Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа
Цель работы: определить психологические свойства и качества личности журналистики, рассмотреть примеры тех случаем, когда психологические и моральные особенности журналиста влияют на их поведение.
В связи с этим возникают задачи, которые требуется решить в данной работе: понять каким должен быть журналистом с точки зрения психология и попытаться разобраться в том, какие черты должны быть присущи настоящему журналисту.
Введение…………………………………………..…………...……………..3
Глава 1. Психология и журналистика…………….………...………………6
1.1 Психологические свойства журналиста……….…...……………....6
1.2 Связь психологии и журналистики………………...………………9
1.3 Позиция журналиста и социальная оценка персонажей…………11
Глава 2. Качества, необходимые журналисту……....…………………..…15
2.1 Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике…………………………………………………………… ...……15
2.2 Истина в журналистике……………………………………….…..18
2.3 Правдивость и объективность……………………………….…....21
Заключение…………………………………………………………….…….28
Список литературы…………………………………………………….……30
Содержание
Введение…………………………………………..…………
Глава 1. Психология и журналистика…………….………...………………
1.1 Психологические свойства журналиста……….…...……………....6
1.2 Связь психологии и журналистики………………...………………9
1.3 Позиция журналиста и социальная оценка персонажей…………11
Глава 2. Качества, необходимые журналисту……....…………………..…15
2.1 Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике………………………………………………
2.2 Истина в журналистике……………………………………….….
2.3 Правдивость и объективность……………………………….…...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В современном обществе неофициально принято считать средства массовой информации «четвертой властью». Естественно, что ту информацию, которую мы получаем, читая газеты, слушая радио, смотря телевизор, изначально происходит от журналиста.
Актуальность данной работы в том, что всем интересно и хочется понять, почему именно ту или иную новость мы получаем, или, почему некоторые факты скрывают, а для этого нужно рассмотреть личность журналиста, его качества, навыки, моральные и психологические свойства.
Цель работы: определить психологические свойства и качества личности журналистики, рассмотреть примеры тех случаем, когда психологические и моральные особенности журналиста влияют на их поведение.
В связи с этим возникают задачи, которые требуется решить в данной работе: понять каким должен быть журналистом с точки зрения психология и попытаться разобраться в том, какие черты должны быть присущи настоящему журналисту.
Предметом работы можно считать психологические качества личности журналиста.
Объектом исследования, соответственно, будет личность журналиста.
Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивают интересы многих. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характеристика ситуации, даже настроение материала – в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. Таким образом, моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала и до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Отсюда и вытекает необходимость существования особой профессиональной морали, регламентирующей поведение собственного морального сознания. Ее основная функция состоит в том, чтобы согласовывать интересы читателя и издателя, смягчать противоречия между двумя видами деятельности, из которых складывается журналистика, не допускать конфликта между потребностью аудитории в правдивой информации и задачами воздействия на неё диктуемыми издателем. В любом обществе это - трудный компромисс, но в нем всегда есть граница, которую нельзя переходить – правда. Так в чем же все - таки она должна проявляться, этика поведения современного журналиста? По отношению к кому или к чему должен быть этичен журналист? Какие именно кодексы морали и нравственности он должен соблюдать? И во всем ли? Этичны ли журналисты вообще или сама профессия не предусматривает соблюдения, каких – либо норм? Есть ли ответ на все эти вопросы? На все эти вопросы я попробую ответить в своей работе.
Проводя исследование, использовала работы: Г.С. Мельник, Д.С. Аврамов, А.К. Симонова, а так же интернет ресурсы.
1. Психология и журналистика
1.1 Психологические свойства журналиста
За минувшее десятилетие выросло новое понятие людей, которые уже мыслить по-иному. То, что происходит в России все эти десять лет, называют по-разному - посткоммунизм, развитие рыночных отношений, т.д. деятельность СМИ в значительной системе определяется социально-политической, духовно-культурной ситуацией, в которой пребывает российское общество. Видный теоретик журналистики И.Дзялошинский отвергает название “посткоммунизм”, утверждая, что никакого коммунизма в СССР не было, а был авторитетный бюрократический режим, (функционеры этого режима продолжают влиять на жизнь общества, из позиции укрепились после избрания президентом В. Путина).
Сейчас победила точка зрения, согласно которой СМИ выполняют функцию контроля за деятельностью властных структур для защиты демократии в обществе. СМИ должны являться информатором, беспристрастно освещающим общественные события. Однако, даже в такой стране, как США, ведущий телеканал CNN после чудовищных терактов 11 сентября 2001 г. активно формировал позицию простых американцев громкими слоганами: “Americaunderattack” (Америка под атакой) и “NewAmerica’sWar” (Новая война Америки). Эти лозунги присутствовали во всех передачах СNN в те дни. Можно ли быть объективным, когда одна из сторон конфликта родная страна? Как должен реагировать журналист? Изучение психологической культуры журналиста помогает принять верное решение...
Через всю историю изучения человека проходит дихотомия: тело (организм) и дух (сознание) - материалисты считают сознание атрибутом высокоорганизованной материи, идеалисты понимают, что материю творит из ничего вечный дух. Сама наша психика протестует против столь упрощенного понимания личности.
Идею многоуровнего человека выдвигали многие мыслители. По мнению А.Франкла, наиболее важным из возможных измерений человеческого бытия, являются следующие: витальная основа, которая изучается в биологии и психологии, социальное положение человека, его установки, личное отношение к любой витальной основе и любой ситуации. По мнению Леонтьева А.И. , личность -индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей сути. Сущность личности - в “эфире” этих отношений. Общество со всеми своими культурными, экологическими и другими формами не нечто целое, а синтез отношений. Именно социальная жизнь является той чертой, в которой человек приобщается к благам культуры. Богатство личности, степень развития ее индивидуальности определяется не степенью ее автономности, а мерой реализации индивидуальных сил и способностей личности в общественной жизни. Часто люди неверно понимают внешний мир, считая его 2 реальностей ( природы и общества).Надо отметить, что материальный продукт журналистской деятельности заключает в себе и объективное содержание (т. е объективную реальность) и внутренний мир данной творческой индивидуальности.
Социально-психологические свойства личности (по Андреевой):
1. Обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальная перцепция, воображение, интеллект и т.д.).
2. Формирующиеся во взаимодействии членов группы в результате ее социального влияния.
3. Более общие, связанные с социальным поведением личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству.)
4. Социальные свойства, связанные с общепсихологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу мышления, к догматическому или открытому отношению к проблеме).
Социальная роль есть фиксация определенных положений, которые занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждая личность может одновременно иметь несколько социальных ролей.
Личность - сложная структура. Известно 4 модели ее социального развития:
1. Эволюционная - постепенное развитие (была присуща первобытным людям)
2. Кризисная (скачкообразная) - через конфликты (окружающим и самим собой)
3. Модель 3 фаз: Детство, Взрослость, Старость.
4. Модель гетерогенного развития - разные системы организма достигают пика развития в разное время.
Это означает, что возраст человека физиологический (т.е. степень развития физиологической системы организма) не всегда совпадает с психологическим (степенью развития структур психики) и педагогическим (мерой овладения культурой давнего общества). В этой связи примечательна классификация периодов человеческой жизни: младенчество (до года), ранее детство ( 1-3 года), дошкольный возраст ( 3-7), младший школьный возраст (6-12), отрочество (12-17), юность (17-21), молодость (19-30), зрелость (25-60) , старость (свыше 60 лет).
Личностная зрелость наступает, когда соблюдается следующие условия:
1. Развитое чувство ответственности у личности.
2. Потребность в заботе о других людях.
3. Способность к полноценному участию в жизни общества.
4. Высокий уровень общей жизнедеятельности.
5. Толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать.
6. Способность к эффективному использованию своих знаний и возможностей, решению различных жизненных проблем и пути к полной самореализации.
Все вышеизложенное о развитии личности - не отклонение от темы, а почва, на которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры журналиста.
Анализ психологических качеств журналиста невозможен без предварительного рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой журналистики - в утверждении, что исходный путь бытия - реальный человек. Процесс формирования профессионализма сочетает два процесса - журналист полнее включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи с ним усиливаются. Профессия меняет внутренний мир журналиста, чтобы он мог эффективно осуществить эту деятельность. Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно.
1.2 Связь психологии и журналистики.
Что изучает психология? В “Словаре иностранных слов” дано определение: “Психология” - 1) Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности. Важнейший предмет психологии - изучение психики человека и ее высшей формы - сознания. 2) Совокупность психических процессов, обуславливающий какой-либо род деятельности. 3) Психика, особенности характера, душевный склад”.
Второе слово, соответствующее понятие “психологическая культура журналиста”- Термин “Культура”- имеет десятки определений, из которых в данном случае подходит такое: “Культура- уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности”.
Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с социологией, социальной психологией, социопсихолингвистикой и герменевтикой. Понимание всей объемности этого понятия, его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений. Следует четко понимать важность этого понятия для журналиста.
Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика - особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение. В этом журналист похож на психолога, хотя цели и задачи разные.
Журналистика - это социальное явление, играющее важную роль в жизни общества, информирующее регулярно о том, что происходит в стране и мире. Каждый может стать героем журналистского материала. Но чтоб стать журналистом, надо обладать не только широким кругозором, хорошими филологическими знаниями, но также иметь талант писать и общаться с людьми. Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста. Именно это отличает журналиста - профессионала, акулу пера от неопытного “журналюги”, стремящегося только что-то о чем-то написать, дабы выполнить задание редакции.
В данной курсовой работе упор делается на описание психологической составляющей личности журналиста. Автор будет ссылаться на представителей разных психологических концепций: теории психоанализа З.Фрейда, Гештальтпсихологии, теории когнитивизма, концепций советских и российской психологических школ. Будет обозначена важность составляющих психологической культуры журналиста: общения, способностей, журналистского интеллекта и журналистского мышления.
Подводя итог, нельзя не добавить, что журналист мало чем отличается от других людей, но профессия накладывает отпечаток на его сознание, делая его рефлексивным. Настоящий журналист - всегда в поиске сюжета для материала, всегда думает о работе. Бесспорно, общество со всеми его противоречиями накладывает оттиск и на личности журналиста, на его психологическую культуру, однако каждый из них имеет право выбирать, каким быть - таким как Доренко, или таким как Влад Листьев, “журналюгой-телекиллером или благородным представителем “четвертой власти”, защитником гражданских свобод, дорожащих своей честью и человеческим достоинством. В современном мире, так гордящемся высшим уровнем демократии, число журналистов первого типа не уменьшается. Изъяны в их психологической культуре являются дестабилизирующим фактором в общественной жизни, исправлять их уже поздно. Важно в процессе обучения профессии журналиста ценить составляющие его психологической культуры.
1.3 Позиция журналиста и социальная оценка персонажей
Работа в прессе требует от человека постоянных внутренних усилий, ибо почти каждодневно ставит его перед неумолимым выбором. Какими соображениями руководствуется журналист: нравственными принципами или сиюминутным настроением, страхом или корыстью? – вот тревожный вопрос, которым постоянно задается творческая личность и, отвечая на который, чувствует, удалось ли ей в полной мере сохранить себя в этом качестве.
Право быть личностью приходится подтверждать постоянно. Начальные посылки, из которых человек исходит, и которыми человек руководствуется в мыслях и поступках, обычно называют его жизненной позицией. Это целостное социально-психологическое образование, которое складывается из ценностных ориентаций, на основе которых он способен осуществлять выбор конечных целей и жизненных принципов, определять линию своего поведения. В жизненной позиции индивида всегда отражаются эпоха, в которую он формируется, наличный уровень культуры, особенности той жизнедеятельности той социальной группы, к которым человек принадлежит.
Сейчас, в отличие от советского времени, возможности свободного и самостоятельного формирования индивидом своей жизненной позиции неизмеримо облегчились, хотя естественно, что пределы самостоятельности журналиста в определении исходных начал собственного поведения всегда ограничены. Прежде всего, позицией органа печати и издателя. Конечно, позиция сотрудника и мнение редакции должны совпадать, прежде всего, в главном – в понимании основных целей издания, иначе работа коллектива просто-напросто разладится. В зрелом возрасте внутренняя работа по определению смысла собственной жизни обычно преломляется сквозь профессиональную призму, поэтому формирование безусловных личных ценностей для журналиста сопрягается с ответом на практический вопрос: «Ради чего берусь за перо?». В современных конкретно – исторических условиях единственная действительно эффективная позиция – это позиция выразителя и защитника интересов гражданского общества.
Информация о работе Психологические и личностные качества журналиста