Особенности использования фразеологизмов в публицистической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Фразеологическая стилистика изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, на вес золота, шоковая терапия). При этом главное внимание уделяется стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов, а также их преобразованию в художественной и публицистической речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..…...3стр
Глава 1. Фразеологизм. Стилистические функции фразеологизма………...5…….4стр
1.1 Два подхода к определению на предмет и сущность
фразеологии...............................................................................54стр
1.2 Стилистическая окраска фразеологизмов…………………..76стр
1.3 Речевые ошибки, связанные с употреблением
фразеологизмов……………………………………………….98стр
1.4 Особенности структуры фразеологизмов ……...………..….…10.9стр
1.5 Стилистические функции фразеологизмов………………..132стр

Глава 2. Фразеологизмы в региональной прессе…………...………….15стр

2.1 Анализ фразеологизмов, используемых в газете
« Новости Югры»……......……………………….....………..16стр
2.2 Анализ фразеологизмов, используемых в независимой газете
«Мой город без цензуры»…………………………………...2018стр
Заключение……………………………………………………………….241стр
Список используемой литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая- Стилистика.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

В этом контексте фразеологизм обыгрывается. Он используется в своем основном значении, а дальнейший контекст (в котором идет речь о конкретном месте проведения шахматных турниров) относится к буквальному значению составляющих фразеологизм компонентов.

 

7.      Статья «Нелли и француз», 24 стр.

     Рубрика «На досуге»     

Рассказ ведется о знаменитом режиссере Люке Бессоне и Нелли Уваровой. В материале использован фразеологизм «не глядя» в значении «не обращая на что-либо внимание»: «Познакомиться с ней Люк Бессон смог только на премьере: на роль принцессы актрису утвердили «не глядя».

 

8.      Заметка « Роковая песня», 24 стр.

     Рубрика «На досуге»    

Автор использует фразеологизм «на всю жизнь», который применяется в разговорной речи, имеет экспрессивную окраску. Употребляется в значении «навсегда, постоянно, до конца дней»: «Музыкальная карьера у Татьяны не получилась, но она предана музыке на всю жизнь – заниматься с учениками, иногда дает небольшие концерты»

 

№ 42 (17457) 29 марта 2007 года

 

9.      Статья «Альтернатива есть всегда» 8 стр.

Рубрика «Вдохновение»

В материале использован фразеологизм «живая музыка», в значении «исполнение музыки или песни без фонограммы»: «Почти три часа самой живой музыки для зрителей…».

 

Таким образом, проанализировав три номера газеты «Новости     

Югры» мы  выявили только 9 случаев употребления ФЕ, из них один фразеологизм употребляется в заголовке статьи остальные используются в самих материалов публикаций. При этом большая часть относится  к разговорной фразеологии, журналисты газеты «Новости Югры» используют фразеологизмы в следующих целях:

1) в основном значении, как средства создания экспрессии («живая музыка», «на всю жизнь», «чувствует себя как дома», «на все руки мастер», «на всю жизнь», «не глядя»);

2)  как средство стилизации («живая вода»);

3) как одно из средств языковой игры, в тех случаях, когда обыгрывается значение ФЕ («на пустом месте», «воплощать в жизнь»);

 

2.2Анализ фразеологизмов, используемых в независимой газетыы «Мой город без цензуры»».

 

№ 11 (17) 15 марта 2007 года

 

1.      Статья «Избушку-на клюшку», 1 стр.

Рубрика: «Главное»

  Фразеологизм заложен еще в самом заголовке материала «Избушку

  - на клюшку». А также в подзаголовке: «Гусь свинье не товарищ».

  Автор использует для того, чтобы натолкнуть читателей на   

  привычное «прочтение» фразеологизма, в то время как в тексте он,

  как правило, обыгрывается в прямом значении.

 

2.      Статья «Избушка – на клюшку», 3 стр. (продолжение)

            Рубрика «Главное»

1.      «Сплошь и рядом» - данный фразеологизм используется в     

      разговорной речи, в значении «очень часто, почти всегда». Таким  

     образом респондент желает высказать своё мнение в отношение 

     этого дела:  «подобное – сплошь и рядом…»; В контексте  

    фразеологизм обыгрывается  в своем основном значении, в  

     котором идет речь о том, что происходит вокруг нас.

2.      В данном материале автор использует фразеологизм: «крестьян от сохи…»: «Другой вопрос – что с «крестьян от сохи»…?». Фразеологизм является пассивным (историзм), т.к. редко используется в разговорной речи.

 

3.      Статья  «Широко закрытые глаза», 9 стр.

     Рубрика «Общество»

Фразеологизм заложен еще в самом заголовке материала «Широко закрытые глаза». Данный фразеологизм часто употребляется в разговорной речи, имеет экспрессивную окраску. Обозначает то, что люди видят творящийся вокруг них беспредел, но предпочитают не заострять на этом свое внимание.

 

4.      Статья  «Широко закрытые глаза», 9 стр.

  Рубрика «Общество»

  Данный фразеологизм «…чистой воды ложь», используется в   

  разговорной речи и используется в значении «самая настоящая»: «…По-моему чисто воды ложь». В этом контексте фразеологизм имеет разговорный оттенок.

 

 

5.      Статья «О вранье» 2стр

   Рубрика «Нновости»

    Автор использует фразеологизм «лапшу на уши», который применяется в разговорной речи. Употребляется в значении «обманывать, лгать»: «В общем знай, навешивай лапшу на уши…». Этот фразеологизм имеет разговорную интонацию.

 

№ 13 (19) 29 марта 2007 года

 

6.      Статья «Анатолия Пушилова поставили на  учет», 2 стр.

  Рубрика «Новости»

  В материале использован фразеологизм «на чистую воду», который употребляется в разговорной речи, в значении «разоблачать чьи- либо темные дела, махинации, злые намерения; выявлять недостатки»: «…очередной шанс вывести бывшего начальника на чистую воду».

 

7.    Статья «Апрельский марш», 13 стр.

     Рубрика: «Дамская страничка»

            В данной статье автор рассказывает о подготовки представительниц

            женского пола к предстоящей  весне. Автор материала использует  

            фразеологизмы:

1.      «три белых коня», данный фразеологизм используется в значении «трех календарных месяцев: декабрь, январь, февраль»: «Организм за период «трех белых коней»…»[§];

2.      «полной грудью дышать» используется в разговорной речи, в значении «легко, непринужденно»: «… продолжаем полной грудь дышать этой весной»[**][*].

Таким образом, проанализировав два номера газеты «Мой город без цензуры», мы выявили 9 случаев употребления ФЕ. Их них 3фразеологизма используется в заголовке статьи, все остальные используются в самом тексте газет «Мой город без цензуры». Используют фразеологизмы в следующих целях:

1)     в основном значении, как средство создания экспрессии («широко закрытые глаза», «чистой воды ложь», «лапшу на уши», «на чистую воду», «полной грудью дышать»);

 

2)     как средство стилизации («избушку -  на клюшку», «гусь свинье не товарищ», «крестьян  от сохи»);

3)     как одно из средств языковой игры, в тех случаях, когда обыгрывается значение ФЕ («сплошь и рядом», «три белых коня»);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате нашего исследования, мы доказали, что в научном отношении изучение фразеологии важно для познания самого языка.

Авторы обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой разнообразию. В художественной и публицистической речи фразеологизмы часто употребляются в их обычной фразеологической форме с присущим им значением. Введение в текст фразеологизмов обусловлено стремлением корреспондента усилить экспрессивную окраску речи. Например, «три белых коня», используемый в значении «трех календарных месяцев: декабрь, январь, февраль»: «Организм за период «трех белых коней»…».[**] Присущая фразеологизму образность оживляет повествование, придает ему шутливую, ироническую окраску.

Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики; они ценят разговорную, стилистически сниженную фразеологию, прибегая нередко к смешению стилей для создания комического эффекта: « … Обосновался и давай во всякую щель свой нос совать. Ох, и мастер он строить козни …».[*]

Яркий стилистический эффект создает пародийное использование книжных фразеологизмов, употребляемых нередко в сочетании с стилевыми лексико-фразеологическими средствами: « … призывала дать по рукам добытчикам черного золота, распоясались добытчики зеленого…»[*].

Важно подчеркнуть, что во всех этих случаях фразеологизмы употреблены в их традиционной языковой форме с присущим им, хорошо всем известным значением.

Таким образом, сделаем выводы. Было проанализировано 19 фразеологических оборотов в материалах региональной прессы. Большая часть, из которых используется как средство экспрессии 5 фразеологических оборотов в газете «Мой город без цензуры» и 6 ФЕ в газете «Новости Югры».

Средство стилизации используется в материалах региональной газеты «Мой город без цензуры» намного чаще, чем в газете «Новости Югры» и ещё реже используется, как одно из средств языковой игры, в тех случаях, когда обыгрывается значение ФЕ.

В газете «Новости Югры» авторы используют фразеологизмы лишь в заголовках статей, или в интервью. Например, в название статьи: «Сказ о живой воде, очень грязных реках и древних пророчествах»[*], или в интервью с Люком Бессонном, где сам респондент говорит «не глядя». Эстетическая роль фразеологических средств определена заложенной в них образностью и эмоциональностью, а также умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит ''противоядием'' против речевых штампов.

В отличие от «Новости Югры», в статьях, газеты «Мой город без цензуры» используюется фразеологизмы от лица авторами, как будтоы разговариваетя с читателем по душам, например: «полной грудью дышать» «… продолжаем полной грудь дышать этой весной» или фразеологизм «лапшу на уши», который применяется в разговорной речи: «В общемобщем, знай, навешивай лапшу на уши…».

По итогам анализа материалов газеты «Новости Югры», мы пришли к заключению: мало используется фразеологизмов, что делает эту газету «безжизненной», не интересной, «сухой», которая теряется в бесчисленном количестве региональных газет. Газета «Мой город» является «кладезь» русский фразеологизмов, которые используются в разговорной речи по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.        Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о

                    слове. – М., 1972.- 480 с.

2.                  Голуб И.Б. Стилистика русского язык. - М.:Рольф; Айрис -

                    пресс, 1997.- 148с.

3.                 2.      Жуков В. П., Жуков А.В. Фразеологический словарь русского  

                    языка. – М.: Просвещение, 1994. – 431 с.

Молотковым  А.И “Основы фразеологии русского языка”. – М.,

                    Дрофа, 1998. – 256 с.

4.                 Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное

                    редактирование.- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д:

                    Издательский центр «МарТ», 2003.- 192с.

5.                 Ларин Б.А. Очерки о фразеологии//Ученые записки/ЛГУ: серия

                    филол. наук. 1956. - № 198 – Вып. 24.- 47 с.

 

6.                 Молотковым  А.И “Основы фразеологии русского языка”. – М.,         

                   Дрофа, 1998. – 256 с.

7.                 Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о

                    слове. – М., 1972.- 480 с.

8.                 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16т. – М., 1949. –

Информация о работе Особенности использования фразеологизмов в публицистической речи