Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа
Цель работы – выявить жанровые особенности общественно-политических ток-шоу.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить насколько связаны названия ток-шоу «Честный Понедельник» и «Справедливость» с их содержанием.
- Рассмотреть структуру и содержание программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».
- Выявить своеобразие композиции, особенности драматургии общественно-политического ток-шоу на примере программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».
- Выделить общие и отличительные черты программ «Справедливость» и «Честный Понедельник» как общественно-политических ток-шоу.
«Честный Понедельник» и «Справедливость» относятся к событийному жанру, имеющему единую тему разговора, задаваемую Сергеем Минаевым и Андреем Макаровым, предполагающую дискуссионность обсуждения. Набор элементов, представленных в ток-шоу: мнение, возражение, критика, речь в прениях, предложение.
В
общественно-политических ток-шоу ведущий
направляет обсуждение в нужное, по
его мнению, русло, его личность проявляется
более ярко, она накладывает отпечаток
на весь ход разговора. Это касается
обоих ведущих программы. И Сергей Минаев,
и Андрей Макаров активно вмешиваются
в разговор, даже перебивают говорящего,
могут по собственному решению прекратить
обсуждение какого-то вопроса и сменить
тему разговора.
2.2. Соответствие названий ток-шоу «Честный Понедельник» и «Справедливость» их содержанию.
Для того, чтобы полно охарактеризовать программы «Справедливость» и «Честный Понедельник» и найти общие и отличительные признаки необходимо также обратиться и к этимологии их названий. Судя по названиям программ, можно предположить, что в них заложены определенные нравственно-этические нормы, ценности правовой культуры, которые данные программы будут формировать у зрителя, живущего в условиях демократически реформируемой России.
Обратимся к русскоязычным словарям и найдем точное определение слов, входящих в название ток-шоу:
ЧЕСТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, •тно, -тны и -тны.
1. Проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный. Ч. человек. Ч. труд. Поступить честно (нареч.). Честные намерения. Ч. взгляд.
2. Заслуживающий
уважения, безупречный. Честная жизнь.
Честное имя. Ч. заработок (
ПОНЕДЕЛЬНИК, -а, м. Первый день недели (после воскресенья). П. — день тяжёлый (шутл.). * Доживем до понедельника (разг. шутл.) —. II прил. понедельничный,-ая,-ое (разг.).4
Значит, для программы «Честный Понедельник» должны быть свойственны искренность и прямота, благодаря чему она должна быть безупречной и заслуживать доверие. Авторы программы, называя ее такими словами, как будто хотят сказать: «Мы доживем, подождём, досмотрим, что будет после воскресенья (дня отдыха) и во всем объективно разберемся, решим все проблемы.»
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) — признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное. 5
ПРАВДА. укр. правда, блр. прауда, др.-русск., ст.-слав. правьда , , (Супр.), болr. правда – то же, а также в знач. "поголовье скота", сербохорв. правда "правда; тяжба", словен. pravda "положение, закон, судебное дело", чеш., слвц. pravda "правда", польск., в.-луж. рrаwdа, н.-луж. рsаwdа. От *рrаvъ (см. правый). Отсюда произведены праведный, др.-русск., ст.-слав. правьдьнъ , (Супр.), праведный, диал. также "леший", задабривающее табуистическое название (Хаверс 114), праведник, др.-русск., ст.-слав. правьдьникъ , , (Супр.).6
Название
данной телевизионной программы
обещает зрителю также
2.3. Своеобразие композиции, особенности драматургии общественно-политического ток-шоу на примере программ «Честный Понедельник» и «Справедливость».
Динамику обеим программам задает конфликт, скрытый уже в самой формулировке вопроса. Аудитория делится на два лагеря и участники каждого доказывают свою правоту. Например, выпуск о кровавой драме, которая разыгралась в Нижнем Тагиле. Когда 50-летнийинвалид застрелил юриста и директора фонда социального страхования. Затем покончил жизнь самоубийством. В самом начале в сюжете, вводящем в курс дела, говорится, что жители города разделились на 2 лагеря: «за» и «против» Сергея Рудакова. Изначально зрителя шокирует неадекватность и жестокость убийства, и несмотря на мнение первого героя – отца убийцы, который говорит, что его сын, Сергей Рудаков, погиб в борьбе за правду. И зритель занимает позицию чиновников. Но постепенно выясняется, что на протяжении многих лет ему не выплачивали деньги, которые обязаны были выплатить из-за полученной производственной травмы. И даже когда суд назначил выплатить их, работники фонда социального страхования обжаловали решение суда, но не добились результатов.
Как правило, в данных ток-шоу главное, чтобы противоборствующие стороны были в одной весовой категории и сумели наиболее полно раскрыть и представить свою позицию. Таким образом, мнение зрителя также меняется, им манипулируют, постепенно разоблачая интригу, подкрепляя ту или иную позицию постепенно вводимыми различными фактами и мнениями. Например, в защиту убитых приводится мнение коллег, которые отзываются о них, как о профессионалах с душой, подкрепляя это письмами благодарности, у которых остались несчастные «прекрасные дети». Второй сюжет информирует о том, как произошло убийство, рассказ свидетелей этого жестокого происшествия, о том, что оно стало для коллег, родных и близких совершенной неожиданностью.
Далее Макаров задает вопрос: «Сергей Рудаков сошел с ума или его довели до отчаяния?» В защиту выступил криминалист-психолог, который сказал, что он психически здоровый, но с характером, заставляющим его жить по справедливости, который в состоянии накопительного аффекта способен совершить подобные поступки.
На
20-й минуте ток-шоу, Андрей Макаров
задает вопрос работнице того же фонда
социального страхования о том,
кому принадлежит право выбора момента
начисления компенсационных денег. Она
начинает отвечать, что они не имели права
не обжаловать, но Андрей Макаров перебил
ее, сказав: «Перестаньте! Вот только не
надо! Иначе сейчас Вы будете либо неграмотным
человеком, либо человеком, который врет!
Я не верю, что вы не знаете решения Верховного
Суда и решения Конституционного Суда
по этому поводу». Ведя себя таким образом,
он не дает возможности уйти от ответа
на конкретно заданный им вопрос. Позиция
ведущего абсолютно очевидна, он на стороне
Сергея Рудакова. Далее все факты и мнения
приводятся в его пользу. Расширяется
данная проблема тем, что из аудитории
выходит такой же инвалид, как и Сергей
Рудаков и рассказывает, что после аварии
на Чернобыльской АЭС 5 его знакомых уже
покончили жизнь самоубийством от отчаяния,
потому что не могут найти ответы на свои
вопросы. Итог подводит Андрей Макаров,
искренне переживая за результаты своего
труда, говорит о том, что в Конституции
написано, что права и свободы человека
являются высшей ценностью нормы
Нередки случаи, когда вопрос, вынесенный
темой ток-шоу наводит на размышление:
«Могут ли уроки религии помочь духовному
возрождению России? Нужны ли они? И какими
могут быть последствия эксперимента?»
Основной вопрос программы может быть раскрыт только через разнообразные мнения участников. Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям. Например, в этой программе: представители главных религиозных направлений, деятели культуры, журналисты, учителя.
Первая часть посвящена положительной оценке нововведения. Отмечены все плюсы: появится ключ к пониманию мировой культуры, знать будут больше.
Далее минусы привел заместитель председателя Совета муфтиев России: в условиях многоконфессиональной России нельзя разводить на разные группы. Выбирать одну из шести неправильно.
На реплику, прозвучавшую в очередной раз о том, что глубину произведений Достоевского невозможно понять без знаний православной культуры, Сергей Минаев возражает:
- Это неправда!
- Что значит неправда?! А кто будет оценивать? Это на Ваш взгляд так, а на мой взгляд не так.
- Я выбираю свой взгляд! На основании того, что это мой взгляд!
Видно, что ведущий позволяет себе в достаточно резкой форме спорить с приглашенными в студию героями. Участники дискуссии знают и хорошо владеют риторическими правилами спора, в эфире не раз звучат фразы типа: «это подмена понятий, нужно говорить конкретно, а в общем я тоже много могу говорить, все-таки ответьте на мой вопрос», то есть они друг друга способны и уличают в нарушениях правил ведения спора.
Во время программы периодически появляются результаты интерактивного голосования телезрителей, отвечающих на главный вопрос программы: «Могут ли уроки религии помочь духовному возрождению России?»
К середине программы конфликт достиг своего пикового напряжения. Сразу три героя и ведущий спорили и задавали вопросы одному, тому, кто был на стороне введения таких уроков.
Таким образом, ток-шоу относительно молодой жанр на телевидении. Он прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной науке. Классификация жанра может быть весьма разнообразной, если учесть многообразие классифицирующих критериев.
Разновидностей
ток-шоу существует достаточное
множество. Поэтому они могут
быть классифицированы по разным критериям.
Так, по классификации Н.В. Вакуровой рассматриваемые
ток-шоу относим к разным подтипам.
Программа «Справедливость» больше тяготе к беседе - аналитическая публицистика, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном). Существует, по крайней мере, в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу. Ведущие российские телевизионные критики отметили уникальность программы и то, что она стала для канала настоящим прорывом. В «Справедливости» нет случайных гостей. Здесь выслушивают и слышат каждого из приглашенных, здесь идет напряженный поиск сути заявленной проблемы. А ведущий «Справедливости», — пожалуй, самый нетипичный из всех нынешних отечественных телеведущих — Андрей Макаров, адвокат и депутат, не будучи профессиональным телевизионщиком, тем не менее, возвращает профессии телеведущего ее буквальный смысл: он ведет своих зрителей к пониманию происходящего. «Справедливость» возобновила традицию разговора со зрителями о самом важном — о правах человека, о достоинстве личности и активном неприятии любой отдельно взятой несправедливости.
Программу
«Честный Понедельник» отнесем к дискуссии,
аналитической публицистики, обычно полилог
с участием ведущего и не менее чем двоих
носителей контрастных точек зрения на
некую общественно–значимую проблему,
или любых ньюсмейкеров, одновременное
появление которых в кадре символизирует
некую противоположность. Поскольку дискуссия
чаще всего транслируется без видеоряда,
зрелищность зависит от профессионализма
ведущего в выборе участников, подготовке
проблемы, умения импровизировать по ходу
беседы.
Заключение.
Мы исследовали программы «Честный Понедельник» и «Справедливость» как общественно-политические ток-шоу» и обратили внимание, что в данных программах на первый план ставится проблема социальной справедливости. «Честный Понедельник» и «Справедливость» выполняют свои основные функции, являются связующим звеном между народом и властью. Жанр ток-шоу является самой подходящей формой для выражения этих отношений. Анализ конкретной журналистской практики представил огромный интерес для тех, кто связан с телевидением: будь то работающий журналист или случайный зритель одной из программ.
Объектом нашей курсовой работы выступили общественно-политические ток-шоу как элемент аналитической журналистики. Предметом исследования стали жанровые особенности общественно-политического ток-шоу. Материал исследования: выпуски программ, вышедших за период март-апрель 2011 года. Для анализа мы рассмотрим 4 выпуска ток-шоу «Честный Понедельник» и 20 выпусков ток-шоу «Справедливость».
Нами выявлены жанровые особенности общественно-политических ток-шоу. Вообще, само определение жанра ток-шоу должно быть основано на его разговорной природе. Под ток-шоу мы понимаем разговорный телевизионный жанр, строящийся в вопросно-ответной форме с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересной историей.
Во время анализа программ, нами были выявлены общие и отличительные признаки. В общественно-политических ток-шоу ведущий направляет обсуждение в нужное, по его мнению, русло, его личность проявляется более ярко, она накладывает отпечаток на весь ход разговора. Это касается обоих ведущих программы. И Сергей Минаев, и Андрей Макаров активно вмешиваются в разговор, даже перебивают говорящего, могут по собственному решению прекратить обсуждение какого-то вопроса и сменить тему разговора.