Правовые аспекты использования аудиовизуальной и текстовой информации в деятельности современных печатных/радийных/телевизионных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:08, реферат

Описание работы

Цель реферата: выработать понимание принципов и норм правового регулирования в сфере массовой информации, направленного на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства. Разобраться в процессе использования видео, аудио и текстовой информацией в процессе своей журналистской деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………. стр.3
1.Авторское право и СМИ…… ……………………………………стр. 5
1.1 Авторское право на служебное произведение в СМИ...……стр. 10
2. Распространение аудио и видео информации в сфере
телерадиовещания…………………………………………………стр. 22
Заключение…………………………………………………………..стр. 25
Использованная литература…………………………………………стр. 26

Работа содержит 1 файл

Правовые аспекты использования аудиовизуальной и текстовой информации в деятельности современных печатныхрадийныхтелевизионных СМИ.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Согласно ст.42 Закона о СМИ редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита прав

 

В Законе о СМИ отражен единственный способ защиты авторских прав авторов. Согласно ст.25 Закона о СМИ РФ в случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.

Вместе с тем согласно ст.49 Закона РФ «об авторском праве и смежных правах» автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским Кодексом РФ.

Также обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

- в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Помимо денежной компенсации, авторы в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

За защитой своего нарушенного права автор или иной обладатель исключительных прав (работодатель) в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Конечно, исключать возможность судебного иска к журналисту или работодателю представляется некорректным, но, в то же время, очевидно, что соблюдение рекомендаций, а также знание законов может в какой-то мере предостеречь от возникновения конфликтных ситуаций. Тем более, что подобный прецедент может негативно отразиться на карьере журналиста и серьезно подорвать репутацию издания.

Поэтому, надо знать, что нарушение какой-либо, даже минимальной, части представленных статей может вылиться в конфискацию всего тиража издания, выплату значительных компенсаций, которые в судебной практике уже давно не редкость. Учитывая при этом многообразие авторских правоотношении, а следовательно возможных конфликтов и число сторон в тянутых в такой конфликт. Прежде чем делать лучше сто раз подумать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распространение аудио и видео информации в сфере телерадиовещания.

 

Теперь бы хотелось подробнее остановиться на распространение аудио, видео продукции в сфере радио и телевидения. В настоящее время активизировались попытки наведения правового порядка в это области отношений, в первую очередь в сфере телерадиовещания.

Повышенное внимание этому вопросу, может быть связанно с переходом на цифровые технологии, что приводит к сложности, а зачастую невозможности правового регулирования распространения такой информации теми правовыми механизмами, которые были сформированы 10-15 лет назад и которые за время бурного развития технологий, в своей основе практически не претерпели сколько-нибудь значимых изменений.

Правовое регулирование распространения информации зарождалось и основывалось на особенностях распространения информации в печатном виде. Раньше, учитывая тотальный контроль государства над распространяемой информацией в нашей стране, существование единственного источника, контролирующего эту информацию, вопрос об ответственности по праву конкретного распространителя за распространение ненадлежащей информации практически не стоял: если это было необходимо, вопрос об ответственности решался в административном порядке.

Иная ситуация стала складываться, когда появилось большое число самостоятельных распространителей, не подконтрольных государству. Последняя ступень - распространения информации в глобальной информационной сети Интернет. Самостоятельными субъектами, определяющими какой состав аудиовизуальной информации можно предоставить потребителю, стало намного больше. Развитие техники и сетей связи приводит и к определенному качественному изменению получения информации в «электронном виде» неограниченным кругом лиц. Её можно получать в реальном масштабе времени, включая и получение на переносные, мобильные устройства, стирается грань между теле- и радиоприемниками и компьютером. Видео-, аудио- и аудиовизуальную информацию в реальном масштабе времени стало возможным получать и на переносные телефонные аппараты. Развиваются и обратные каналы связи, что повышает оперативность сбора информации самими распространителями, делает более оперативным сам информационный обмен. Таким образом независимо действующих субъектов, самостоятельно формирующих состав упомянутой информации и предлагающих её для получения неограниченным кругом лиц, стало несравненно больше и их количество будет только возрастать в дальнейшем.

Вместе с тем, бездействие в правовом регулировании отношений в области распространения информации в «электронном виде» привело к отсутствию необходимых документов для наведения определенного правопорядка в этой области, а также к использованию в документах, неопределенных правовых понятий. Одновременно старые понятия стали узкими для нового понимания, через них трудно стало описывать возникающие правоотношения, выявить конкретных субъектов этих правоотношений, и трудно налагать необходимые меры ответственности за нарушения этими субъектами даже ранее уже установленных правил. Например, смешиваются понятия «распространитель информации» и «оператор связи», в обыденном понимании средство массовой информации отождествляется с конкретным распространителем информации, в то время как это лишь форма, в которой распространителем осуществляется распространение информации.

Понятие «распространение» означает некоторую хозяйственную деятельность по доставке периодической печатной продукции конкретному её получателю. С возникновением телевидения и радиовещания, с первыми попытками правового урегулирования вопросов, связанных с массовой информацией и её получением потребителями, это понимание «распространения», применительно ранее к печатным изданиям, попытались перенести и в область телерадиовещания, где посредником между потребителем и распространителем являются предприятия связи, которые оказывают посреднические услуги по доставке аудио- и аудиовизуального контента до потребителя, как и в случае с печатной продукцией.

Это понятие закреплено правом и разделяет принципиально разные зоны ответственности субъектов права, что вытекает из следующих аспектов:

1. Федеральный закон «О связи», где посредническим услугам дано понятие, определено кто эти услуги предоставляет. Это оператор связи. И нигде на уровне федерального закона деятельность оператора не связывается с распространением информации.

2. Часть четвертая статьи 15 Конституции РФ к составной части правовой системы РФ относит «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации». Речь здесь идет именно о факте предоставления конкретным субъектом информации для получения неограниченным кругом лиц, субъекте, который несет ответственность за ту информацию, которую он предоставляет этим лицам. Именно сам упомянутый факт предоставления информации и определяется как распространение информации, а субъект, который ответственен за информацию, которую он предоставил и определяется как «распространитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В итоге хотелось бы отметить, что для успешной, а главное безопасной журналисткой деятельности в средствах массовой информации, необходимо иметь представление, а лучше знать основные статьи, которые могут обеспечить спокойную работу в сфере массовых коммуникаций. Знание и понимание этих законов обеспечивает уверенность при написании статей в газеты и журналы, подготовке видео и аудио материалов на телевидении и радио, а также защищает ваше авторское право на данные материалы. При умении разбираться в данных законах, можно построить правильные правовые отношения со своим работодателем, защитить своё творчество от копирования, присвоения авторства чужими лицами, в том числе и работодателем. При устройстве на работу (в штат, либо на фриланс) необходимо составление договоров, которые регулируют отношения между автором/журналистом и работодателем/СМИ/издательством, определяет должностные обязанности журналиста, права, ответственность сторон в случае несоблюдения каких-либо норм и правил, прописанных в договоре.

Знанием нормативных документов можно обезопасить себя от ошибок, необдуманных поступков, неправильных действий на рабочем месте, а следовательно избежать наказания, которое, в случае незнания этих законов, может испортить не только карьеру, но и всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

 

 

1.  Липцик Д. Авторское право и смежные права/ Пер. с фр.; с предисловием М. Федотова. — М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2002.

2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

3. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 138, 139, 150-152, 1099 — 1101)

5. Федеральный закон «О связи»

 

 

 

 



Информация о работе Правовые аспекты использования аудиовизуальной и текстовой информации в деятельности современных печатных/радийных/телевизионных СМИ