Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 07:56, реферат
Телевизор отучает думать, самостоятельно мыслить. Стоит только включить телевизор, и перед нами уже возникает заготовка формул и правил на все случаи жизни. И, например, формируя в нашем подсознании т. н. «синдром обогатительства» — наши манипуляторы добиваются значительного повышения уровня продаж у торговцев, спекулянтов, и псевдобизнесменов. По данным правоохранительны
Телевизор отучает думать, самостоятельно мыслить. Стоит только включить телевизор, и перед нами уже возникает заготовка формул и правил на все случаи жизни. И, например, формируя в нашем подсознании т. н. «синдром обогатительства» — наши манипуляторы добиваются значительного повышения уровня продаж у торговцев, спекулянтов, и псевдобизнесменов. По данным правоохранительных органов — более половины продуктов и товаров в России — поддельные (т. н. контрафакт). Но люди все равно все сметают с прилавков. Тем самым обеспечивая «стабильным заработком» мошенников. И происходит все потому, что на психику индивида оказывает мощнейшее воздействие телевидение, которое значительным количеством сюжетов телесериалов как бы говорит о том, что быть бедным — плохо. А быть богатым — хорошо. Какая-либо духовность — ни к чему. Зачем читать интеллектуальные книги (тем более «классиков»), если есть возможность посмотреть сериал про «ментов», «секс», и т. п., или прочитать книжечку о жизни «новых русских» (тем самым как бы приобщившись — пусть только и на время чтения этой книжечки — к жизни этих самых новых русских). И уже выходят книги интеллектуальной прозы тиражами в несколько тысяч экземпляров (а в большинстве случаев и не выходят вовсе, все что связанно с включением интеллекта по мнению издателей трудно раскупается). А всякая псевдо-историческая литература, скандалы, плохо скроенные детективы и прочая нечисть — расходится тиражами в сотни тысяч и миллионы экземпляров. Из народа делают дебилов. Ведь дебилами значительно легче управлять.
© Сергей Зелинский,
2005 г.
Главным препятствием в общественном воспитании молодежи в настоящее время является
противоречие между его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными
условиями отечественных нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв
между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек в России, с
одной стороны, находится в более или менее нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного
заведения, работы (прежде всего на государственных предприятиях), а с другой стороны, на улице, в
транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает
навязчивая двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми
словами которой являются "наслаждение", "соблазн", "искушение". Активно пропагандируется образ
жизни, связанный с потреблением алкоголя, пива, сигарет, сомнительных для здоровья напитков.
На улицах больших и малых городов подмигивают огоньки множества казино и залов игровых
автоматов, стимулирующих алчность к незаработанным, случайным деньгам; вечерами начинают
действовать дискотеки, ночные клубы и бары, развлечения в которых весьма мягко называются
эротическими, а чаще представляют собой женский и мужской стриптиз, гомосексуальные игры,
нецензурный "юмор" и т.п.
Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро, универсамах пестрят обнаженными телами,
вызывающими позами,
кричащими сенсационными
пороках, а также
чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные
жестокостью и садизмом,
Радиоэфир забит бесконечно повторяющимися негативными
новостями, наркотической
и агрессивной музыкой и
криминальным жаргоном и ненормативной лексикой.
Особенно активно в этом плане телевидение. Бесконечные сериалы о бандитах и мошенниках,
вульгарные реалити-шоу, пропагандирующие паразитизм, безответственность (пресловутый "Дом-2").
Нашествие сексуальной пропаганды, в том числе гомосексуальной (передачи типа "Азбука секса", "Секс
с Анфисой Чеховой", "Сексуальная революция", "Техника секса"). Даже на, по определению
интеллигентном, канале "Культура" идут передачи типа "Культурная революция" с нередко
сомнительными и антикультурными позициями (например, терпимого отношения к нецензурной речи).
В последнее время к развращению молодежи активно подключились и средства мобильной
связи. Разные компании рекламируют под лозунгом "Be free!" ("Будь свободен") цветные картинки и
клипы с названиями вроде "Любовь брюнеток", "Лесбийские игры", "Любовь геев", "Раздень
стриптизершу", "Секс с бананом" и т.д. и т.п. и так называемые "прикольные звонки": "Смех обкуренной
обезьяны", "Безумство женского оргазма", "Алло, кореша звонят. Бухать пора", и т.п.
Негативное влияние подобной индустрии очевидно и на уровне здравого смысла, и на уровне
научных исследований. Влияние средств массовой информации носит столь всеохватывающий характер,
что, по мнению некоторых исследователей, от них зависит технологический и социальный прогресс
государства, место
в мировой экономике и
реализация роли в международном распределении труда и развитие демократических институтов. Все
это сопровождается и становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры, в этом смысле
СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее
доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. По глобальности воздействия
на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и
средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в
социализации личности. Телевизор для современного человека стал практически основным источником
информации, познания окружающей действительности. По подсчетам некоторых специалистов, в одной
среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки (Дроздов, 2001).
Результат программирующего воздействия сказался, прежде всего, на "пивном" алкоголизме
среди подростков и молодежи. Исследования потребления молодежью психоактивных веществ
показывают, что 81,8 % молодых людей потребляют алкоголь, 75,9 % опрошенных пьют пиво, в равной
степени и в бедных и в состоятельных семьях. Каждый третий из подростков в возрасте 12 лет, а в
составе 13-летних двое из каждых троих, в том числе девочки "балуются" пивом. Разовая доза в среднем
у юношей составляет по 1,3 л, а у девушек – по 0,9 л пива.
Агрессивность молодежной
среды – проблема далеко не частная.
Исследования показывают, что подросткиPage
3
Вестник МГТУ, том 11, №1, 2008 г. стр.175-178
177
не только наиболее часто подвергаются насилию, но зачастую рассматривают внешний мир как некую
агрессивную среду, а сама агрессия как социальный феномен "становится сегодня одним из факторов
социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцы поведения, необходимые порой для
успешного функционирования в условиях современного российского общества" (Журавлев, 2001).
Некоторые исследователи предлагают ссылаться на западные данные, учитывая четко
выраженную ориентацию телевидения многих постсоветских республик на западную, в частности
американскую, культуру. Так, А.Ю. Дроздов ссылается на данные эксперта по вопросам телевидения
О. Ларсена, который подсчитал, что средний 18-летний подросток уже имеет на своем "счету" 1700
часов, проведенных перед телевизором, и 15 тысяч наблюдаемых актов убийств и 100 тысяч актов
другого насилия (Дроздов, 2001
)
Даже анонсы телепрограмм по данным исследователей содержат до 60 %
сцен секса и
насилия (Бэрон, Ричардсон, 1997).
Л.В. Брик
Вместе с
тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) осознается недостаточно
адекватно. Влияние СМИ признают только 7 % молодых людей (Семенов, 2007). В то же время за
нравственный контроль над содержанием телевизионных программ выступают 80 % опрошенных
молодых людей (среди юношей 72 %, среди девушек 89 %). При этом 59 % молодых людей считают, что
современные российские СМИ не способствуют формированию качеств гражданина и патриота. В
первую очередь, СМИ, по их мнению, пропагандируют деньги (59 %), а ценности семьи (22 %),
справедливости (8 %)
и веры (7 %) утверждают в последнюю
очередь (Семенов, 2004).
Недооценка влияния средств массовой информации позволяет им стать одной из основных причин
вырождения культурных ценностей человека и общества – искусства, науки, духовности: "ослабились
живые связи" между индивидом и его культурой (Маркузе, 1995). Ослабление "живых связей" ведет к
деградации и вырождению внутренней культуры человека. Для того чтобы восстановить гармонию
человеческого общения, необходимо переместить акцент философского знания и общественного
мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные чувства.
Растут потребности человека в информированности по поводу дел, с которыми он прямо не
соприкасается, но которые
могут повлиять на его судьбу в
связи с общественными
Таким образом, вся
жизнедеятельность людей
взаимодействия с внешним миром, который не возможен без информации. В результате социальная
информация представляет собой необходимую составляющую всей общественной жизни. Информация,
которую получает человек, становится фактором его связи с окружающим миром и средством
регулирования его поведения. Все эти процессы усиливают зависимость каждого активного члена
общества от деятельности
средств массовой информации и пропаганды.
Среди других средств массовой информации нельзя не сказать об Интернете, который на
сегодняшний день из технического изобретения превратился в абсолютный феномен, влияющий на все
стороны жизни человечества. Интернет как новое средство социальной коммуникации объективно
меняет образ жизни многих людей, вносит все больший вклад не только в расширение знаний об
окружающем мире, но и в процесс трансляции и воспроизводства определенных социальных норм и
ценностей, моделей социального поведения и правил взаимодействия.
Возможность использования Интернета для общения делает глобальную сеть не столько
хранилищем информации и средством перекачки файлов, сколько именно социальной средой.
Социальные идеалы, нормы, эталоны поведения, которые определяют сущность и выбор
молодым человеком жизненного пути, трансформируются в его личностных ценностных ориентациях
через представления, мнения, оценки, получаемые в социальных группах, с которыми в наибольшей
степени идентифицирует себя человек.
Глобальная компьютерная сеть раздвигает границы культурного пространства, тем самым,
предоставляя возможности культурной самоидентификации личности. Путешествуя по просторам
Интернет, молодые люди получают широкий доступ к общечеловеческим ценностям и богатствам как
отечественной, так и мировой культуры, что, несомненно, оказывает огромное влияние на
эффективность процесса становления личности. Однако следует отметить, что легкость публикации в