Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа
Журналист, специализирующийся на спортивной тематике, вступает в конкурентную борьбу со своими коллегами из других редакций. Однако, несмотря на большой спрос, следует отметить, что и предложение тоже достаточно обширно. Поэтому спортивный журналист должен знать всё, касающееся его тематики, уметь ярко и образно рассказать о событиях, явлениях и тенденциях спортивной жизни. Довольно часто известные спортсмены, даже не прерывая выступлений, сотрудничают с газетами, журналами, радио и телевидением. Многие спортсмены становятся профессиональными журналистами. Так, Максим Нестеренко, чемпион Европы по боксу среди любителей, интерконтинентальный чемпион мира и Европы среди профессионалов, Наталья Ларионова, завоевавшая множество звонких титулов в женском боксе, получили образование на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и активно работают в журналистике. Таких примеров множество. Мария Киселёва, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, известный в своё время спортсмен Виктор Набутов и многие другие связали свою жизнь с журналистикой.
1 Введение
1.1 Немного из истории.
2. Глава первая. Спортивный журналист и его работа.
2.1. Специализация спортивного журналиста.
2.2. Организация труда.
2.3. Методика работы: выбор темы, сбор информации, выбор жанра, работа над словом.
3. Глава вторая. Работа спортивного журналиста в различных типах СМИ.
3.1. Особенности работы в печатных СМИ.
3.2. Особенности труда на радио.
3.3. Особенности работы на телевидении.
3.4. Особенности работы в информационных агентствах.
3.5. Особенности работы в компьютерных сетях и базах данных.
3.6. Универсальная подготовка к работе в системе СМИ.
4. Глава третья. «За кадром работы».
4.1 Фан-клубы.
4.2. Финансовое обеспечение.
4.3. «Забытые» СМИ виды спорта.
Заключение.
Репортаж, как
жанр, имеет существенные различия
в разных странах. Так, если в России
журналист – участник или свидетель
события – может смело
Мы кратко
рассмотрели лишь некоторые из информационных
жанров. В реальной практике необходимо
использовать всё их многообразие,
в том числе и те, которые
получили широкое распространение
в России лишь в последние годы:
комментарий (как самостоятельный
жанр), колонка спортивного
Глава вторая.
Работа спортивного журналиста в различных типах СМИ.
3.1. Особенности работы в печатных СМИ.
Печатные издания имеют ярко выраженную специфику как элементы системы СМИ. Она определяется тем, что основной рабочий материал прессы – это слово и изображение, оставленные на бумаге. Газета, журнал, альманах, книга, хранятся годами без видимого разрушения. Они в любой момент могут быть востребованы потребителем. В периодических изданиях высока требовательность к стилю и точности словоупотребления, поскольку считается, что читателю легче обратить внимание на ошибку в печатных данных.
Читатель лишён возможности присутствовать на месте события. Репортёр – не только его глаза, но и уши, нос, органы осязания и вкуса. Вот почему «картинка», которую рисует журналист, должна обладать всеми необходимыми качествами жизнеподобия, быть «зримой».
В любом печатном
издании журналист подробно сверяет
имена, даты, цитаты. И всё то, что
в случае ошибки может ввести читателя
в заблуждение. На диктофон и другие
технические средства особенно надеяться
не стоит: далеко не всегда фамилия, скажем,
пишется так, как слышится. И паять
может подвести. Кроме того, многие
фамилии пишутся «не правильно»
И ещё одна особенность: работник газеты или журнала должен быть обучен умелому использованию средств оформления – ведь чаще всего у читателя единственным органом, дающим ему представление о том, или ином материале, да и об издании в целом служат глаза. Современные печатные средства информации редко обходятся без иллюстраций. Поэтому автор при подготовке произведения должен подумать о том, как можно оживить и дополнить текст иллюстративным материалом. Кроме того, иллюстрация, в отличие от слова, психологически воспринимается как документальное и неопровержимое свидетельство подлинности сообщения. А документальные , познавательные, развлекательные, сатирико-юмористические фотографии, рисунки, диаграммы могут не только иллюстрировать материал, но и иметь самостоятельное значение.
Текст и иллюстрации, заголовочные комплексы, анонсы, врезки, выделения – всё это и многое другое делает газету, журнал, альманах не просто «собранием слов и картинок», а единым организмом, живущим мыслями и чувствами авторов. Любой газетчик знает, что шрифтовое оформление заголовков и текста может выделить или, наоборот, сделать почти незаметной на полосе его работу. Старая истина – «форма содержательна, а содержание должно быть оформлено» - предопределяет особые требования к подбору шрифтов заголовочных комплексов. «Слепой! Заголовок может привести к тому, что даже важнейшая информация не будет замечена и воспринята читателями, а излишне яркий, крикливый заголовок превратит второстепенный материал в главный на полосе. Вот почему следует заранее представить себе место материала на полосе и подобрать к нему заголовочный шрифт, соответствующий размеру и содержанию.
Ещё сохранились
редакции, в которых работают по
старой классической системе: материалы,
подготовленные к опубликованию
и эскизный макет номера сдаются
в в издательство, где на основе рукописей
и иллюстраций изготавливаются оригинал-макеты,
плёнки или фотоформы, которые затем передаются
в типографию. Но компьютеризация журналистского
труда делает такую систему экономически
не целесообразной. Вот почему всё большее
число редакций начинает самостоятельно
готовить как минимум оригинал-макеты
номера. Это требует от газетчиков освоения
компьютерной техники, приобретения навыков
работы с компьютерными программами определённого
типа, изучение основных приёмов композиционно-графической
модели издания.
3.2. Особенности труда на радио.
С момента
изобретения радио этот вид связи
и средство информации непрерывно развивается
и совершенствуется. Сейчас используются
практически все диапазоны
Радиовещание
давно стало атрибутом жизни
современного человека. Миллионы слушателей
в разных уголках планеты ежедневно
приобщаются к мировой
Специфика журналистского труда здесь связана с тем, что рабочий материал радио отличается от материала прессы. Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена с невозможностью показать какой-либо предмет. Если в газете есть иллюстрация, то на радио только звук может дать представление о каком-либо событии, предмете или человеке. И ещё одно: газета или журнал даже давних выпусков легко доступны читателям, в то время как радиопередача после выхода в эфир перестанет существовать.
Итак, специфика радио состоит прежде всего в гигантской и разнообразной по составу аудитории слушателей и ещё в том, что передача воспринимается только на слух. Исходя из этого, и следует анализировать специфику труда радиожурналиста.
Генеральный директор ЗАО «Радиостанция «Открытый город» Алекандр Михайлов так характеризует особенности труда на радио:
«Каждый журналист немного актёр. Но если газетчик может ощущать себя актёром только изредка, то радиожурналист должен помнить об этом постоянно. Что запишешь, то и выдашь в эфир, разве что подсократить немного можно. Важны и мысль, и слово, и интонация и вообще любые звуки. Одна упущенная мысль может сделать неинтересной для слушателя всю передачу. Поэтому журналист должен держать под контролем внимание слушателей, уметь привлечь их к своей передаче и удерживать возле приёмников».
Особенность работы на радио и предопределила специфику используемых жанров. Короткие информации чаще всего группируются по темам и читаются диктором; в интервью нередко принимают участие корреспондент, диктор и интервьюируемое лицо; радиорепортаж обычно ведёт журналист, который рассказывает об обстановке, используя шумы и музыку, иной раз декламирует стихи. Радиорепортаж будет убедительным только тогда, когда корреспондент побывает на месте события. Довольно часто радиорепортаж идёт в прямом эфире, поэтому для него характерна живая речь без заранее записанного текста.
Болельщики
сороковых годов до сих пор
с восхищением говорят о
Его приемником стал Виктор Сергеевич Набутов. Бывший в мирное время успешным игроком в футбол, Виктор Сергеевич из-за травмы руки не смог выйти на поле для участия в знаменитом блокадном матче в Ленинграде. Вместо этого, он занял кабину спортивного комментатора. Что, по его признанию, показалось ему намного сложнее, чем играть самому. До сих пор живут такие его выражения, как «Вратарь, в твоих руках победа!», «Футбол – не преферанс, здесь думать надо!» и «Играть надо головой, даже если мяч на земле!». Оптимизм Набутова был заразителен. Кроме всего прочего, он успешно импровизировал и мог во время репортажа в прямом эфире увлечь внимание зрителей во время технических перерывов в игре. «Король паузы» называли его коллеги.
Изучая подобным образом работу звёзд отечественной спортивной радиожурналистики, можно почерпнуть много интересного и полезного для себя, для собственной работы и становления, как профессионала, в конкретной области журналистики.
Многие жанры
прессы в радиожурналистике
Весьма серьёзные
требования предъявляются и к
языку журналиста. Поскольку звучащее
слово является основным выразительным
средством, необходимо внимательнейшим
образом следить за своей речью.
И не только за её лексическим составом,
но и за фонетикой. Косноязычный радиожурналист
– это нонсенс.
3.3. Особенности работы на телевидении.
Революция в технологии массовых коммуникаций довольно особенно большие горизонты открыла перед телевидением. Компьютеризация дала в руки телевизионщиков такие неожиданные и недоступные ранее возможности, как мультимедиа, компьютерную анимацию, стереотелевидение и уже освободила подступы к голографическому телевидению. Кабельное телевидение сделало изображение более качественным; спутниковое вещание сократило расстояния. В ряде стран внедряется цифровое телевидение, как кабельное, так и эфирное. Интернет сейчас предоставляет телевизионные услуги по просмотру большого количества матчей, игр, спортивных передач как в записи. Так и в режиме реального времени.
Итак, техника предоставила журналисту безграничные возможности. Но и требования она предъявляет жёсткие: нужно поспевать за внедрением технических новинок и, в частности, умело использовать их для работы в прямом эфире. Конечно, необходимо тонко чувствовать и родовую, и исходную специфику телевизионной журналистики.
В рабочий
материал тележурналиста входят и устное
и письменное слово, изображение, шумы,
музыка. Всё это предопределяет и
особенности телевизионных
Телевизионный комментатор должен быть внимательным, чутким, интеллигентным. К сожалению, это не всегда имеет место.
Телекомментатор – профессия публичная. Этот человек должен быть образованным, начитанным, обязательно хорошо владеть русским языком и, конечно, любить и знать спорт.
Телевидение
обладает значительно большей
Любое средство массовой информации, если оно не преследует иных целей, должно приносить прибыль своим владельцам. В последние годы кризисные явления в той или иной степени затронули практически все редакции газет и журналов, радио-, кино-, и телестудии, издательства большинства развитых стран. Некоторые исследователи считают, что золотой век закончился даже для теленовостей. Переход ведущих телекомпаний в руки монополий, жесточайшая конкуренция на информационном рынке, перенос новостей, особенно в сфере бизнеса, в компьютерные сети – всё это и многое другое заставляет задуматься о характере, средствах, формах и методах распространения новостей. Телекорпорации, как правило, ищут выход в коммерциализации репортёрских программ. Но это может привести и приводит к отрицательным последствиям, среди которых «тривиализация новостей». Например, во время кризиса в Персидском заливе американское телевидение наряду с важнейшей военной информацией, три минуты потратило на освещение развода киноактрисы Джоан Коллинз, в то время как даже самые важные сообщения в подобных программах получают полторы минуты на сюжет. Когда новости подаются в духе развлекательных программ, зрители начинают терять уважение к общественным новостям.
Информация о работе Особенности работы спортивного журналиста