Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:08, реферат
Цель реферата: выработать понимание принципов и норм правового регулирования в сфере массовой информации, направленного на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства. Разобраться в процессе использования видео, аудио и текстовой информацией в процессе своей журналистской деятельности.
Введение……………………………………………………………. стр.3
1.Авторское право и СМИ…… ……………………………………стр. 5
1.1 Авторское право на служебное произведение в СМИ...……стр. 10
2. Распространение аудио и видео информации в сфере
телерадиовещания…………………………………………………стр. 22
Заключение…………………………………………………………..стр. 25
Использованная литература…………………………………………стр. 26
2
Реферат
по дисциплине: Техника и технология СМИ
Тема: «Правовые аспекты использования аудиовизуальной и текстовой информации в деятельности современных печатных/радийных/
МОСКВА
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Авторское право и СМИ…… ……………………………………стр. 5
1.1 Авторское право на служебное произведение в СМИ...……стр. 10
2. Распространение аудио и видео информации в сфере
телерадиовещания……………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная литература…………………………………………стр. 26
Введение:
Я решила рассмотреть в своём реферате данную тему, так как считаю, что в моей будущей профессии – журналистике, очень важно знать правовые аспекты при использовании различного рода информации, будь-то аудио, видео, текст, документальные материалы. Деятельность каждого журналиста регулируется определёнными документами, вплоть до Уголовного кодекса РФ. И дабы быть на страже своей личной безопасности и безопасности своего СМИ, надо знать основные аспекты авторского права, защиты информации в нашей стране, наказание за нарушение законов.
Цель реферата: выработать понимание принципов и норм правового регулирования в сфере массовой информации, направленного на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства. Разобраться в процессе использования видео, аудио и текстовой информацией в процессе своей журналистской деятельности.
Задачи реферата: раскрыть содержание правовых отношений в массовой информации, как самостоятельной отрасли и подотрасли информационного права. Получить целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущего российского законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности СМИ. Понять смысл системы норм, регулирующих правоотношения в области СМИ.
Прежде чем подробно рассмотреть правовые аспекты регулирование деятельности средств массовой информации, в частности законное использование аудиовизуальной и текстовой информации в СМИ, хотелось бы обозначить те нормативные документы, посредством которых эта деятельность регулируется. Таких документов очень много, но я бы хотела выделить самые главные. Итак, таковыми являются:
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
3. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»
4. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 138, 139, 150-152, 1099 — 1101)
6. Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 129, 130, 137, 138, 140, 146, 237, 242, 354)
7. Федеральный закон «О связи»
Авторское право и СМИ.
Информация всегда была ходовым товаром. Технология ее получения и передачи развивается куда быстрее средств защиты от недобросовестных пользователей, поэтому зачастую бывает трудно определить, кто у кого и что позаимствовал. Если же информация облечена в некую художественную форму, то число желающих воспользоваться плодами чужого творчества, безвозмездно, растет в геометрической прогрессии.
Любое произведение — это воплощение самого автора, реализация его идей и творческого замысла. Авторские права создателя произведения должны соблюдаться и защищаться как на территории РФ, так и во всем мире.
Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Следовательно, эти произведения защищены законом. Хотя надо признать, что нарушение прав авторов, а порой и просто их игнорирование у нас не редкость. Чтобы не попасть в щекотливую ситуацию, необходимо знать «среду обитания», «виды» и «подвиды» объектов изучения. Это различные статьи, очерки, заметки, фотоснимки, видеозаписи, резюме, обзоры и др. Интересен такой специфический объект как «интервью». Интервью, являясь беседой двух и более лиц, представляет собой одну из разновидностей соавторства, при условии, что каждая из сторон вносит творческий вклад, со всеми вытекающими последствиями: наличием у каждой стороны исключительных прав на использование, на получение вознаграждение, на защиту своих прав и т.д.
Перечень объектов авторских прав указанных в законе не является закрытым. Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», объектами авторского права не являются:
- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
- произведения народного творчества;
- сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер
Интересен последний пункт. Все дело в том, что информация это не имущество, в обычном его понимании, и в то же время ее нельзя отнести к результатам творческой деятельности. Определяющим критерием здесь является степень творческого участия в изложении информации и форме ее подачи. Сообщения информационного характера не являются объектом авторского права, так как не носят творческий характер. Это закреплено и в ст. 8 «Закона об авторских и смежных правах» РФ: «Хотя сбор новостей требует значительно больших затрат, чем, скажем, подготовка аналитических комментариев, однако они не охраняются авторским правом и их свободное распространение обусловлено правом граждан на информацию». Однако если новостное событие облечено в форму репортажа, где помимо информации присутствует творческий оригинальный подход, то такое произведение становится объектом авторского права. В 1998 году Арбитражный суд РФ вынес по этому поводу свое окончательное решение: программы телепередач не являются объектами авторского права.
Теперь я бы хотела определить, кто же выступает субъектом авторского права:
- сам автор, т.е. журналист, писатель или иное физическое лицо, создавшее произведение;
- издатель - юридическое лицо, которое первоначально опубликовало данное произведение;
- третьим персонажем является другое издание, которое предположительно нарушило авторские права.
Им может быть и сторонний заказчик данного материала, который оплатил написание и выход публикаций и, считая себя собственником материала, использует его по своему усмотрению (перерабатывает, публикует в других изданиях и т.д.).
Автор является сотрудником издания и выполнял редакционное задание. Из чего следует вывод – перед нами служебное произведение. Согласно п.2 ст.14 Закона, исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, то есть работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Кроме того, работодатель при любом использовании служебного произведения вправе указывать свое наименование, либо требовать такого указания. Но и у автора на свое детище имеются личные неимущественные права: право авторства, право на имя, на обнародование, на защиту репутации.
Право на имя означает право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно. Для журналистов это очень важное право, так как многие из них предпочитают работать под псевдонимами. Не секрет, что не только в нашей стране, но и во всем мире, имеют место случаи незаконного преследования журналистов, что напрямую связано с их материалами. Ввиду большого количества разнородных материалов сложно проследить за тем, было ли указано имя журналиста или нет. Поэтому особо актуально, что не за работодателем, а именно за автором законодатель закрепляет возможность выбора публикации: 1) под своим именем, 2) под псевдонимом, 3) анонимно. И все же, несмотря на это, автору лучше прописать в договоре, заключаемом с работодателем, под каким именем для него наиболее приемлемы будущие публикации.
«Кроме того, указание имени должно быть таким, чтобы можно было точно определить, автором какого произведения является указанное лицо. На практике же в периодических изданиях имеют место указания имен авторов в общем списке. В результате чего определить, автором какого конкретного произведения является то или иное лицо, практически невозможно».
Права на использование произведения передаются только по договору. Данное соглашение содержит ряд существенных условий: исключительный или неисключительный характер передаваемых прав, размер и порядок выплаты вознаграждения за каждый вид использования, виды использования (объем передаваемых прав), срок, территория и иные условия.
Ситуации с использованием материала могут сложиться по-разному. Автор может передать одному издателю часть исключительных прав, скажем, права на воспроизведение и распространение, придержав у себя права на переработку и перевод. Возможен еще вариант - передаваемые права могут быть неисключительными, и в этом случае автор вправе передавать аналогичные права другому издателю. Тут возможный конфликт обеспечен.
Чтобы избежать судебных разбирательств, надо заранее оговорить все важные условия в издательском договоре. Причем только письменно.
Стоит обратить внимание на серьезный характер ответственности в случае нарушений авторских и смежных прав. Казалось бы, не значительные отступления от известного принципа «не укради», могут обернуться очень серьезными последствиями в виде «возмести» и «заплати».
Положения же ст. 49 и ст. 49.1. Закона предусматривает возможность конфискации не только контрафактных экземпляров произведений, но и материалов, оборудования и иных орудий используемых для воспроизведения таких «произведений».
В.А.Дозорцев выделяет в сфере массовой информации также два вида объектов гражданских прав: информацию как объект права собственности и произведение как объект исключительных прав (интеллектуальная собственность). Если говорить об электронной прессе, то помимо объектов авторского права в ней встречаются объекты смежных прав, а именно — исполнения, фонограммы, передачи организация эфирного и кабельного вещания.
В отношении собственного произведения «Закон об авторских и смежных правах» РФ наделяет автора набором личных неимущественных и имущественных прав. Раздел V Закона полностью посвящен защите авторских и смежных прав, которую может осуществить автор в случае нарушения своих прав. Нормы, регулирующие отношения в области авторского права, отражены в разных отраслях российского права. Зачастую проблемы, возникающие с несоблюдением тех или иных норм, возникают в связи с проблемами их реализации на практике или в связи с их вольным толкованием.
Одно из таких положений касается соблюдения авторского права на служебные произведения. Здесь к регулированию подключаются и нормы трудового права.
Авторское право
на служебное произведение в СМИ.
Концепции авторского права
Первая заключается в том, что первоначальное обладание авторскими правами принадлежит автору. То есть за автором сохраняются личные неимущественные права. Но все имущественные права принадлежат работодателю.
Вторая концепция характерна, прежде всего, для таких стран, как США и Великобритания. Согласно этой традиции «в случае, если творческая деятельность осуществляется на основании трудового соглашения или заказа, то работодатель считается автором после приобретения первоначального правообладания на copyright, если не оговорено иное». Соответственно, в такой модели и имущественные, и неимущественные права на служебное произведение, принадлежат работодателю.
«Закон об авторских и смежных правах» РФ предусматривает первый вариант, то есть сохраняет за автором служебного произведения набор личных неимущественных прав, а имущественные права на произведение закрепляет за работодателем. На этот счет в юридической литературе существует несколько точек зрения. Э.П.Гаврилов, например, считает, что на сложные произведения, такие как газета, журнал или сборник, исключительные права принадлежат издателю. Точка зрения А.П.Сергеева состоит в том, что «журналист или фотограф, находящийся в штате газеты, не вправе претендовать на получение особого вознаграждения за использование газетой материала, созданного им в порядке выполнения служебных обязанностей, т.к. труд уже оплачен газетой и ей приобретены исключительные права на использование произведения.
Право авторства и плагиат
Согласно п. 1 ст. 14 «Закона об авторских и смежных правах» РФ авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит автору служебного произведения. В данном случае под авторским правом следует понимать перечень личных неимущественных прав, закрепленных за автором служебного произведения. Ст. 15 Закона дает их перечень:
- право признаваться автором произведения (право авторства);
- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;