Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, курсовая работа
Актуальность исследования: репортаж – это один из информационных жанров. Он многосторонен, т.к. представлен во всех видах СМИ. В печатных средствах информации рассказать о событии не только при помощи текста и фотоматериала. Нужно осветить случившееся с «привлечением «образной догадки»: в картинках и репортажах играет большую роль авторское воображение, мимолетное замечание и реплики». [9, 34] Репортаж интересен тем, что автор при помощи текста передает события в их динамическом развитии. Ведь главная особенность репортажа – это «эффект присутствия». Именно это делает этот жанр интересным для читательской аудитории. Репортаж имеет свои творческие ресурсы. В перспективе этот жанр не исчезнет, а возможно приобретет новые формы. В этом актуальность нашего исследования.
36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: репортаж – это один из информационных жанров. Он многосторонен, т.к. представлен во всех видах СМИ. В печатных средствах информации рассказать о событии не только при помощи текста и фотоматериала. Нужно осветить случившееся с «привлечением «образной догадки»: в картинках и репортажах играет большую роль авторское воображение, мимолетное замечание и реплики». [9, 34] Репортаж интересен тем, что автор при помощи текста передает события в их динамическом развитии. Ведь главная особенность репортажа – это «эффект присутствия». Именно это делает этот жанр интересным для читательской аудитории. Репортаж имеет свои творческие ресурсы. В перспективе этот жанр не исчезнет, а возможно приобретет новые формы. В этом актуальность нашего исследования.
Объект нашего исследования: современные газетные репортажи на страницах газет «Комсомольская правда» на современном этапе.
Предмет нашего исследования: жанровой специфика и авторская стилистика современных газетных репортажей в центральных периодических изданиях («КП») в период с сентября 2009 года по апрель 2010 года.
Цель исследования: изучить современный газетный репортаж и выявить нишу, которую он занимает в журналистике на сегодняшний день.
В соответствии с целью, нами были сформулированы следующие задачи:
1. собрать и систематизировать теоретический материал по теме исследования;
2. выработать систему анализа современного газетного репортажа;
3. проанализировать современного состояние жанра;
4. обосновать выводы и практическую значимость курсовой работы;
Состояние научной разработки проблемы на сегодняшний день таково: история вопроса освещалась в учебных пособиях «Основы творческой деятельности журналиста» под редакцией С. Корконосенко. Жанровые признаки и специфику репортажа рассматривали М.Шостак, А. Тертычный, В.Ворошилов в учебных пособиях и научных публикациях в журналах «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика», «Профессия журналист» и др., этические нормы современного репортера анализировались в книге М. Шостак «Репортер: профессионализм и этика» и др.
Научная новизна исследования: 1) уточнена сущность понятий «репортаж», «эффект присутствия» и т.п.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее выводы и рекомендации могут помочь журналистам, работающим в жанре газетного репортажа.
Методы исследования. Нами использовались как теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и сравнение), так и эмпирические (наблюдение, работа с документами и т.п.) методы.
Структура работы: наше исследование состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части работы рассматривается история вопроса, характерные особенности репортажа как информационного жанра журналистики, жанровые особенности репортажа. В практической части анализируется современный репортаж в газетах «КП».
I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТАЖА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ЖАНРА ЖУРНАЛИСТИКИ.
1.1. В. Гиляровский – король репортажа.
Понятие, “репортаж” возникло в первой половине XIX века и происходит от латинского слова “reportare”, означающем “передавать”, “сообщать”. Поэтому многие справочники и по сей день, определяют репортаж как '' “сообщение о различных событиях, зачастую сенсационного характера”. [5, 140]
Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и тому подобное. Позднее такого рода “репортажи” стали называть “отчетами”. А “репортажами” начали именовать публикации несколько иного рода, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет ввиду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их “имени”, и являются генетическими предшественниками и ближайшими “родственниками” нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в российской теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.
Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского (“дядюшки Гиляя”, “короля репортеров”), прославившегося в конце XIX – начале XX века своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрого рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т. д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.
Дядя Гиляй – это псевдоним, за которым «прятался» король репортеров Владимир Гиляровский. Он был современником А.П, Чехова и работал в конце XIX — начале XX в.
Родился В. Гиляровский в имении под Вологдой, в семье управляющего. Переменил много профессий, прежде чем стать журналистом. Был бурлаком на Волге, табунщиком в степях Калмыкии, воевал на русско-турецкой войне, актерствовал в провинциальных театрах Пензы, Саратова, Воронежа. Кстати говоря, именно с подачи знакомых актеров Гиляровский пришел в московские газеты, сначала как автор стихов, позже как репортер и писатель.
«По строю своей души, да и по внешности, Гиляровский был запорожцем... Сивоусый, с немного насмешливыми, проницательными глазами, в смушковой серой папахе и жупане, он сразу же покорял собеседника блеском своего разговора, шутливостью, остроумием, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика».[13]
Поселившись в Москве, Владимир Алексеевич стал работать в популярной городской газете «Московский листок», а через несколько лет перешёл в более солидную общероссийскую газету «Русские ведомости». Острый ум, общительность, репортерское чутье и особый артистизм журналистского стиля скоро сделали Гиляровского самым читаемым и востребованным репортёром Москвы. Шутя, коллеги уверяли, что он «накануне знает всё, где что свершится».[12] Адрес писателя — Столешников переулок, дом 9 — был известен каждому москвичу. Дом Гиляровского был всегда открыт для гостей — вся артистическая, газетная, художественная Москва собиралась у Дяди Гиляя. Он дружил с Чеховым, Буниным, Куприным, Шаляпиным, Успенским и др.
Гиляровский никогда не был просто любопытным наблюдателем и регистратором событий. Он без оглядки вмешивался в жизнь и любил все делать своими руками. Он был физически крепок и необычайно силен.
Все о булочниках и парикмахерах, банях и банщиках, актерах и художниках, пожарниках и лошадях. Он был знатоком московского дна, Хитровки, — приюта нищих, отщепенцев. Только Гиляровский один мог безнаказанно приходить в любое время в самые опасные хитрованские притоны и ночлежки. Великодушие, доброжелательность, бесстрашие, широта натуры помогли ему завоевать доверие и любовь московской бедноты. Оперативно и точно сообщал читателям обо всех самых значительных событиях российской жизни: от железнодорожных крушений и сенсационных убийств до Ходынской катастрофы в мае 1886 г.
Репортажи Гиляровского о подземной клоаке под Москвой наделали шума. Дума постановила перестроить Неглинку. Репортер сделал свое дело, в 1886 г. Неглинка была перестроена.
1.2 Специфические особенности репортажа как информационного жанра журналистики.
Это жанр, который держится на трех китах — наглядности, информативности и оперативности. Стоит отметить, что наглядность — козырь репортажа, с ее помощью создается эффект присутствия и сопереживания. Информативность в данном случае специфическая, не совсем такая, как в короткой новостной заметке — необходимо не столько перечисление фактов, сколько подробное описание хода события. Да и оперативность у репортажа особая — важна иллюзия сиюминутности. [6, 87]
Есть наглядные варианты репортерской работы, которые выделяются своими усложненными задачами. В нашей прессе их традиционно называют «репортажами» в отличие от расширенных новостных сообщений – «зарисовок» («картинок»).
Со временем репортажи тускнеют, стареют, но их выразительные детали все же впечатляют (иногда совсем по-новому).
Особое значение придается подробностям символичным, обобщающим.
В начале века часто сопоставляли «рваный монтаж» с документалистикой кинематографа, видя тут общее в отчетливой и выразительной работе через деталь, исключающей описательность. [6, 86]
Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, – вот репортаж.
«Происшествие» – один из синонимов репортажа. В нем главное происходит на наших глазах; изменчивость ситуации выступает в качестве репортерской новости. Репортажное «происшествие» представлено в лицах. Наглядно воссоздаются поступки и речь: динамика поведения, варианты взаимоотношений, реплики, – это важно для определения особой атмосферы при той или иной ситуации.
Желательно не упустить моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпизоды. Особое внимание уделяется непрерывности читательского внимания, легкости переходов – «перелетов» с абзаца на абзац.
Репортажное действие называют репортажным сюжетом. Событие разворачивается во времени. Часто, однако, получается сухой и скучный перечень «этапов», отщелканные кадры создают впечатление, что ничего примечательного не произошло. В таком «отчете», оперирующем только итогами, событие разорвано, а секрет репортажа – в видимой непрерывности движения, в постоянном «А что дальше?».[8, 61]
Вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов. Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты, – моменты изменений и «поворотов». Условно говоря, не стоит разбивать стремительную прямую на точки, описывая каждую из них, лучше попытаться передать движение пунктиром деталей.
Очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения. Акцент делается не на уподоблении, а на характеристике действия – сжатой и энергичной.
Детали хорошего репортажа дают образ движения, отмечают грани перехода из одного состояния в другое, из одного ритма в другой. Не цепочка описаний (излишняя обстоятельность вредит репортажу), а передача ощущения постоянного движения, изменчивости ситуации, ее развития должна быть в движущейся картинке. Для того чтобы событие предстало волнующим действием, реальные детали нередко в ракурсе фантазии преображаются в образ; зримое становится еще более зрелищным, а характер движения – более ощутимым, делая «картинку» предельной выразительной.
Отличительные черты репортажа:
1. Развертывание события во времени.
2. Разделение события на этапы.
3. Непременный эмоциональный фон.
4. Работа через деталь.
5. Создание эффекта сиюминутности происходящего («репортажного настоящего») с репликами и эпизодами.
6. Ощутимое авторское «я».
7. Стремительный ритм.
8. Законченный образ события.
В репортаже очень ценится умение писать наглядно и точно, подыскивать точные сравнения.
В ритмически точной картинке деталь зрима, слышима, эмоционально сильна. Выразительны ритмические образы события.
Нужный эффект помогают создавать так называемые ритмические слова.
Привлекаются и образы «чужие», знакомые читателю. Идут в дело такие приемы усиления эмоциональной окраски как эпитет, метафора, уподобление, олицетворение; они тоже помогают читателю ощутить ритм, характер усилий.
Каждый репортаж создает свою последовательность изображения (временную канву) и воссоздает характер движения – этапы и подробности, поворотные моменты. Соответственно, его композиция, его «сюжет» связаны с искусно изображенным, но как бы естественным развитием событий: «стиль песочных часов», событийный сюжет, «хроника», – вот основные структурные варианты, которые используются в этой литературной форме. [7, 80]
Тема репортажа, как правило, своеобразна. Она не ограничивается главной новостью – каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», эмоционального образа новости. Помимо темы основной (информативной), у репортажа всегда есть и «тема-образ» (ее еще называют «мелодией события»); репортеры пытаются уточнить эту тему для себя, как-то ее обозначить, подбирая соответствующие детали.
Активная роль личности самого репортера – позволяет не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждает аудиторию к самостоятельной работе воображения: «В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия». [10, 38] В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.
Информация о работе Репортаж как информационный жанр журналистики