Развитие журналистики в военные годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

Работа содержит 1 файл

отработка.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

Не ослабевала в  годы войны и связь редакций с  читателями: около 400 тысяч писем  получила в военную пору «Правда», многие сотни откликов приходили  в редакции на взволновавшие читателей  письма. Так произошло, например, с  письмом командира Тихоокеанского флота Безносикова и телеграммой  фронтовика Корниенко о помощи детям, у которых погибли родители. На письмо и телеграмму, опубликованные 4 и 6 февраля 1942 г. в «Комсомольской правде», откликнулись 1380 читателей, поддержавших патриотический призыв воинов[20]. 
 

в начало 

  

И ОЧЕРКИ, И ПАМФЛЕТЫ 

  

В дни войны газета – воздух, – писал в самый  разгар Великой Отечественной Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит  в газете, зависит и твоя судьба»[21]. Эти слова емко характеризуют, какой  силы заряд оптимизма, уверенности  в нашей победе несли со страниц  газет и журналов журналисты и  писатели, какую роль играли их выступления  в воспитании патриотизма, священной  ненависти к фашистским поработителям. Статьи и очерки А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, стихи Симонова и Суркова, пишет в своей книге «Россия  в войне 1941–1945» А. Верт, «читал буквально  каждый. Особенно большую роль в  битве за поднятие морального духа советских людей сыграл Эренбург... Известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет  на пачку вырезок его статей. Он проявил гениальную способность  перелагать жгучую ненависть всей России к немцам на язык едкой, вдохновляющей  прозы, интуитивно уловил чувства, какие  испытывали простые советские люди»[22]. 

  

ПАМФЛЕТЫ И СТАТЬИ И. ЭРЕНБУРГА поистине высекали огонь  ярости в сердцах советских воинов. Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата»[23]. 

За годы войны  опубликовано около 1,5 тыс. статей и  памфлетов писателя, составивших  четыре объемистых тома под общим  названием «Война». Первый том, увидевший  свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов  «Бешеные волки», в которых с беспощадным  сарказмом представлены главари  фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами». В памфлете «Адольф Гитлер»  читаем: «В далекие времена увлекался  живописью. Таланта не оказалось, как  художника забраковали. Возмущенный  воскликнул: «Увидите, я стану знаменитым». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь  в истории нового времени более  знаменитого преступника»[24]. В следующем  памфлете «Доктор Геббельс» сказано: «Гитлер начинал с картинок, Геббельс с романов... И ему не повезло. Романов  не покупали... Сжег 20 млн. книг. Мстит  читателям, которые предпочли ему  какого-то Гейне»[25]. Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг». Этот, обожающий титулы и  звания, избравший своим жизненным  девизом: «Живи, но не давай жить другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к  власти суд отобрал у Геринга  ребенка – признан невменяемым. Гитлер доверил ему 100 млн. покоренных людей»[26]. 

Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга был свой, ни на чей не похожий «почерк» можно  привести предостаточно из любой  статьи писателя, а не только памфлета. В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились  статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в  которых он прозорливо писал о  неизбежном разгроме фашистов под советской  столицей: «Москва у них под  носом. Но до чего далеко до Москвы. Между  ими и Москвой – Красная  Армия. Их поход за квартирами мы превратим  в поход за могилами! Не дадим  им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты»[27]. 

По короткой энергичной фразе, которая по словам редактора  «Красной звезды» Д. Ортенберга, «по  накалу чувств, тонкой иронии и беспощадному сарказму звучала, как «строфы стихов», безошибочно угадывалось авторство  его статей. В одном из писем  в «Красную звезду» фронтовик  Сепан Фесенко сообщал: «Однажды замполит Метелица прочитал статью. Мы ее с вниманием выслушали. Кончив читать, он спросил: «Кто писал статью?»  Мы ответили в один голос: «Илья Эренбург»[28]. 

Ведущие писатели-публицисты, такие как А. Толстой, М. Шолохов, К. Симонов, Н. Тихонов также обладали своим неповторимым почерком.  

  

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА А.Н. ТОЛСТОГО, в которой широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность  и эмоциональность – с высоким  художественным мастерством, оказывала  огромное воздействие на читателей. Вряд ли кто другой нашел такие  оттенки в словах о самом драгоценном  на свете – о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало  в его статьях над всеми  другими, стало «пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в  «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно  проводил мысль о том, что героизм  и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную  силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть. Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что свои мысли он подтверждает конкретными  историческими фактами, высказываниями о доблести русских воинов известных  историков, полководцев, государственных  деятелей. 

Каждая страница военной публицистики А.Н. Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал  в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 г. одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие  слова писателя «Мы сдюжим!» стали  символом борьбы советских воинов. 

Особенно активно  выступал А.Н. Толстой в центральной  печати в дни сражений за Москву. Его статьи появлялись также в  республиканских и областных  газетах: «Ленинградской правде», «Горьковской коммуне», многократно издавались отдельными сборниками. Очерк «Смельчаки», напечатанный 24 июля 1941 г. в «Красной звезде», за время  войны был издан 35 раз на 17 языках народов СССР общим тиражом 2720 тыс. экземпляров. 

О воздействии на читателей статей А. Толстого «Москве  угрожает враг», «Нас не одолеешь», «Кровь народа» свидетельствуют многочисленные солдатские письма в адрес писателя. «Ваши статьи, – говорится в  одном из них, – читаем по нескольку  раз и всегда после читки статей нашу Родину-мать хочется крепче и  крепче любить»[29]. 

Неоднократно встречался писатель с участниками боев. Именно на основе его бесед с воинами, среди которых был и Константин Семенович Сударев, погибший 2 марта 1942 г. в боях под Орлом и посмертно  награжденный орденом Отечественной  войны 1-й степени, созданы «Рассказы  Ивана Сударева» – самые значительные произведения А. Толстого в годы Великой  Отечественной. К написанию рассказов, с наибольшей полнотой отразивших героизм  советского воина, его несгибаемый  характер, писатель приступил в августе 1942 г. и тогда же пять из них –  «Ночью в сенях на сене», «Как это  началось», «Семеро чумазых», «Нина», «Странная история» – были опубликованы в «Красной звезде». Последний рассказ  из этого цикла «Русский характер», получивший наибольший читательский отклик, появился в этой же газете 7 мая 1944 г. Он явился своего рода ответом на многочисленные выступления за рубежом в годы войны, посвященные разгадке «таинственной  русской души». Нередко стойкость  и мужество советских людей пытались «объяснить» их пассивностью и равнодушием  к жизни. Развенчивая эти измышления, А.Н. Толстой каждым очерком и статьей показывает, как истинные патриоты отстаивают свободу своего Отечества. Апофеозом героям Великой Отечественной и стал его рассказ «Русский характер», написанный, как известно, на документальной основе. Переданная в рассказе услышанная писателем история о танкисте, обгоревшем до неузнаваемости в своем танке и нашедшем силы вернуться в строй, послужила основой для воссоздания образа героя, о духовном величии которого можно было сказать: «Да, вот они, русские характеры! Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота»[30]. Эта «человеческая красота» присуща бесчисленным героям военных очерков, всем, кого война «со всей яростью укусила за сердце». Раскрывая духовную красоту советского человека, писатель делает вывод, что именно идейно-нравственные категории имели решающее значение в победе над гитлеровцами. 

Гневным обличителем  в годы войны фашистских главарей и подобных им личностей «с уголовным  прошлым и уголовным будущим» выступал А.Н. Толстой. Опубликованные в «Красной звезде» статьи «Кто такой  Гитлер и чего он добивается», «Я призываю к ненависти», «Лицо гитлеровской армии» несли такой обличительный  заряд, что Геббельс вынужден был  оправдываться, нагло заявляя, что  писатель «бессовестно лжет», пишет  «окровавленным пером». А.Н. Толстой  немедленно ответил Геббельсу, швырнувшему  в эфир оскорбление писателю. «Заявляю на весь мир всем, – писал А.Н. Толстой в статье «Лицо гитлеровской армии», напечатанной 31 августа 1941 г. в  «Правде», «Известиях» и в «Красной звезде», – всем гражданам и воинам свободных стран, борющимся с  фашизмом, а также германскому  народу. Я заявляю: немецкие солдаты  и охранные отряды фашистов совершают  столь непостижимые уму зверства, что – прав Геббельс – чернила  наливаются кровью, и, будь у меня угрюмая  фантазия самого дьявола, мне не придумать  подобных пиршеств пыток, смертных воплей, мук жадных истязаний и убийств, какие стали повседневными явлениями  в областях Украины, Белоруссии и  Великороссии, куда вторглись фашистско-германские орды»[31]. Статья была столь важной, что ее незамедлительно, в тот  же день, передали на иностранных языках по всему миру. 

  
 
 

  

М. Шолохов, Е. Петров и А. Фадеев среди фронтовиков 

  

Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в  «Правде» 22 июня 1942 г. Рассказав историю  военнопленного, которого фашисты подвергли  жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к мысли, вложенной  в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили  моей Родине и мне лично, и в  то же время всем сердцем люблю  свой народ и не хочу, чтобы ему  пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким  ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к  Родине хранится у нас в сердцах  и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть  мы носим на кончиках штыков». 

Человеческая красота  защищавших свою Родину, и испепеляющая ненависть к ее поработителям  – главное и в военной публицистике Н. Тихонова, регулярно присылавшего в центральные газеты статьи, очерки, стихотворные произведения из блокадного Ленинграда. «Можно без преувеличения  сказать, свидетельствует редактор «Красной звезды» Д. Ортенберг, –  что, если бы «Красная звезда» из художественных произведений не печатала о Ленинграде больше ничего, кроме очерков Тихонова, – этого было бы достаточно, чтобы  читатель знал о жизни, страданиях, борьбе, славе и подвигах героического города»[32]. В статьях, очерках, рассказах  Н. Тихонова воссоздан немеркнущий  подвиг героев-тружеников города-фронта, чье беспримерное мужество вошло  в историю, как «чудо Ленинграда». 

За девятьсот дней блокады Н.С. Тихонов, бывший начальником  группы писателей при Политуправлении  Ленинградского фронта, кроме поэмы  «Киров с нами», книги стихов «Огненный  год» и «Ленинградских рассказов» написал  свыше тысячи очерков, статей, обращений, заметок, которые публиковались  не только в центральных газетах, но и часто печатались в «Ленинградской правде», в ленинградской фронтовой  газете «На страже Родины». Пусть  знают враги, гневно заявлял в  тяжелейшие дни блокады писатель, что мы будем сражаться всюду: и в поле, и в небе, на воде и  под водой, мы будем сражаться  до тех пор, пока на нашей земле  не останется ни одного вражеского танка, ни одного вражеского солдата. 

Имеются убедительные свидетельства того, как помогало его вдохновляющее слово громить  фашистов. В ноябре 1942 г. в «Известиях»  появилась его статья «Будущее», в которой говорилось о скорой нашей победе. «Газета с этой статьей, – читаем в воспоминаниях писателя, – попала в партизанский край, в  Белоруссию. Партизаны выпустили  статью отдельной брошюрой. Молодой, беззаветно храбрый партизан Саша Савицкий погиб в неравном бою, не сдавшись врагам. Было это 25 июня 1943 г. Фашисты  нашли у погибшего только эту  брошюру»[33]. 

Публицистика военной  поры отличалась глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть  читателей. Называя Смоленщину самым  милым сердцу краем, К. Симонов так  передает свои сокровенные думы: «С особенной болью, которая живет  во мне, не оставляя ни на минуту, я вспоминаю  деревенские кладбища... Когда смотришь на такой деревенский погост, чувствуешь, сколько поколений легло здесь  в могилы, в свою землю, рядом со своими дедовскими, прадедовскими избами, чувствуешь, какая это наша деревня, какая это наша земля, как невозможно отдать ее, – невозможно, так же как невозможно вырвать у себя сердце и суметь после этого все-таки жить»[34]. Что можно чувствовать к тем, кто осквернил эти святые места, усеял их трупами невинных стариков, женщин и детей? Каждый, прочитавший очерк К. Симонова «На старой Смоленской дороге», запомнит такую сцену: «Немолодой рыжеусый сапер долго, внимательно смотрит в овраг на мертвую женщину с ребенком. Потом ни к кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, говорит глуховатым, простуженным голосом: 

– Робеночка не пожалели... 

Он больше ничего не прибавляет к этим словам – ни ругательств, ни крика негодования, ничего... Но за словами его чувствуется  тяжелое, навсегда созревшее у него решение: не пожалеть их – тех, которые  не пожалели»[35]. 

Информация о работе Развитие журналистики в военные годы