Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:01, курсовая работа
Черный PR, «спец технологии», «грязные технологии», «информационные войны», «спец пропаганда», «контрпропаганда» – эти понятия все чаще попадаются нам в средствах mass media, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным компаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами. Что же стоит за этими понятиями?
Объект воздействия – сознание человека, его дух, идеологические и социальные установки.
Поскольку термин «PR» в настоящее время является сильным конкурентом термина «пропаганда», то необходимо выявить общие и различающиеся характеристики двух понятий. Для сферы PR характерным является серьезное внимание к аудитории, опора на обратную связь. Пропаганда, например, в советское время была ориентирована не столько на того кто слушает, а на того, кто говорит. Ф. Джефкинс говорит, что пропаганда направлена на то, чтобы удержать правительство у власти, в то время как PR на то, чтобы его действия были понятными и направленными. Тут явственно присутствует разграничение о как бы по «благородству» целей. Ясно видно, что набор отличий не очень четкий.
В то же время и тот, и другой инструментарий направлен на массовую аудиторию, и тот, и другой представляет собой вариант интенсивной коммуникации. И там, и тут есть опора на точки уезвленности. Например и ту, и другую область интересуют данные о проблемах повседневной жизни современного человека (нехватка денег, ухудшение медицинского обслуживания, плохое жилье, и т.д.). И там, и тут есть опора на психологические характеристики, которые создают специфическое для данной аудитории поведение. Феномен близости может объясняться еще и притоком в PR специалистов из сферы пропаганды (у американцев после I мировой войны; у британцев – после II мировой войны).
Таким
образом, исходя их всего вышесказанного,
можно сказать, что пропаганда выступает
в виде варианта «жесткой» коммуникации,
которая естественно
Важным в понимании сути и значения пропаганды является анализ аудитории. В социологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «аудитория» – «совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии друг с другом. Может представлять собой например, публику в театре, или совокупность изолированных индивидов, например, аудитория TV».
Выделяют различные типы аудитории в зависимости от возрастного, образовательного, профессионального признака. Можно выделить так же типы аудиторий по социальному положению, характеру деятельности, месту жительства и т.д.
Фактически, каждый человек является, или может быть слушателем, читателем или зрителем. И в этих случаях все общество можно рассматривать как громадную макро аудиторию, как объект всестороннего воздействия. Все же остальные аудитории, образующиеся по социальным, возрастным, профессиональным и иным признакам, могут рассматриваться как микро аудитории, являющиеся элементами более крупной структуры.
Следует особо подчеркнуть, что пропаганда сориентирована как на внешнюю аудиторию, так и на внутреннюю, под которой понимаются собственные сотрудники. Последний тип аудитории имеет особое значение и наиболее часто выпадает из интересов отечественных PR. В России привыкли, что люди должны работать и так. Однако любой работодатель должен быть заинтересован в эффективных работах своих сотрудников. Эксперименты еще в 30е годы показали, что даже простого проявления внимания уже достаточно для улучшения трудовых показателей. Сейчас постепенно возвращается интерес и к своему сотруднику. Начальник департамента по работе с гос. органами, общественностью, и СМИ нефтяной компании «ЛУКойл» А.Василенко говорит: «Большое внимание наш департамент уделяет так же внутреннему PR и его сочетанием с внешним». Мы стараемся как можно больше делать для нашего акционера и служащего, и одной из основных задач нашей службы является создание той ауры, в которой человек будет нормально себя чувствовать и эффективно работать. Именно наш департамент стал инициатором создания профсоюза компании»5.
Какие теории классификации аудитории публики существуют на сегодня?
Джеймс Грунич предложил деление на непублику, латентную публику (аудиторию), сознающую публику и активную публику. Непублика минимально включена в ситуацию. Латентная – не замечает своей связи с другими людьми и организациями в ситуации. Сознающая публика понимает, что она зависит от воздействия других в этой ситуации, но не высказывает этого. Активная публика включается в коммуникативные и организационные структуры для исправления ситуации.
«Библия» американских специалистов по PR предполагает такой набор подходов к определению публики:
Четкое определение своей аудитории – залог успешного ведения пропаганды компании. Оно защищает от напрасной траты денег. Когда-то Карл Маркс убежденно писал: «Чтобы действовать с какими-то шансами на успех, надо узнать тот материал, на который предстоит воздействовать»6.
Френк Джефкинс прогнозирует такие негативные результаты, если не проводить определения своей аудитории (публики):
Если мы говорим о более общей публике в случае правительственных программ, то на уровне других каждая организация имеет свою собственную публику. В зависимости от типа аудитории меняется информация, необходимая для принятия решения.
Какие еще есть типы подходов к определению понятия аудитории? Новая типология аудитории (в отличие от дифференциации по возрасту, профессии или по уровню доходов) предлагал в 50е годы американский исследователь Д. Рисмен. Он выделял три основных типа, которые затем были использованы в политическом маркетинге: традиционно-ориентированный, внутренне ориентировпнный и внешне ориентированный типы.
«Внешне-ориентированный человек – космополит. Для него граница между близким и чужим – граница, которая четко выражена в областях, зависящих от традиционных ориентаций. По мере того, как семья выделяет чужое и соответственно видоизменяется, тем самым чужое становится близким. В то время, как внутренне-ориентированный человек может быть «за границей дома» благодаря своей относительной нечувствительности к другим, внешне-ориентированный человек действует в этом смысле везде и нигде, способный на быструю близость с каждым, откликаясь на каждого»7.
Таким образом первый и третий тип схожи, так как они не предусматривают возможности осуществлять самостоятельное поведение.
Каким образом формирование подобных механизмов реагирует на другие, на встраиваниедругих в собственном контексте?
Д.
Рисмен утверждает следующее: «Традиционно-ориентированный
человек воспринимает свои сигналы
от другого, но они воспринимаются как
культурная монотонность; у него нет
нужды в сложном
Основной заслугой Д. Рисмена стало то, что он увидел это изменение в системе западной цивилизации, когда в центр внимания сместились не лидеры производства, как было ранее, а лидеры потребления, профессионалы сферы досуга, а не труда. В чем-то это оказалось связано с тем, что в мире резко возросла неопределенность, и людям труднее ориентироваться на долговременные цели. Им приходится быть не внутренне, а внешне-ориентированными. Таким образом, можно сказать, что в целом подобный анализ помогает четко находить те характеристики аудитории, которые могут быть положены в основу пропаганды.
К источникам пропагандистского воздействия относятся:
Эти воздействия квалифицируются как негативные, если вызывают психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажения нравственных критериев и норм, моральнополитическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. Их отдаленные последствия проявляются в глубокой трансформации индивидуального, группового и массового сознания, в устойчивом изменении морально политического и социально-психологического климата в обществе.
Можно выделить следующие функции пропаганды, реализуемые СМИ.
После
отыскания нужного приема подсознание
распахивается спонтанно –
Результатом же грамотного пропагандистского воздействия является инстинктивный автоматический выбор, причины которого внедрены в подсознание. Эти воздействия и скрыты в глубинах психики человека.
Секрет пропагандистского управления кроется в профессиональном умении использовать весь спектр слабостей, склонностей человека, в мастерском применении методов стимуляции многочисленных иллюзий, основывающихся на деятельности человека и его мечтаниях.
Именно потому с «технологической точки зрения» пропагандистские технологии «призваны произвести запланированные результаты», а именно обеспечить реализацию заранее намеченной цели.
В настоящее время пропаганду, с теоретической точки зрения, возможно рассматривать в качестве одной из составляющих методов «психологических операций». Например, один из известных специалистов в этой области Д.А.Волкогонов определял: «пропаганда – особая часть идеологической деятельности», « – борьба со всем чужеродным, враждебным, нанастным, со всем, что является антиподом нашей идеологии и морали».
Практика показывает, что практически в каждой из российских избирательных кампаний (как федерального, так и регионального уровня) мы все чаще сталкиваемся с теми или иными формами использования «спец технологий». Однако было бы заблуждением считать, что пропагандистская кампания в большей степени свойственна России, чем другим странам. В таких странах, как Великобритания, США в особенности, а так же целом ряде других стран «спец технологии» и «контрпропаганда» являются постоянным элементом выборов.