Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:06, доклад
Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь - это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека. Таким образом, те основные взгляды на красноречие, которые сформировались у софистов, отражали их философские воззрения на человеческую сущность, вошли в основы теорий Платона и Аристотеля.
Введение
а) История жизни Платона.
          б) Риторика Платона.
          в) Иерархия Платоновского бытия.
          г) Платон о государстве.
          д)Значение Платона в ораторском  искусстве .
    3.Заключение
Наиболее значимым для нас стал его труд , посвященный государственному строю. Подробно он занялся рассмотрением государственного строя в 8 книге «Государства». Главная причина порчи общества, а вместе с тем и государственного строя заключается в "господстве корыстных интересов". В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.
1) Тимократия - власть 
честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила 
черты "совершенного" строя. В государстве 
такого типа правители и воины были свободны 
от земледельческих и ремесленных работ. 
Большое внимание уделяется спортивным 
упражнениям, однако уже заметно стремление 
к обогащению, и "при участии жен" 
спартанский образ жизни переходит в роскошный, 
что обуславливает переход к олигархии. 
 
9
2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3) Демократия. Демократический 
строй еще более усиливает 
разобщенность бедных и 
4) Тирания. По 
мнению Платона, если некое 
действие делается слишком 
Таким образом, можно сказать, что Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:
1. Приемлемые государственные формы
2. Регрессивные, упадочные формы
В диалоге «Законы» 
Платон писал: «Я вижу близкую гибель 
того государства, где закон не имеет 
силы и находится под чьей-то властью. 
Там же, где закон – владыка 
над правителями, а они – его 
рабы, я усматриваю спасение государства 
и все блага, какие только могут 
даровать государствам боги». 
 
 
 
 
 
 
 
10
Основные проблемы платоновской философии
Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философ. Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»). Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость,их согласование дает справедливость .
Значение Платона в ораторском искусстве.
Обычно Платона ставят весьма высоко как философа, а его эстетику излагают слишком абстрактно. Поэтому в трудах по философии и эстетике Платона риторика обычно отходит на второй план. Тем не менее сам Платон в своей эстетике ставил красноречие почти на первое место. Это объясняется и тем, что Платон был именно античным философом, и его личными склонностями. Некоторые из произведений Платона только и состоят из речей. Такова прежде всего "Апология Сократа", таков "Пир", таково многое в "Протагоре", "Федре" и "Государстве". Речи Платона – это предмет целых исследований и целых обширных диссертаций. Сам диалог Платона является часто диалогом только формально, а на самом деле, если исключить малозначащие вопросы или ответы, многие диалоги Платона тоже являются речами или собранием речей.
В своем искусстве 
красноречия Платон был, безусловно, 
виртуозом. Он нисколько не уступал 
здесь общепризнанным греческим 
ораторам. Ни "Апология Сократа", 
ни "Федр", ни "Пир" даже и 
формально не являются диалогами. В 
"Апологии" вообще нет ничего, 
кроме трех речей. "Федр" фактически 
является трактатом по теории красноречия, 
а содержащиеся здесь три речи 
о любви являются только примерами 
ораторского искусства.  
11
"Пир", если 
не считать ничтожных по своим 
размерам вступления и 
Начиная от Гомера, у которого имеется не только масса речей, но и эти речи занимают у него по нескольку страниц в наших изданиях, и кончая Юлианом или Проклом, вся античная литература оказывается пронизанной и наивным красноречием, и искусственной риторикой, и эпистолярным жанром, и изящными стихами (которым отдавал большую дань, между прочим, и сам Платон), и гимнами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что также произведения Платона все пронизаны красноречием, причем весьма талантливым, а его теоретическая философия и эстетика вся пронизана теорией ораторского искусства. Платон – это один из виднейших античных ораторов, а его эстетика – одна из виднейших античных теорий красноречия.
И можно только 
пожалеть, что до сих пор философия 
Платона, эстетика Платона и его 
теория ораторского искусства все 
еще излагаются отдельно, независимо 
одна от другой, все еще не излагаются 
как единое, синтетическое целое 
и все еще излагаются отдельными 
исследователями , как будто бы это были 
действительно отдельные и не связанные 
между собою филологические дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
12
Заключение
Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.
Информация о работе Ораторское искусство древней Греций. Платон