение для наркодилеров. Он наложил вето на смертную казнь. Его политика «повторяющегося цикла» в тюрьмах разрешала «отпуска» из тюрьмы на выходные для особо опасных убийц, которые не имеют права даже на условное освобождение. Оказавшись на воле, многие из них снова совершают такие преступления, как похищения и изнасилования, и все еще находятся на свободе. Теперь Майкл Дукакис говорит, что он хочет сделать для Америки то же, что он сделал для Массачусетса. Америка не может пойти на этот риск.
Для
увеличения эффективности этот ролик
прокручивался в черно-белом
Третий ролик: «Жертвы Хартона». Производитель: Карл Холлунг. Первый эфир: 20 октября 1988 года.
Аудиоряд. Клиффорд Барнс: «Вилли Хортон. Он отбывал пожизненное заключение без единого шанса на досрочное освобождение до того, как губернатор Дукакис дал ему несколько дней «отпуска». Хартон вламился в нас дом. В течении 12 часов меня избивали, мучили и терроризировали. Моя жена Энджи была зверски изнасилована. Когда Дукакис понял, что его либеральный эксперимент провалился, он просто отвернулся в сторону. Более того, он наложил вето на закон о смертной казни. Независимо от выборов, мы опасаемся, что люди не знают всего о Майке Дукакисе».
Аудиоряд. Донна Куами: «Либеральный эксперимент с «отпусками» губернатора Дукакиса провалился. Мы все стали его жертвами. Сначала Дукакис разрешил убийцам выйти из тюрьмы. Он наложил вето на закон о смертной казни. Вилли Хартон нанес моему маленькому брату 19 ножевых ран. Джоун умер. Хартон получил пожизненное заключение без права освобождения, но Дукакис дал ему «Отпуск», из которого он никогда не вернется. Хартон снова стал насиловать и мучить других. Я опасаюсь, что люди не знают всего о «послужном списке» Дукакиса».
По свидетельству специалистов, как «Ролик с маргариткой», так и ролик «В. Хартон" оказались исключительно эффективными. По имеющимся данным, во многом за счет ролика «В. Хортон» число граждан США, полагающих, что правительство относится «недостаточно строго» к преступникам и преступности в целом, увеличилось с 23% до 61% за период с июля по октябрь. Одновременно резко увеличилась доля избирателей, полагающих, что М. Дукакис относится к преступности «недостаточно строго», - с 36 до 49%. По словам Р. Эйлса, создателя ролика «В. Хортон», «основное, что мы пытались сделать, снимая этот подобный материал, - это вызвать состояние смятения. Вот почему мы использовали эти драматические эффекты». Создатель «Ролика с маргаритками», Т. Шварц, оценивая его эффективность, в своем интервью говорит следующее: «Рекламные объявления, которые сообщают слушателю что-либо, по существу, обладают меньшим эффектом, чем те, которые атакуют что-либо, уже известное ему». Таким образом, т. Шварц справедливо указывает на то, что без репутации Голдуотера в качестве «ястреба» «Ролик с маргариткой» не смог бы произвести такого впечатления.