Психологические и личностные качества журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить психологические свойства и качества личности журналистики, рассмотреть примеры тех случаем, когда психологические и моральные особенности журналиста влияют на их поведение.
В связи с этим возникают задачи, которые требуется решить в данной работе: понять каким должен быть журналистом с точки зрения психология и попытаться разобраться в том, какие черты должны быть присущи настоящему журналисту.

Содержание

Введение…………………………………………..…………...……………..3
Глава 1. Психология и журналистика…………….………...………………6
1.1 Психологические свойства журналиста……….…...……………....6
1.2 Связь психологии и журналистики………………...………………9
1.3 Позиция журналиста и социальная оценка персонажей…………11
Глава 2. Качества, необходимые журналисту……....…………………..…15
2.1 Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике…………………………………………………………… ...……15
2.2 Истина в журналистике……………………………………….…..18
2.3 Правдивость и объективность……………………………….…....21
Заключение…………………………………………………………….…….28
Список литературы…………………………………………………….……30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

При межличностных контактах, отношение к вероятному персонажу остается, прежде всего, рабочим контактом автора с заинтересовавшим его лицом. Социальный смысл оно приобретает уже на другом уровне, а именно благодаря огласке. Тогда суждение журналиста становится элементом не только его личного, но и общественного мнения и в ой или иной мере способно предопределять отношение к персонажу тысяч, а может быть и миллионов людей.

Объект журналистики многогранен. Трудно назвать сферу социальной жизни, о которой бы не писала пресса. Но специальные знания и мерки, которые журналист заимствует у представителей различных отраслей знаний, в итоге нужны ему для компетентного ответа, по существу, на единственный вопрос. А именно: какой общественный интерес представляет данное явление. В конечном счете, самым общим критерием социальной оценки персонажа служит полезность его поступков для других людей и для общества в целом.

Социальная оценка может быть явной или скрытой, восприниматься лишь через контекст, в который информация включена. Однако именно социальная оценка служит той формой, в которой выражается отношение автора к персонажу. Исходным пунктом всякой ценностно-ориентационной деятельности служит сравнение. К поступкам живого человека прикладывают стандартный аршин и смотрят, где и в чем эти поступки отклоняются от образца. Поэтому особенно важно не ошибиться при выборе критерия.  Бывает, что после неловкого слова в прессе человек с хорошей репутацией вдруг превращается в объект подозрений и пересудов, способных надолго отравить ему жизнь. Речь в данном случае идет не о справедливой критике в адрес героя, а именно о журналистских «неловкостях». Что касается критических материалов, то при работе над ними главная опасность для журналиста впасть в предвзятость. Человек может пережить любую критику, если она справедлива, доказательна и корректна. А вот если журналистские оценки предвзяты, поверхностны, рождены профессиональной недобросовестностью, тогда и случаются с героями сердечные приступы. Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально – нравственных норм данного ряда. Наиболее существенны среди них следующие:

1. Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными;

2.Уважать как личность человека. Ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;

3.Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;

4. Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это – лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;

5. Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей его внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков.

Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет: закончил писать материал – прочти его глазами своего героя, а потом представь себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем- то согрешил. И не так – то просто обнаружить такую погрешность!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Качества, необходимые журналисту

2.1 Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике

 

Журналистская этика – этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций. Профессиональная мораль представляет собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Поэтому любая профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.

Как известно профессиональная мораль регулирует поведение работника в трудовом процессе. При том что круг и содержание его обязанностей меняются вместе с разделением труда, научно-техническим процессом и кардинальными социальными сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во-первых, это обязанности по отношению к самому трудовому процессу, во-вторых, к другим его участникам и в-третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она не принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Они образуют каркас того, что принято обозначать понятием «трудовая мораль».

Переломясь сквозь профессиональную призму, требования трудовой морали приобретают новый статус. Профессиональное разделение труда ведет к их детализации. Таким образом, мораль трудовая конкретизируется в мораль профессиональную.  Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях.

Журналистика и мораль тесно связаны. Приведу пример таких связей:

1. Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

2. В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

3. Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

4. При оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент.

5. Многогранно связанная с моралью, журналистика оказывается «задействованной» в контуре само регуляции общественного организма. Вместе с тем она включена в контур управления.

Как видим между трудовой и профессиональной моралью есть существенные различия. Трудовая мораль нацелена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Она регламентирует отношения любого человека как субъекта любой деятельности к обществу, к участникам трудового процесса и к самому этому процессу через предписания моральной установки. Профессиональная же мораль ориентирована на согласование интересов профессиональной группы и общества. Она регламентирует поведение в процессе труда субъекта конкретной деятельности на основе нормативов, сложившихся в профессиональном сознании конкретной группы.

Итак, профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг – основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист. Возможность влиять при этом на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу. В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека. Поскольку в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.  А основные профессионально – нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. Оно – гарант действенности профессиональной морали.

 

              2.2 Истина в журналистике

 

Информация – это знание, у которого есть потребитель. А отношение с потребителем информации является важнейшим среди производственных связей журналиста. Кодексы, принятые во многих странах, требуют от журналиста категорически разделять реальный факт и мнение о нем, его комментарий. Этим требованием профессиональная мораль обязывает пишущих бережно обращаться с документальными основаниями информационной деятельности, а в подтексте заключает уверенность в способности читателя самостоятельно, без подсказки со стороны разобраться в жизненных реалиях, о которых сообщает пресса.

Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире.

Подобной детализации поддается и принцип объективности. Его толкуют как неангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.

Нравственная оценка отношения автора к читателю складывается из нескольких составляющих, носит комплексный характер. Она учитывает и общественный резонанс публикации, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании материала, и его реакцию на читательский облик, и, что не менее важно, способность пишущего взглянуть на сам процесс собственной работы, подвергнуть мысленной рецензии свои заключения и их исходные посылки. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом своей ответственности перед ним и готовность реализовать это чувство в поступках. Отношение к людям, ради информирования которых журналист берется за перо, оказывается постоянным объектом его самосознания как в отдельном творческом акте, так и на протяжении всей профессиональной деятельности.

В «Международных принципах журналистской этики», принятых на 4 консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 году в Париже и Праге, написано: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности». Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания.

Тем не менее, подобные нарушения происходят часто. Примеров достаточно много. Начиная с запрета страны публиковать информацию на острые темы (допустим о Чернобыльской трагедии), так же запреты на многие темы в период властвования тоталитарной системы, заканчивая банальной цензурой, которая в свое время была серьезным противником для проникновения некоторой достоверной информации в общество. Например в голодный 1891 год, у печати была отнята возможность говорить об истинных размерах тяжелого бедствия, обрушившегося на народ, выяснять причины происшедшего. Периодическим изданиям было даже воспрещено помещать без особого на то разрешения со стороны властей приглашения к пожертвованиям в пользу голодающего населения. Писать оставалось только о приемах, парадах, рождениях и кончинах. И вот бедный журналист сидел и обдумывал: «Как бы так свою мысль высказать, чтобы никто не понял». Вместо страшного слова «голод» он должен был употреблять невинное и робкое слово «недород»; вместо «голодание» - «недоедание»; вместо слова «протест» - «заявление»; вместо «демонстрация» - «беспорядки» и т. д. Это было настоящим рабским языком и закрепощением мысли. Связанная по рукам и ногам пресса вынуждена была хранить мертвое молчание о самых жгучих вопросах народной жизни, но могла быть лишь свидетелем угнетения трудящихся классов и их борьбы за свои права, не имея возможности вмешаться в эту борьбу, высказать своих симпатий к народной массе, ни осветить обществу ее тяжелую жизнь.

С тех пор прошло много лет. Жизнь не стоит на месте, она идет вперед, изменяет взгляды, изменяет отношение к тому, что еще недавно считалось священным, неприкосновенным, незыблемым. Вот так и изменилось отношение к печати. И нужно позаботиться о том, чтобы в средствах массовой информации истина была на первом месте.

Еще один способ дезориентировать читателя – это печать законного рекламного и пропагандистского материала. Хотя все профессиональные кодексы принятые сотрудниками PR, требуют от членов этих объединений никоим образом не передавать преднамеренную ложь или искаженную информацию, не всегда следуют этим правилам, так как сотрудники PR прежде всего обязаны заботиться о выгоде своего клиента. исходя из этого правда, распространяемая службой PR, и правда, как ее понимают журналисты, далеко не одно и то же.

Информация о работе Психологические и личностные качества журналиста