Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:02, контрольная работа
В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 - 5 раз. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием. В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Чтобы этот поток Вас не поглотил, научитесь пользоваться библиотечными информационно-поисковыми системами - каталогами и библиографией, электронной информацией в удаленных сетях.
Введение 2
1 Библиотеки, система классификации 4
1.1 Библиотеки 4
1.2 Организация библиотек 7
1.3 Основные классификационные системы в области библиографии 8
2 Поиск научной литературы. 15
2.1 Работа с научной литературой 15
2.2 Изучение литературы и отбор фактического материала 18
Заключение 22
Список используемых источников 23
Содержание
Введение
1 Библиотеки, система классификации
1.1 Библиотеки
1.2 Организация библиотек
1.3 Основные классификационные системы в области библиографии 8
2 Поиск научной
литературы.
2.1 Работа
с научной литературой
2.2 Изучение литературы и отбор фактического материала 18
Заключение
Список используемых источников 23
Введение
Развитие человеческого
общества, науки и техники неразрывно
связано с накоплением
В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 - 5 раз. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием. В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Чтобы этот поток Вас не поглотил, научитесь пользоваться библиотечными информационно-поисковыми системами - каталогами и библиографией, электронной информацией в удаленных сетях.
Научная информация
сохраняется и передается с
помощью опубликованных и
Непрерывный рост числа научно-технических публикаций значительно повышает долю рабочего времени, затрачиваемого специалистами на поиск нужной информации. Не случайно ученые считают, что около половины всех проводимых исследований являются повторением уже сделанного, но забытого, не найденного в литературе.
Умение быстро найти литературу по нужному вопросу, правильно оформить список использованных источников к докладу, статье, курсовому и дипломному проекту, диссертации необходимо не только научному работнику, но и студенту ВУЗа. Это умение, иными словами, элементарная библиографическая грамотность приобретает с каждым годом все большее значение.
Приступая к работе над темой, прежде всего выясните, в какой степени она разработана, в каких публикациях отражена. Для этого надо определить:
1 Библиотеки, система классификации
1.1 Библиотеки
Библиотеки - особым образом организованные
собрания книг, журналов, видеозаписей
и т.п. Исторически первоначальные формы
библиографической информации появились
в глубокой древности. Все они создавались
людьми. Следовательно, с библиографической
информацией возникла и библиографическая
деятельность.
Сначала библиографическая деятельность
носила непрофессиональный, случайный,
эпизодический характер. Ею занимались
ученые, писатели, монахи, библиотекари,
издатели и книготорговцы попутно и в
связи со своими основными занятиями.
Нередко в этих целях привлекались просто
грамотные люди, которые и составляли
«инвентари», «описи», «реестры» книжных
собраний. Но с течением времени библиография
начинает обособляться, вырабатывать
собственные приемы и правила библиографического
описания книг и, наконец, выделяется в
особую область профессиональной человеческой
деятельности. Процесс этот исторически
был длительным и сложным.
Деятельность по созданию библиографической
информации начинает отделяться от деятельности
по доведению библиографической информации
до потребителей. Тем самым разграничиваются
два основных процесса библиографической
деятельности: библиографирование и библиографическое
обслуживание. Так, наряду с непосредственной
или практической библиографической деятельностью
(созданием и доведением до потребителей
библиографической информации) формируются
производные от нее, сопутствующие ей
разновидности деятельности: научно- исследовательская,
педагогическая, управленческая.
Библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов накапливались и документы новых форматов. Древнейшие библиотеки были собраниями глиняных табличек и папирусов. В более поздние периоды наиболее типичным форматом стали рукописи. После изобретения печатного станка стандартной формой хранения информации стали книги, библиотеки превратились в хранилища главным образом печатных изданий, однако не отмерли и старые форматы. Точно так же и современные библиотеки, на глазах меняющие облик благодаря внедрению цифровых способов хранения информации, по-прежнему остаются хранилищами крупных книжных собраний. Фонды современных библиотек обычно включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски). Помимо собственных фондов хранения, современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.
Библиотеки существенно
Научные библиотеки располагаются главным образом в высших учебных заведениях. Эти библиотеки обслуживают преподавателей и студентов и обеспечивают процесс обучения и научно-исследовательскую работу в университетах и колледжах. Они располагают далеко не одинаковыми фондами – от скромных книгохранилищ в небольших колледжах до колоссальных библиотек в крупнейших учебных и научных центрах вроде Гарварда и Оксфорда.
Государственные библиотеки включают как национальные библиотеки вроде Библиотеки Конгресса в США или Национальной библиотеки во Франции, где аккумулируется вся значимая печатная продукция данной страны, так и библиотеки, финансируемые соответствующими местными органами, например библиотеки штатов в США.
Публичные библиотеки обслуживают широкий круг читателей, предлагая многочисленные услуги – от проведения «часов сказок» для детей до консультирования граждан по правовым вопросам. Публичные библиотеки финансируются, как правило, из местных бюджетов и предоставляют бесплатные услуги читателям. Они удовлетворяют потребности граждан в информации и обеспечивают свободный доступ к культурным ценностям.
Каталог-книга. Впервые библиотечный каталог появился в виде инвентарной книги. Такой каталог содержит сведения о фонде данной библиотеки, с подробной информацией о каждой единице в списке, упорядоченном по фамилиям авторов. В дополнительных перечнях по названиям, тематике и т.п. дается более краткая информация о каждой единице. Главное преимущество такого каталога в том, что он переносной и может быть размножен. Главный же недостаток в том, что его трудно обновлять: для описания новых поступлений библиотеке приходится издавать дополнительные тома. Книжные каталоги появились в конце XVIв. и были распространены в последующие три века. Они пережили второе рождение в 1960-е, а затем в 1980-е годы, когда началось печатание библиографий на компьютере. Компьютерный микрофишный каталог (КМК) по организации аналогичен книге. В отличие от книжного каталога здесь все описания (не только оформленные на автора) обычно содержат полную информацию о единице хранения.