Работа с научной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 - 5 раз. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием. В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Чтобы этот поток Вас не поглотил, научитесь пользоваться библиотечными информационно-поисковыми системами - каталогами и библиографией, электронной информацией в удаленных сетях.

Содержание

Введение 2
1 Библиотеки, система классификации 4
1.1 Библиотеки 4
1.2 Организация библиотек 7
1.3 Основные классификационные системы в области библиографии 8
2 Поиск научной литературы. 15
2.1 Работа с научной литературой 15
2.2 Изучение литературы и отбор фактического материала 18
Заключение 22
Список используемых источников 23

Работа содержит 1 файл

Реферат Работа с научной литературой.docx

— 56.57 Кб (Скачать)

Нужно помнить, что каталоги дают сведения только о книгах, имеющихся в данной библиотеке. За более полной информацией  о литературе по вашему вопросу (и другим вопросам) следует обращаться к библиографическим картотекам. Они включают сведения о книгах и статьях из отечественных и зарубежных журналов независимо от наличия их в библиотеке. Названия разделов и их индексы УДК те же, что и для систематического каталога.

    Следующий этап поиска - просмотр библиографических изданий.

В настоящее время термин "библиография" означает область научно-практической деятельности по накоплению, подготовке и доведению до потребителей библиографической  информации.

По целевому назначению различаются  следующие виды библиографии:

  • Государственная библиография, назначением которой является регистрация всех вышедших на территории страны произведений печати и создание на этой основе универсальных источников библиографической информации.
  • Научно-вспомогательная библиография содействует научной и профессионально-производственной деятельности.
  • Рекомендательная библиография содействует образованию и самообразованию, а также пропаганде знаний в строго определенной области.
  • Отраслевая библиография обслуживает отдельные отрасли науки и (или) практической деятельности,
  • Текущая библиография, информирует о новых произведениях печати.
  • Ретроспективная библиография информирует о произведениях печати за какой-либо период прошлого.

       Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой научного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.

 

2.2 Изучение литературы и отбор фактического материала

    Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

     Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометы на нолях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

-  общее ознакомление с произведением в целом но его оглавлению;

-  беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

-  критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.

     Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а с правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

    При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

     При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме работы и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в работе.

    Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить на части, каждую из которых продумать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной; очень  редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценки. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Факты, применяя образное сравнение, не лежат на поверхности, а скрыты подобно самородкам и крупицам золота, рассеянным в громаде пустой породы. Из этого позволительно сделать вывод, что отбор научных фактов - не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

     Ученый похож на строителя сложного и оригинального сооружения. Он бережно собирает нужные строительные материалы, все складывается в строгом и определенном порядке. Не беда, если материалы собраны в некотором избытке, лишь бы не было в них недостатка.

    Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

     Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность и объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

      Большое познавательное значение новых научных фактов требует учета и критической оценки их действенности. В одних случаях знание новых фактов расширяет наши представления о реальной действительности; в других - обогащает наши возможности для ее изменения; в третьих - настораживает и заставляет людей быть бдительными, чтобы новые знания о природе вещей не послужили во вред человеку.

     Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону  только потому, что их трудно объяснить  или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в  науке не всегда отчетливо видна  самому исследователю. Новые научные  факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в  резерве науки и не использоваться на практике.

      Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта.

Достоверность научных (фактов в значительной степени зависит от достоверности  первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Накопление научных фактов в процессе исследования - всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности. Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу.

   Совокупность произведений  письменности и печати, которые  создаются в результате научных  исследований или теоретических  обобщений и распространяются  в целях информирования специалистов  о последних достижениях науки,  ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли  знания, предметом содержания научной   литературы  является сама наука  - идеи и факты, законы и категории,  открытые учёными. Научная работа  не считается завершенной, если  результаты её не закреплены  в письменной форме для передачи  другим (в случае возникновения  вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима). По социальной функции и назначению в обществе научная литература - не только продукт, но и орудие умственного труда, инструмент не менее важный, чем исследовательский прибор. Хорошо поставленное издание научной литературы - непременное условие высокой эффективности труда ученых. Это и форма отчетности, и арена соревнования идей, и средство внедрения научных достижений в практику.

 

Список используемых источников  

  1. Андреев В.Д. Основы научных исследований в бухгалтерской деятельности. - М.: Экономистъ, 2003.-205с.
  2. Автоматизация в библиотечном деле: Сб. науч. тр. М., 1982. -123 с
  3. Библиотека в контексте истории. М., 1997. -292 с.
  4. Библиотечные фонды в контексте современного библиотековедения: Сб. науч. тр. СПб, 1995. -215 с.
  5. Волков Ю. Г. Диссертация, защита, оформление: Прак 
    тическое пособие. - М.: Гардарика, 2001.
  6. Дунаева Т.Г. Современное библиографоведение: грани взаимодействия различных концепций // Библиотека и библиотекарь в современном мире: Сб. ст. - Казань, 1999. – 134 с.
  7. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. -3-е изд. перераб. и доп. М.: «Дашков и К», 2008.
  8. Тихонов В. А., Корнев Н. В. И др. Основы научных иссле- 
    дований. Теория и практика: Учебное пособие. - М., 2006.
  9. Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. 
    В. Д.  Шолле. - М.:  Большая российская  энциклопедия, 
    2002.

.


Информация о работе Работа с научной литературой