Правовые аспекты Интернет-СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы: Выявление специфики сети Интернет, как одного из видов СМИ, которое имеет правовое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I Особенности сети Интернет как средства расспространения информации………………………………………………………………………4
1.1. Интернет - пространство. Сайт в интернете 4
1.2. Интернет как средство массовой информации 9
Глава II Объекты правового регулирования в сети Интернет………….16
2.1. Проблема авторского права……………………………………...16
2.2. Проблема несанкционированной рекламы в Интернете…….22
Глава III Эффективность законов в Интернет-ресурсах России………...25
3.1 Плагиат в новостной журналистике……………………………25
3.2 Правое регулирование Блогосферы…………………………….26
3.3 Ответственность за информацию в Интернете………………..27
3.4 Плагиат в рекламе…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….……….32

Работа содержит 1 файл

ЦЕЛАЯ.docx

— 102.10 Кб (Скачать)

  Первый  в мире сайт info.cern.ch появился в 1990 году. Его создатель, Тим Бернерс-Ли, опубликовал на нём описание новой технологии World Wide Web. Сайт стал и первым в мире интернет-каталогом, так как позже Тим Бернерс-Ли разместил на нём список ссылок на другие сайты (Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Сайты).

  Существует  множество классификаций web-сайтов, в основе которых лежат различные параметры и характеристики. Рассмотрим одну из таких классификаций. Проследим зависимость web-сайта от цели, которую он преследует.

1. Коммерческий web-сайт

    Коммерческий  web -сайт способен решать огромное количество ежедневных задач любой фирмы, а также помогать в планировании и разработке стратегий. Если перед web -сайтом ставятся коммерческие задачи, то web-сайт следует считать коммерческим, а именно:

  • Привлечение новых клиентов и партнеров 
    (организация целевых и широкомасштабных рекламных кампаний, продвижение товаров и услуг, географическое расширение бизнеса)
  • Поддержка существующих клиентов и партнеров

(моментальное  обновление информации, организация  обратной связи, предоставление  услуг в режиме on-line, расширение  возможностей по сопровождению  клиентов)

  • Маркетинг (проведение статистических исследований, организация опросов и анкетирований, оценка поведения посетителей сайта) 
    2. Некоммерческий web -сайт

    Как правило, такие web -сайты принадлежат различным органам власти, социальным учреждениям, учебным заведениям, отдельным личностям. Некоммерческий web -сайт, как правило, решает следующие задачи - обеспечение присутствия в сети Интернет и информационное обеспечение. Вторичными являются задачи организации обратной связи и другие задачи.

  3. Информационный портал

     Понятие информационный web-сайт достаточно широкое, ведь любой web -сайт несет какую-либо информацию. Для разграничения понятий информационный web -сайт принято называть информационным порталом.

      Главная задача такого web-сайта, разумеется, информационное обеспечение. Информационные порталы освещают те или иные аспекты деятельности человека, области науки, техники, природы, финансов, недвижимости и т.п. Информационные порталы характеризуются полнотой, объективностью и доступностью информации, отсутствием прямых коммерческих интересов и высокой целевой посещаемостью.

4. Сервисный web -сайт / портал

Любой web-сайт, предоставляющий посетителю какой-либо сервис, можно считать сервисным. Основной задачей сервисного web-сайта является, разумеется, предоставление сервисов. При этом могут преследоваться и коммерческие цели. К сервисам в данном случае следует относить сервисы сети Интернет, такие как электронная почта, поиск в сети Интернет, каталоги и рейтинги ресурсов, on-line аукцион, on-line игры и другие.

Сервисный портал является наиболее сложным для  создания по сравнению с другими  типами web -сайтов. Одной из распространенных коммерческих целей сервисного портала является использование его как рекламной площади для баннерной12 рекламы.

5. Интернет-магазин

    Интернет-магазин  – это средство электронной торговли. Любой

web-сайт, обеспечивающий возможность как минимум заказа товара/услуги с выбором из каталога товаров/услуг в России принято считать Интернет-магазином.

   Изначально  web -сайты представляли собой совокупности статических документов13. В настоящее время большинству из них свойственна динамичность и интерактивность. Под интерактивностью понимается способность веб-страницы вести диалог со своим посетителем. Современные технологии дают возможность продемонстрировать посетителю товар не только на картинке или видеоролике, но и с помощью веб-камеры, показав ему именно то, что его интересует. Посетитель сайта чувствует себя не статистом, а полноправным участником процесса формирования материала сайта.  Его мнение не только будет услышано, но и тиражировано всем другим посетителям сайта. Динамичность это способность к изменению либо всей страницы сайта, либо отдельного её элемента. Кроме того понятие динамичная страница обозначает веб-страницу с изменяющимся контентом, т.е подразумевается изменение содержимого страницы.

   Специалисты используют термин web-приложение — готовый программный комплекс для решения задач web-сайта. Web -приложение входит в состав web-сайта, но web-приложение без данных сайтом является только технически. В большинстве случаев в Интернете одному web-сайту соответствует одно доменное имя14. Именно по доменным именам сайты идентифицируются в глобальной сети. Аппаратные сервера для хранения web-сайтов называются web-серверами. Сама услуга хранения называется web-хостингом. Раньше каждый сайт хранился на своём собственном сервере, но с ростом Интернета технологическим улучшением серверов на одном компьютере стало возможно размещение множества сайтов (виртуальный хостинг). Один и тот же сайт может быть доступен по разным адресам и хранится на разных серверах.

Копия оригинального сайта в таком  случае называется зеркалом. Существует так же понятие оффлайновая версия сайта — это копия сайта, которая может быть просмотрена на любом компьютере без подключения к компьютерной сети и использования серверного программного обеспечения (Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Сайты).

     Наличие Интернет - сайта год от  года становится практически  обязательным условием, залогом  успеха для современного предприятия,  заботящегося о своей репутации. Сайт, представляя собой определённую систему, имеет признаки, не являющиеся совокупностью признаков документов Интернета, из которых он состоит, следовательно, может считаться самостоятельным объектом. 

1.2 Интернет как Средство  распространения информации

  А теперь рассмотрим ответ на главный  вопрос: является ли сайт средством  массовой информации?

  Средство  массовой информации -  это, во-первых, средство распространения информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, корпоративным характером производства. Традиционно к средствам массовой информации относятся:

-пресса, радио, телевидение;  
-кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;  
- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;  
- домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

  Во-вторых, средство массовой информации - это средство, предназначенное для охвата народных масс. Интернет -- это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель». Коммуникация в интернете принимает разные формы, от web-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением является журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем - один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

  Очевидно, что исходя из определения что  такое СМИ, интернет можно рассматривать  как средство массовой информации, когда есть направленность на массовую аудиторию . Фактически, интернет может являться СМИ, юридически же статус интернета в РФ все еще не определен.

     Классификация истории российских  интернет-СМИ была предложена профессором кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности  В.Н Монаховым. Он условно выделил 4 периода:

  Первый: от появления первых русских интернет-ресурсов  до конца 1998 года. Этот период характеризуется преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством крупных игроков на рынке и их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в медийный сектор интернета.

  Второй: 1999 — начало 2000 года. Этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами в ГД РФ (19 декабря 1999 года) и выборами Президента РФ (26 марта 2000 года). Соответственно, в течение этого периода в сети появился ряд новых игроков, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, и существенно увеличился рост вложений в развитие интернет-СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство интернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы русского интернета. (Преобладающие ресурсы: новостные и смешанные, редакционные)

  Третий — с начала 2000 года. Это период так называемого «инвестиционного бума». Данный период характеризуется выходом на рынок новых игроков, которые (в отличие от игроков, активных во второй период) не имели определенных интересов в политической сфере. В основном это были компании, связанные с западным (прежде всего американским) венчурным капиталом. Этот период характеризуется многочисленными попытками реализации в русском интернете примитивно понятой «американской модели» и развитием крупных информационных (или имеющих информационную составляющую) ресурсов, не вполне правомерно называемых «порталами».

    Формальной датой начала четвертого периода можно считать 8 сентября 2000 года, когда стало известно о закрытии одного из наиболее амбициозных проектов, характерных для третьего периода, — портала «Поле.Ру». В любом случае, мы стоим на пороге четвертого периода, для которого характерна следующая черта: сохранение преобладания новостных ресурсов при возрастании значимости ресурсов комментарийного и смешанного типов (Монахов http://www.internet-law.ru/intlaw/books/smi/3439.htm).

  По  данным опросов на октябрь 2006 года15, новости в интернете читает около 13% населения России. Как и вся аудитория Рунета, это число постоянно растет. Новости в интернете распространяют интернет-СМИ — регулярно обновляемые информационные сайты, имеющие постоянную аудиторию и зачастую — официальную лицензию СМИ. 
    По данным службы Яндекс.Новости16, каждый будний день в российском интернете появляется около 27 тыс. новостей, в выходной — около 6 тыс. Число новостей русскоязычных интернет-СМИ растет так же быстро, как и дневная аудитория Рунета. За год количество новостей на одного пользователя русскоязычного интернета не изменилось — и суточная аудитория и суточное предложение новостей в Рунете выросли на 50%.Часть предлагаемого пользователю контента интернет-СМИ создают не сами, а копируют у своих коллег по медиа-бизнесу.

  Каждый  год в интернете появляются сотни  интернет-изданий. В Рунете все более  заметную долю занимают специализированные издания, предоставляющие информацию о той или иной отрасли. В среднем  одно такое отраслевое издание создает  четыре информационных сообщения в  сутки, а самые активные — 44 новости.

  Несмотря  на такую сверх-активность онлайновых СМИ, Закон Российской Федерации  «О средствах массовой информации»  от 27.12.1991 № 2124-1 подчеркивает, что под  средством массовой информации понимается только периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа. То есть интернет-сайт в качестве СМИ не указан.

  Таким образом, Российское законодательство не дает легального определения понятия "сайт", хотя достаточно активно  им пользуется. Например, термин "официальный  сайт" встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном  кодексах, а также в Кодексе  Российской Федерации об административных правонарушениях. Единственным нормативным  актом, дающим легальное - на уровне регионального  законодательства - определение понятия "сайт", является закон города Москвы (от 31.03.2004 № 20) "О гарантиях  доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы". Здесь в ст. 2 закрепляется: "официальный сайт органа власти - совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с  законом или решением соответствующего органа власти в интернете по определенному  адресу, опубликованному для всеобщего  сведения".

      Отсюда следует, что в правовом  смысле интернет-сайт как информационный  ресурс представляет собой совокупность  информации, содержащейся в той  или иной информационной системе.  Эта информация находится в  распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно  создавшего информацию либо получившего на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко - как совокупность определенным образом формализованных объектов. (Российская газета http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.htm) 

  Интернет  как средство массовой информации – это совокупность телекоммуникационных сетей (сетей электросвязи), объединённых единой технологией производства и распространения информации (так называемыми «протоколами»). Если следовать  этому определению и проводить аналогию, например, с телевидением, Интернет можно сравнить с телепередатчиком, релейной станцией и телевизором в их технологической совокупности, но никак не с телепрограммой. Интернет имеет отношение к СМИ постольку, поскольку эта сеть используется (и всё чаще) для распространения сообщений как получаемых журналистами, так и создаваемых в редакциях СМИ. Поэтому, говоря об Интернете как о СМИ, нам следует иметь в виду исключительно сообщения, распространяемые по этой сети. Но и здесь, между Интернетом и средствами массовой информации, нельзя ставить знак равенства: признаки информации, распространяемой по телекоммуникационным сетям, не совпадают с признаками традиционной массовой информации. Как уже было сказано, Закон РФ «О средствах массовой информации» характеризует Интернет лишь как форму периодического распространения массовой информации. 

Информация о работе Правовые аспекты Интернет-СМИ