Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, курсовая работа
Актуальность исследования: репортаж – это один из информационных жанров. Он многосторонен, т.к. представлен во всех видах СМИ. В печатных средствах информации рассказать о событии не только при помощи текста и фотоматериала. Нужно осветить случившееся с «привлечением «образной догадки»: в картинках и репортажах играет большую роль авторское воображение, мимолетное замечание и реплики». [9, 34] Репортаж интересен тем, что автор при помощи текста передает события в их динамическом развитии. Ведь главная особенность репортажа – это «эффект присутствия». Именно это делает этот жанр интересным для читательской аудитории. Репортаж имеет свои творческие ресурсы. В перспективе этот жанр не исчезнет, а возможно приобретет новые формы. В этом актуальность нашего исследования.
Репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Стержнеобразующим жанровым элементом здесь является отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Активная и субъективная роль журналиста как раз в том и состоит, что он волен отбирать наиболее значимые с его точки зрения эпизоды происходящего. [4, 110]
Профессионально наблюдать за событием, – значит проникаться его особой эмоциональной аурой. Отмечается, как событие воздействует на людей. Репортер вступает в разговор, обменивается репликами на правах участника или очевидца. Кроме того – вызывает на разговор, проводит блиц-интервью (два-три вопроса), уточняя реакции людей. [2, 79]
Все эти действия репортера направлены на воссоздание ситуации и поиск все новых доказательств ее необычности, особой ее атмосферы. «Мелодия события» задается не только определенным ритмом и интонацией – воссозданные реплики тоже помогают уловить эту неповторимую «мелодию» и, в результате, – создать репортажный образ.
Репортера интересуют:
1. свидетели состоявшегося события; они – источник информации и опора документальности; с их слов воскрешаются важные детали;
2. очевидцы (важны их непосредственные реакции – моменты соприкосновения происходящего с движениями души. Отмечаются моменты «солидарности» или напротив. резкого несогласия с обстановкой, душевный протест);
3. жертвы (чья вовлеченность в событие – вольная или невольная, как-то меняет их жизненную перспективу, в чьих судьбах угадываются возможные последствия происшедшего);
4. инициаторы («вожди»); иногда «провокаторы», «подстрекатели» – люди, активно влияющие на окружение, побуждающие других совершать поступки, или активно отказываться от действия (противодействия);
5. главные исполнители и участники (через их действия, в основном, и показывается событие; их усилиями событие движется);
6. герои (героем, по воле автора, может стать и «инициатор», и «исполнитель», и «жертва»... Это – персонаж, чьи слова, или фрагмент поведения особо отмечаются во время наблюдения и становятся кульминационным моментом репортажа).
Подобных условных «ролей» может быть гораздо больше; все зависит от намерений автора, от его умения рассмотреть событие в разных «срезах», показать читателю в разных ракурсах.
Репортер подмечает и передает движения:
1. уточняющие ситуацию, воссоздающие жизнь факта (...взмахнул рукой, ...перегнулся через барьер и поднял...);
2. демонстрирующие согласие или душевный протест (резко отвернулся..., замедлил шаги...);
3. наглядные, объясняющие действия (Он встряхнул передо мной колбу, в ней заструился порошок: «Вот это и есть лизин» или: ...Вдел руки в рукава манипулятора, и искусственные руки передвинули прибор внутри барокамеры...).
Особо отмечаются поступки, меняющие ситуацию, создающие эффект факта – «рубежа» (...встали и демонстративно вышли из зала...) и фрагменты поведения, в чем-то необычного, неожиданного или несвойственные этому человеку.
Очень впечатляющи фрагменты репортажа, если автору удается подметить момент «передачи искры события» другим людям, распространение эмоционального состояния, расширения события за счет включения в него новых лиц и участников.
В репортаже, отмечающем моменты воздействия события на очевидцев, одним из очевидцев выступает сам журналист.
Это, во-первых, подчеркивает достоверность описываемых событий, – очень ценно любое упоминание, что автор сам был там, сам участвовал.
Во-вторых, в готовый материал попадают результаты «наблюдения за наблюдателем» – за собственными эмоциями и реакциями, за движениями своей души вслед за событием и в унисон ему..
В-третьих, в результате «наблюдения за наблюдателем» уточняется канва развития действий. Трудно охватить все событие целиком. Желательно не упустить, однако, моменты этапные, переходные или похожие на «скачок», определить свое отношение к ним. Журналист следит за изменчивостью события, меняя ракурс наблюдения, действуя сам.
Авторское «я» репортажа нельзя сочинить потом, во время создания текста. Поэтому так важен профессионализмом репортера во время сбора материала. Если этот профессионализм достаточно высок, необходимую динамику событий в уже написанном репортаже дополнит активное поведение автора.
Авторское «я» репортажа – это «я действующее». [1, 126]
Лиды, употребляемые в репортажах:
1. Возможен «суммирующий» лид, который выделяется как «врез».
2. Часто репортаж начинается с цитаты или реплики.
3. Хороший лид – эмоциональное описание ситуации.
4. Популярны лиды с вопросительной интонацией.
5. Желательна демонстрация поступка или неожиданного факта.
6. Часто в таких материалах используют шокирующие лиды.
Репортажная динамичная картина события – как бы сиюминутный отклик, сохраняющий взволнованность очевидца. Факт, увиденный как происшествие – в движении, красках, звуках, ритмах, очень привлекателен для аудитории. Во-первых, потому что он по-особому достоверен, поскольку внимателен к этапам действия, к его ритму, голосам участников. А во-вторых, потому что этот способ отклика на событие дня вовлекает читателя в сопереживание и соучастие.
Литературная форма репортажа «размывает стену» между прессой дела и прессой развлечений.
При помощи репортажа можно:
1. усилить конфликтность действия, привнести конфликт в изображение какой-то ситуации (например, показав воробья, влетевшего в окно во время скучного собрания...);
2. «инсценировать» любое противостояние;
3. воссоздать ритм и «дыхание» любого происшествия (вызвав, соответственно, у читателя определенную гамму чувств: в «мажоре» или в «миноре»);
4. наглядно объяснить («показать на пальцах», обучая или утоляя любопытство).
Работая над репортажем, важно:
1. Показывать людей, их поступки, и позволять им говорить.
2. Позаботится о «подтексте» (эмоциональных оценках).
3. Инсценировать событие, подобно пьесе, насыщая диалогами.
4. Поддерживать движение, не прерывая его.
5. Нарисовать картинку в воображении читателя.
Современные репортеры все шире и профессиональнее используют зарисовки и репортажи для колоритной, детализированной и впечатляющей подачи важных новостей. Сообщения репортеров помогают ориентироваться в сегодняшнем дне: новости радуют, настораживают, предостерегают. И кроме того, дают остроту сопереживания современности, создавая ее эмоциональный фон.
1.3. Жанровые разновидности репортажа.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Репортаж – это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор. В основе жанра всегда находится определенный факт, событие в его динамике. Изображение события достигается использованием конкретной лексики в контекстах описательно-повествовательного типа. Отношение автора к событию выражается подбором деталей, монтажными средствами. Репортаж о событии может дополняться рассуждениями автора о поисках решения конкретной проблемы, о поисках выхода из создавшегося положения. «Автор - непосредственный участник события, приобщающий к нему всех читателей. Репортаж - одушевленная информация, новость в движении. Репортаж разворачивает событие во времени. Репортаж передает ощущения, изменчивость ситуации. Помимо темы в нем есть образ». [8, 61] Фиксируя впечатления, реплики, речевые эпизоды журналист «озвучивает» новость, использует «слуховую деталь». Создавая мини-портреты, передавая цветовое и световое ощущение увиденного, журналист создает публицистический образ и колорит события.
Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Одним из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, является использование изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность визуальной картинки – работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта – краски, звуки, ритмы – создают эффект присутствия. Для создания репортажа должен быть событийный повод. [5, 143]
Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т. д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками.
Виды репортажа: проблемный, тематически-познавательный, событийный.
Событийный - это яркое событие, переданное в хронологической последовательности. Наиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно значимой теме.
Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой – те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия» – читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия. Средства, с помощью которых достигается этот эффект, разнообразны:
использование ярких деталей и подробностей – через подобного рода содержательные элементы можно описывать различные предметы или объекты материального мира, давать характеристики поведения людей, обрисовывать внешнюю обстановку события и т.д;
использование речевых стратегий – мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реально существующих людей. [10, 34]
Проблемные репортажи составляют значительную часть современных газетных текстов, в которых образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, требующую решения. Актуальность, злободневность этой проблемы – залог интереса читательской аудитории к журналистскому произведению. Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития, «несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков».
Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию. [2, 57]
Информация о работе Репортаж как информационный жанр журналистики