Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:23, реферат
В данной работе мы постараемся поговорить о видах вопросов при социологических опросах и журналистских интервью, о разновидностях интервью.
Вообще, хотелось бы начать с отличия между журналистским и социологическим интервью. В методическом смысле между социологическим и журналистским интервью много общего, но каждая наука имеет свою специфику. Главное отличие между ними составляет то, что в социологии важна точность, поэтому важно, чтобы на опрашиваемого оказывалось минимальное влияние со стороны социолога, чтобы получить более конкретные ответы.
Что касается качественных опросов, то к ним относят фокус-интервью. В данном случае «делается упор на разнообразии»[20], так как группы опрашиваемых составляются из 8-12 человек или проводится опрос с несколькими однородными по составу группами. Разновидностью фокус-группы можно считать «круглые столы» с участием аудитории и экспертов, в которых журналист общается не с одним, а сразу с несколькими участниками.
Если фокус-интервью сходно с «круглыми столами», то индивидуальное журналистское интервью напоминает глубокое социологическое интервью (также относящееся к качественным исследованиям), которое проводится с каждым опрашиваемы отдельно. Подобный вид опроса дает глубокий экскурс в интересующем социологов вопросе.
Таким образом, опрос в социологии дает «важный канал изучения общественного мнения по самым различным вопросам»[21], они дают более развернутую панораму общественного мнения. Для журналистики интервью играет не менее значительную роль, оказываясь важнейшим из методов сбора информации. Главным различием этих двух типов интервью – социологического и журналистского – является то, что интервью социолога требует большей точности, сам специалист должен минимально вовлекаться в опрос. Для журналиста интервью дает больше свободы, он может менять ход беседы и влиять на своего собеседника для того, чтобы добиться информации, в которой заинтересована его аудитория. Также отличием журналистского интервью от социологического опроса я прежде всего, его массовость. Социологический опрос подразумевает массовое исследование мнений, используется для выведения статистики. Журналистское интервью – это тоже в некотором роде исследование, но оно направлено на мнение или личность – на человека в единственном числе. Результаты опросов используются в различных сферах – рекламы, услуг и прочих. В то время как журналистские интервью предназначены для публикации, удовлетворения интереса аудитории. Социологический опрос чаще всего подразумевает четкие вопросы, журналистское интервью, конечно, тоже требует определенной подготовки, но в зависимости от ответов интервьюируемого они могут быть изменены, что чаще всего и происходит, потому что предугадать реакцию человека довольно сложно. Это касается даже информационного интервью. Например, вы делаете интервью о конкретном мероприятии, которое состоялось. У вас есть вопросы: когда, где и почему. Но ведь в своем первом ответе человек может ответит на все вопросы. Журналистское интервью предполагает развернутые ответы, в то время как соцопрос требует конкретики.
Опрос и журналистское интервью – это два разных типа получения информации, причем информации различного характера.
Список используемой литературы:
Лукина М. М. «Технология интервью», Аспект Пресс, М.:2003, Глава 1, 3
Фомичева И. Д. «Индустрия рейтингов», введение в медиаметрию, Аспект Пресс, М.:2004. С. 48-76
Фомичева И. Д. «Социология СМИ», учебное пособие, Аспект Пресс, М.:2007. С. 207-219
Ядов В. А. «Стратегия социологического исследования», М.: Добросвет, 2001 С. 229-295
12
[1] Лукина М. М. «Технология интервью», Аспект Пресс, М.:2003, С 7-9
[2] Там же С 30
[3] Лукина М. М. «Технология интервью», Аспект Пресс, М.:2003, С 7-9
[4] Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М, 1935. Т. I.
[5] Ядов В. А. «Стратегия социологического исследования», М.: Добросвет, 2001 С. 250
[6] Фомичева И. Д. «Социология СМИ», учебное пособие, Аспект Пресс, М.:2007. С. 208
[7] Ядов В. А. «Стратегия социологического исследования», М.: Добросвет, 2001 С. 251
[8] Лукина М. М. «Технология интервью», Аспект Пресс, М.:2003, Глава 3
[9] Ядов В. А. «Стратегия социологического исследования», М.: Добросвет, 2001 С. 258
[10] Ядов В. А. «Стратегия социологического исследования», М.: Добросвет, 2001 С. 239
[11] Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2007. — С. 208.
[12] Фомичева И. Д. «Индустрия рейтингов», введение в медиаметрию, Аспект Пресс, М.:2004. С.68
[13] Там же С.69
[14] Ядов В. А. «Стратегия социологического исследования», М.: Добросвет, 2001 С. 231
[15] Фомичева И. Д. «Индустрия рейтингов», введение в медиаметрию, Аспект Пресс, М.:2004. С.49
[16] Там же С.50
[17] Фомичева И. Д. «Индустрия рейтингов», введение в медиаметрию, Аспект Пресс, М.:2004. С.53
[18] Там же С.54
[19] Фомичева И. Д. «Индустрия рейтингов», введение в медиаметрию, Аспект Пресс, М.:2004. С.64
[20] Фомичева И. Д. «Социология СМИ», учебное пособие, Аспект Пресс, М.:2007. С. 212
[21] Ядов В. А. «Стратегия социологического исследования», М.: Добросвет, 2001 С. 294
Информация о работе Отличие массовых социологических опросов от журналистского интервью