Органы управления культуры в Челябинской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы - исследование органов управления Челябинской области в сфере культуры и досуга.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические особенности проблемы управления культурой.
2. Провести анализ проблемы управления культуры и досуга на примере Челябинской области.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Управление в сфере культуры. 5
1.1. Министерство культуры. 5
1.2. Государственная политика в сфере культуры. 6
Глава 2.Реализация организационной и нормативно законодательной деятельности в области культуры. 8
2.1. Организационная структура управления культуры в Челябинской области. 8
2.2. Анализ социально-культурной ситуации в области. 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Органы упр культ. реф.docx

— 34.97 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Органы управления культуры в Челябинской области 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение                                                                                                            3

Глава 1. Управление в сфере культуры.                                                         5

1.1. Министерство  культуры.                                                                           5

1.2. Государственная  политика в сфере культуры.                                        6

Глава 2.Реализация организационной и нормативно законодательной  деятельности в области культуры.                                                                   8

2.1. Организационная  структура управления культуры в Челябинской области.                                                                                                               8

2.2. Анализ социально-культурной  ситуации в области.                               13

Заключение                                                                                                         15

Список литературы                                                                                            16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               ВВЕДЕНИЕ 

   Выживаемость  сферы культуры в современных  условиях во многом определяется качеством  принимаемых решений на разных уровнях  управления - федеральном, региональном, местном. Вместе с тем, если использование  экономических методов регулирования  сферы культуры на уровне страны является в значительной степени обоснованным, то на местном уровне велика степень  субъективизма при принятии управленческих решений, касающихся этой сферы. Во многом это относится к методам ее финансирования на региональном и муниципальном  уровнях.

   Отсутствие  научно обоснованного подхода к  формированию критериев, которые должны учитываться при определении  объемов и направленности финансирования объектов культуры, уже привело к  значительным издержкам в период их реформирования при переходе к  рынку. Эти издержки связаны как  с потерей части объектов культуры, так и с распылением или  неэффективным использованием выделявшихся на культуру средств.

   В этой связи назрела необходимость  регулирования сферы культуры на более обоснованном уровне, чему способствует выработка объективных критериев, которые должны определять объемы финансирования отрасли не только на уровне регионального  или муниципального бюджета, но и  на уровне отдельного объекта.

   В последние годы проблемы реформирования отраслей социально-культурной сферы  стали все больше привлекать внимание историков, политиков, общественных деятелей, экономистов и социологов. Особое внимание при этом уделяется региональным особенностям этих отраслей. Достаточно широко в настоящее время обсуждаются  вопросы реформирования таких отраслей социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение и социальная защита.

   Задача  заключается в создании системы  управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования учреждений культуры, соблюдая конституционные гарантии по обеспечению граждан культурными благами.

   Управление  является одним из ресурсов перспективного развития любой деятельности. В то время как ликвидация, несоответствие полномочий, функций, приданных ресурсов органам управления, может самым  негативным образом сказаться на обеспечении процессов развития культуры, и, прежде всего, на процессе производства и распространения  культурных благ. Роль органа управления культурой муниципального уровня должна заключаться в создании системы  взаимодействия органов власти и  управления различных уровней, а  также условий саморазвития и  партнерства с общественными  организациями и структурами  социального сектора в осуществлении  культурной политики. [8, с.18]

   Цель  настоящей работы - исследование органов управления Челябинской области в сфере культуры и досуга.

   Задачи:

   1. Рассмотреть теоретические особенности проблемы  управления культурой.

   2. Провести анализ проблемы  управления культуры и досуга на примере  Челябинской области.

   3. Исследовать основные направления  социально-культурной политики  Челябинской области.

   Объект  исследования органы управления Челябинской области.

   Предмет исследования социально-культурная политика.

   
 

                              Глава 1. Управление в сфере культуры.

1.1.Министерство  культуры

     Министерство  культуры РФ (Минкультуры России), согласно Положению о нем, утвержденному  постановлением Правительства от 6 июня 1997 г., является федеральным органом  исполнительной власти, проводящим государственную  политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного  наследия, а также осуществляющим государственное регулирование  и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями  Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным  органом охраны памятников истории  и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза  на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической  деятельности в отношении культурных ценностей. [1,с.32]

     Минкультуры России свою компетенцию реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например. Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ.

     Основными задачами министерства являются:

-осуществление государственной политики в сфере культуры,

-содействие развитию национальных культур народов России;

-определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры. 
 

1.2 Государственная политика в сфере культуры.

     Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

     Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

     Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, - художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

          Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. [1,с.39]

     Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

      К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры.

     На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства. 

Глава 2. Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры.

1.1. Организационная  структура управления культуры в Челябинской области.

     Проведение государственной политики в области культуры в регионе осуществляет управление культуры администрации Челябинской области области. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации области от 05.01.2006г., управление культуры обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, искусства и киновидеопроката, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление указанной политики на территории области.

     Штат управления культуры администрации области - 21 человек, из них 7 человек - обслуживающий персонал.

     Основными задачами управления культуры администрации области являются: координация развития сети учреждений культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа на территории области; разработка мероприятий по реализации своих полномочий, вытекающих из требований законов Российской Федерации, решений областной Думы, постановлений администрации области и "Основ законодательства РФ о культуре"; обеспечение прав и свобод человека в области культуры и искусства; разработка на основе федеральной политики в области культуры, искусства и кино территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение; обеспечение государственного контроля в области сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации; осуществление политики демонополизации в сфере производства и распространения культурных ценностей, содействие созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий, иных культурных объединений. Взаимодействие с творческими союзами; закупка фильмов, лицензий на прокат фильмокопий, обеспечение проката фильмов в области.

  В соответствии с Положением об управлении культуры администрации области наработано и утверждено администрацией области Положение о коллегии управления культуры, её состав. [5,с.69]

     Коллегия управления культуры является совещательным органом, осуществляющим предварительное коллективное рассмотрение вопросов развития культуры и искусства в области и иных актов и выработки по ним рекомендаций в пределах полномочий, закрепленных за управлением культуры администрации области законодательством.

     Деятельность управления культуры администрации области по осуществлению культурной политики на территории региона (функций управления, координации деятельности учреждений культуры , искусства, кино) можно разбить на 3 уровня:

1.уровень-взаимодействие  с Министерством культуры России, Госкомитетом России по кино.

2.уровень - взаимодействие с областной Думой, администрацией области, комитетами, управлениями, отделами администрации области.

3.уровень - взаимодействие с муниципальными органами власти по координации действий в осуществлении государственной культурной политики.

     Основой государственных гарантий развития культуры, ее стабильного функционирования, как это установлено ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", является бюджетное финансирование. В целях обеспечения этих гарантий, преодоления остаточного принципа финансирования в законе закреплена доля расходов на культуру в общих расходах государства в объеме не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.

     С учетом складывающейся ситуации в социально-культурной сфере управление культуры стремится сохранить престиж областных организаций культуры и искусства, обеспечить хотя бы минимально их экономическую устойчивость, приложить усилия по дальнейшему поиску форм и методов работы в совершенствовании обслуживания населения области, сохранении нравственного потенциала и воспитании гражданской позиции населения.

     Культурная деятельность на территории области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности в отрасли культуры, искусства и видеопроката, решениями областной Думы, постановлениями и распоряжениями администрации области.

Информация о работе Органы управления культуры в Челябинской области