Развитие журналистики в военные годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

Работа содержит 1 файл

отработка.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

Очерк «На старой Смоленской дороге» появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 г., а месяцем раньше в этой же газете под названием  «Письмо другу» напечатано одно из лучших стихотворений К. Симонова «Ты  помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»  Тематическая связь этих двух замечательных  произведений очевидна. 

Той же лиричностью, беспредельной любовью к жизни, к Родине и той же ненавистью к  фашистам проникнуты знаменитые «Письма  к товарищу» Б. Горбатова: «Товарищ! Если ты любишь Родину, – бей, без  пощады бей, без страха, бей врага!»[36]. 

Одна из основных тем военной публицистики – освободительная  миссия Красной Армии. Без нас, писал  А.Н. Толстой, немцам не справиться с  Гитлером, а помочь им можно только в одном – бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки. 

Военная советская  публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма. В пламенных словах, обращенных к партизанам Польши и Сербии, Черногории и Чехии, не смирившимся народам  Бельгии и Голландии, растерзанной Франции, суровой и гордой Норвегии, звучал призыв как можно скорее очистить родные земли от фашистских насильников  и засеять их «никем уже более, отныне и до века, непопираемой национальной культурой». 

Особенность публицистики Великой Отечественной войны  и в том, что традиционным газетным жанрам – статье, корреспонденции, очерку – перо мастера слова придавало  качества художественной прозы. Многими  удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции  М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома. Среди вытоптанной картофельной ботвы. Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти, и кажется, что подсолнечник, слегка покачивающийся от ветра, – единственное живое создание природы на этом кладбище»[37]. 

Нельзя не отметить, что в годы войны все чаще проявляется  солидарность с Советской Россией  в публицистике русского зарубежья. Поистине гимном «боевой мощи Красной  армии» стала статья П.Н. Милюкова «Правда  о большивизме», посвященная победе советских войск под Сталинградом и опубликованная в газете «Русский патриот», издававшейся в Париже с 1943 по 1945 год. 

Острое чувство  времени трансформировалось в годы войны не только в газетных жанрах, но и в стихах, регулярно публиковавшихся  в газетах, журналах, звучавших по радио. Даже в самых жарких сражениях  бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой  и без тебя», с «Василием Теркиным»  А. Твардовского, со стихами М. Исаковского  «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова  «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями. 

Правдивой летописью  войны стала фотопублицистика. Зрительное восприятие всего, что происходило  на фронте и в тылу, оказывало  самое сильное воздействие. Снимки Д. Бальтерманца, М. Калашникова, Б. Кудоярова, В. Темина, П. Трошкина, А. Устинова, Я. Халипа, И. Шагина навсегда сохранят, через  какие испытания, лишения, утраты шел  к победе советский народ. Корреспондент  фотохроники ТАСС Я. Халин увековечил подвиг советского солдата Алексея  Еременко всего за несколько мгновений  до его гибели. «Комбат», так он назвал свой снимок, который побывал на всех крупнейших фотовыставках мира, стал символом Великой Отечественной  и отлитый в бронзе поднялся у  того украинского села, где погиб  ставший всемирно известным герой. 

С первого до последнего дня войны в авангарде проявившего  небывалый героизм советского народа находилась партия коммунистов. «ВКП(б) была поистине сражающейся партией. 80% ее членов состояли в рядах вооруженных  сил... Три миллиона из них, фактически каждый второй, пали в боях или погибли  в результате лишений военных  лет»[38]. В труде и в бою рядом  с коммунистами были комсомольцы. Как  и коммунистическая партия, комсомол превратился в воюющую организацию. На фронте и в тылу в комсомол вступило около 12 млн. юношей и девушек. Более 3,5 млн. комсомольцев были награждены боевыми орденами и медалями[39]. Можно  утверждать, что тысячи советских  журналистов, среди которых были сотни и сотни писателей, тоже превратились в воюющую организацию. В одном из писем фронтовики писали А.Н. Толстому: «В дни Великой Отечественной  войны Вы, Алексей Николаевич, тоже являетесь бойцом, и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого  в строю. У Вас иное оружие. Но оно так же остро, как наши штыки, как клинки наших красных конников: его огонь такой убедительный, как огонь наших автоматов и пушек. Мы вместе громим обнаглевших фашистов»[40]. 

Поистине неоценима  роль советской журналистики в достижении победы над фашизмом. Ее силу вынуждены  были признавать даже гитлеровские главари, неоднократно заявлявшие, что советская  пресса «действует очень умело»[41]. 

в начало 

  

Вопросы для повторения 

  

1.          Перестройка системы печати в  годы Великой Отечественной войны. 

2.          Фронтовые и армейские газеты  в системе отечественных СМИ. 

3.          Возрастание роли оперативной  информации: создание Советского  Информационного Бюро. Его цели  и задачи. 

4.          Перестройка радиовещания: особая  роль радиопередач «Письма на  фронт» и «Письма с фронтов  Отечественной войны». 

5.          Деятельность на фронте в качестве  военных корреспондентов советских  писателей и ведущих журналистов. 

6.          Особенности писательской публицистики: очерки Б. Горбатова, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Толстого, А. Фадеева,  М. Шолохова. 

7.          Памфлет в системе военной  публицистики. (И. Эренбург, Я. Галан  и др.). 

8.          Гитлеровские газеты и радиовещание  на временно оккупированной территории. 

9.          Фотопублицистика – правдивая  летопись Великой Отечественной  войны.

Информация о работе Развитие журналистики в военные годы