Особенности работы спортивного журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Журналист, специализирующийся на спортивной тематике, вступает в конкурентную борьбу со своими коллегами из других редакций. Однако, несмотря на большой спрос, следует отметить, что и предложение тоже достаточно обширно. Поэтому спортивный журналист должен знать всё, касающееся его тематики, уметь ярко и образно рассказать о событиях, явлениях и тенденциях спортивной жизни. Довольно часто известные спортсмены, даже не прерывая выступлений, сотрудничают с газетами, журналами, радио и телевидением. Многие спортсмены становятся профессиональными журналистами. Так, Максим Нестеренко, чемпион Европы по боксу среди любителей, интерконтинентальный чемпион мира и Европы среди профессионалов, Наталья Ларионова, завоевавшая множество звонких титулов в женском боксе, получили образование на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и активно работают в журналистике. Таких примеров множество. Мария Киселёва, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, известный в своё время спортсмен Виктор Набутов и многие другие связали свою жизнь с журналистикой.

Содержание

1 Введение

1.1 Немного из истории.

2. Глава первая. Спортивный журналист и его работа.

2.1. Специализация спортивного журналиста.

2.2. Организация труда.

2.3. Методика работы: выбор темы, сбор информации, выбор жанра, работа над словом.

3. Глава вторая. Работа спортивного журналиста в различных типах СМИ.

3.1. Особенности работы в печатных СМИ.

3.2. Особенности труда на радио.

3.3. Особенности работы на телевидении.

3.4. Особенности работы в информационных агентствах.

3.5. Особенности работы в компьютерных сетях и базах данных.

3.6. Универсальная подготовка к работе в системе СМИ.

4. Глава третья. «За кадром работы».

4.1 Фан-клубы.

4.2. Финансовое обеспечение.

4.3. «Забытые» СМИ виды спорта.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

спортивная журналистика.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

    Репортаж, как  жанр, имеет существенные различия в разных странах. Так, если в России журналист – участник или свидетель  события – может смело передавать свои ощущения от услышанного, увиденного, пережитого, то в США, к примеру, и в странах Запада все эмоции можно передавать только через поведение других лиц.

    Мы кратко рассмотрели лишь некоторые из информационных жанров. В реальной практике необходимо использовать всё их многообразие, в том числе и те, которые  получили широкое распространение  в России лишь в последние годы: комментарий (как самостоятельный  жанр), колонка спортивного обозревателя и т.д. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 Глава вторая. 

Работа  спортивного журналиста в различных типах  СМИ.

3.1. Особенности  работы в печатных СМИ.

    Печатные издания  имеют ярко выраженную специфику  как элементы системы СМИ. Она  определяется тем, что основной рабочий  материал прессы – это слово и  изображение, оставленные на бумаге. Газета, журнал, альманах, книга, хранятся годами без видимого разрушения. Они  в любой момент могут быть востребованы потребителем. В периодических изданиях высока требовательность к стилю  и точности словоупотребления, поскольку  считается, что читателю легче обратить внимание на ошибку в печатных данных.

    Читатель лишён  возможности присутствовать на месте  события. Репортёр – не только его  глаза, но и уши, нос, органы осязания и вкуса. Вот почему «картинка», которую  рисует журналист, должна обладать всеми  необходимыми качествами жизнеподобия, быть «зримой».

    В любом печатном издании журналист подробно сверяет  имена, даты, цитаты. И всё то, что  в случае ошибки может ввести читателя в заблуждение. На диктофон и другие технические средства особенно надеяться  не стоит: далеко не всегда фамилия, скажем, пишется так, как слышится. И паять  может подвести. Кроме того, многие фамилии пишутся «не правильно», то есть с отклонениями от правил написания  того слова, от которого эти фамилии  «произошли». Вот почему опытные  журналисты важные детали записывают печатными буквами в обычный  блокнот и не забывают перепроверить. 

    И ещё одна особенность: работник газеты или журнала  должен быть обучен умелому использованию  средств оформления – ведь чаще всего у читателя единственным органом, дающим ему представление о том, или ином материале, да и об издании  в целом служат глаза. Современные  печатные средства информации редко  обходятся без иллюстраций. Поэтому  автор при подготовке произведения должен подумать о том, как можно  оживить и дополнить текст  иллюстративным материалом. Кроме того, иллюстрация, в отличие от слова, психологически воспринимается как  документальное и неопровержимое свидетельство  подлинности сообщения. А документальные , познавательные, развлекательные, сатирико-юмористические фотографии, рисунки, диаграммы могут не только иллюстрировать материал, но и иметь самостоятельное значение.

    Текст и иллюстрации, заголовочные комплексы, анонсы, врезки, выделения – всё это и многое другое делает газету, журнал, альманах не просто «собранием слов и картинок», а единым организмом, живущим мыслями и чувствами авторов. Любой газетчик знает, что шрифтовое оформление заголовков и текста может выделить или, наоборот, сделать почти незаметной на полосе его работу.  Старая истина – «форма содержательна, а содержание должно быть оформлено» - предопределяет особые требования к подбору шрифтов заголовочных комплексов. «Слепой! Заголовок может привести к тому, что даже важнейшая информация не будет замечена и воспринята читателями, а излишне яркий, крикливый заголовок превратит второстепенный материал в главный на полосе. Вот почему следует заранее представить себе место материала на полосе и подобрать к нему заголовочный шрифт, соответствующий размеру и содержанию.

    Ещё сохранились  редакции, в которых работают по старой классической системе: материалы, подготовленные к опубликованию  и эскизный макет номера сдаются  в в издательство, где на основе рукописей и иллюстраций изготавливаются оригинал-макеты, плёнки или фотоформы, которые затем передаются в типографию. Но компьютеризация журналистского труда делает такую систему экономически не целесообразной. Вот почему всё большее число редакций начинает самостоятельно готовить как минимум оригинал-макеты номера. Это требует от газетчиков освоения компьютерной техники, приобретения навыков работы с компьютерными программами определённого типа, изучение основных приёмов композиционно-графической модели издания. 

3.2. Особенности  труда на радио.

    С момента  изобретения радио этот вид связи  и средство информации непрерывно развивается  и совершенствуется. Сейчас используются практически все диапазоны радиоволн, стали реальностью передачи со стерео- и квадрозвучанием. Сверхминиатюризация и спутниковые ретрансляторы позволяют вести передачи из любого места планеты вне зависимости от наличия там или отсутствия крупных передающих центров.

    Радиовещание  давно стало атрибутом жизни  современного человека. Миллионы слушателей в разных уголках планеты ежедневно  приобщаются к мировой культуре, узнают последние новости, просто отдыхают, включив свои радиоприёмники. Аудитория  радио, поистине, безгранична. Это, естественно, налагает на работников редакций особую ответственность.

    Специфика журналистского труда здесь связана с тем, что рабочий материал радио отличается от материала прессы. Необходимость  использовать кроме устного слова  шумы, музыку и другие звуковые эффекты  сопряжена с невозможностью показать какой-либо предмет. Если в газете есть иллюстрация, то на радио только звук  может дать представление о каком-либо событии, предмете или человеке. И  ещё одно: газета или журнал даже давних выпусков легко доступны читателям, в то время как радиопередача  после выхода в эфир перестанет существовать.

    Итак, специфика  радио состоит прежде всего в гигантской и разнообразной по составу аудитории слушателей и ещё в том, что передача воспринимается только на слух. Исходя из этого, и следует анализировать специфику труда радиожурналиста.

    Генеральный директор ЗАО «Радиостанция «Открытый  город» Алекандр Михайлов так характеризует особенности труда на радио:

    «Каждый журналист немного  актёр. Но если газетчик может ощущать  себя актёром только изредка, то радиожурналист должен помнить об этом постоянно. Что  запишешь, то и выдашь в эфир, разве что  подсократить немного  можно. Важны и  мысль, и слово, и  интонация и вообще любые звуки. Одна упущенная мысль  может сделать неинтересной для слушателя всю передачу. Поэтому журналист должен держать под контролем внимание слушателей, уметь привлечь их к своей передаче и удерживать возле приёмников».

    Особенность работы на радио и предопределила специфику используемых жанров. Короткие информации чаще всего группируются по темам и читаются диктором; в  интервью нередко принимают участие  корреспондент, диктор и интервьюируемое  лицо; радиорепортаж обычно ведёт  журналист, который рассказывает об обстановке, используя шумы и музыку, иной раз декламирует стихи. Радиорепортаж  будет убедительным только тогда, когда  корреспондент побывает на месте  события. Довольно часто радиорепортаж  идёт в прямом эфире, поэтому для  него характерна живая речь без заранее  записанного текста.

    Болельщики  сороковых годов до сих пор  с восхищением говорят о великолепном спортивном радиокомментаторе Вадиме Святославовиче Синявском. Его по праву  можно называть пионером спортивного  радиорепортажа. Чёткая дикция, чуть резковатый тембр голоса, великолепная реакция, темпераментный речитатив, поспевающий  за всеми перипетиями событий на поле, ринге, беговой дорожке, внутренняя страсть болельщика – весь этот арсенал артистизма сделал Синявского символом звучания спорта «на слух». Он обладал редким даром передавать настроение борьбы на футбольном поле. Когда из репродуктора доносилась его характерная скороговорка «Удар! Ещё удар! Штанга! Добивать надо! Ой-ей-ей-ей-ей!», сотни тысяч слушателей буквально приникали к радиоточкам. Даже самый «серый» футбольный матч в трактовке Вадима Синявского сидящие дома болельщики воспринимали как интересный. Вершиной его профессионального мастерства стали репортажи со стадионов Англии, где в ноябре 1945 года московская команда «Динамо», усиленная игроками ЦДКА и «Зенита», блестяще сыграла с ведущими британскими клубами. Миллионы советских слушателей сидели у радиоприёмников и ловили каждое слово комментатора. А ему приходилось нелегко. Так, во время матча «Динамо» - «Арсенал» из-за сильного тумана на лондонском стадионе игроки плохо видели мяч, а зрители с трудом наблюдали за происходящим на поле. Вадим Синявский не растерялся – в трудных условиях он предельно использовал творческую фантазию, импровизируя события исходя из собственной логики спортивной борьбы, собственных знаний и опыта. А ведь бывший фронтовой спецкор работал у микрофона без одного глаза, который потерял на войне после ранения снарядом. Тот эмоциональный, безошибочный, интересный радиорепортаж и сегодня является образцом работы спортивного комментатора, показавшего пример прекрасной популяризации футбола.

    Его приемником стал Виктор Сергеевич Набутов. Бывший в мирное время успешным игроком в футбол, Виктор Сергеевич из-за травмы руки не смог выйти на поле для участия в знаменитом блокадном матче в Ленинграде. Вместо этого, он занял кабину спортивного комментатора. Что, по его признанию, показалось ему намного сложнее, чем играть самому. До сих пор живут такие его выражения, как «Вратарь, в твоих руках победа!», «Футбол – не преферанс, здесь думать надо!» и «Играть надо головой, даже если мяч на земле!». Оптимизм Набутова был заразителен. Кроме всего прочего, он успешно импровизировал и мог во время репортажа в прямом эфире увлечь внимание зрителей во время технических перерывов в игре. «Король паузы» называли его коллеги.

    Изучая подобным образом работу звёзд отечественной  спортивной радиожурналистики, можно  почерпнуть много интересного и  полезного для себя, для собственной  работы и становления, как профессионала, в конкретной области журналистики.

    Многие жанры  прессы в радиожурналистике модифицируются благодаря тому, что передачи воспринимаются только на слух. К примеру, более  впечатляющим по сравнению с газетно-журнальным может стать фельетон, если насытить его разоблачительными речевыми характеристиками персонажей. Существуют и свои, особые жанры радио. Например, радиокомпозиция (музыкально-драматическая, хроникально-историческая и т.п.), которая  позволяет более эффективно доносить до слушателей фактический материал передачи.

    Весьма серьёзные  требования предъявляются и к  языку журналиста. Поскольку звучащее слово является основным выразительным  средством, необходимо внимательнейшим  образом следить за своей речью. И не только за её лексическим составом, но и за фонетикой. Косноязычный радиожурналист – это нонсенс. 

3.3. Особенности  работы на телевидении.

    Революция в  технологии массовых коммуникаций довольно особенно большие горизонты открыла перед телевидением. Компьютеризация дала в руки телевизионщиков такие неожиданные и недоступные ранее возможности, как мультимедиа, компьютерную анимацию, стереотелевидение и уже освободила подступы к голографическому телевидению. Кабельное телевидение сделало изображение более качественным; спутниковое вещание сократило расстояния. В ряде стран внедряется цифровое телевидение, как кабельное, так и эфирное. Интернет сейчас предоставляет телевизионные услуги по просмотру большого количества матчей, игр, спортивных передач как в записи. Так и в режиме реального времени.

    Итак, техника  предоставила журналисту безграничные возможности. Но и требования она  предъявляет жёсткие: нужно поспевать  за внедрением технических новинок  и, в частности, умело использовать их для работы в прямом эфире. Конечно, необходимо тонко чувствовать и  родовую, и исходную специфику телевизионной  журналистики.

    В рабочий  материал тележурналиста входят и устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Всё это предопределяет и  особенности телевизионных жанров. Телевидение позволяет аудитории  воочию наблюдать событие, дополнить  изображение звуками (музыкой, шумами, дикторским текстом и т.п.), прочитать  текст (специально выведенный на экран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у спортивного журналиста способностей режиссёра и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплекс функций.

    Телевизионный комментатор должен быть внимательным, чутким, интеллигентным. К сожалению, это не всегда имеет место.

    Телекомментатор – профессия публичная. Этот человек  должен быть образованным, начитанным, обязательно хорошо владеть русским  языком и, конечно, любить и знать  спорт.

    Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем печать и радио. Но и опасностей несёт в себе много.

    Любое средство массовой информации, если оно не преследует иных целей, должно приносить прибыль своим владельцам. В последние годы кризисные явления в той или иной степени затронули практически все редакции газет и журналов, радио-, кино-, и телестудии, издательства большинства развитых стран. Некоторые исследователи считают, что золотой век закончился даже для теленовостей. Переход ведущих телекомпаний в руки монополий, жесточайшая конкуренция на информационном рынке, перенос новостей, особенно в сфере бизнеса, в компьютерные сети – всё это и многое другое заставляет задуматься о характере, средствах, формах и методах распространения новостей. Телекорпорации, как правило, ищут выход в коммерциализации репортёрских программ. Но это может привести и приводит к отрицательным последствиям, среди которых «тривиализация новостей». Например, во время кризиса в Персидском заливе американское телевидение наряду с важнейшей военной информацией, три минуты потратило на освещение развода киноактрисы Джоан Коллинз, в то время как даже самые важные сообщения в подобных программах получают полторы минуты на сюжет. Когда новости подаются в духе развлекательных программ, зрители начинают терять уважение к общественным новостям.

Информация о работе Особенности работы спортивного журналиста