Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:42, курсовая работа
Молодежная пресса в России сегодня вызывает много вопросов. Многие эксперты говорят о ее низком качестве, а кто-то вообще сомневается в существовании данного понятия в нашей стране. Но тем не менее говорить о проблемах молодежной прессы сегодня можно и нужно, ведь за ее создателями – молодыми юношами и девушками, студентами, стоит будущее отечественной прессы, будущее России. Никто не станет спорить, что студентам-журналистам (или студентам других специальностей, увлеченным этой профессией) опыт работы необходим уже на начальном этапе обучения, поэтому работа в университетской газете для них – отличный шанс попробовать свои силы на практике, почувствовать на себе, что же это такое, брать интервью, делать репортажи и нести ответственность за публикацию, под которой стоит твое имя.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Современная молодежь и средства массовой информации
1.1. СМИ и молодежные субкультуры…………………………..……5
1.2. Влияние СМИ на молодежь……………………………………….8
1.3. Роль государства в отношениях молодежь – СМИ………..……13
Глава 2. Специфика молодежной газеты
2.1. История создания и становления газеты………………………...16
2.2. Проблема поиска, получения и подачи информации в молодежном издании…………………………………..…………………………………..18
2.3. Тематика молодежной межвузовской газеты………….………...23
2.4. Другие особенности молодежной газеты…………………………25
Выводы…………………………………………………………………..…..27
Список литературы……………………………………………………………….....29
Приложение…………………………………………………………………30
Что касается третьей статьи, то для начала хотелось бы прокомментировать ее название. Вообще, слово «расследование» звучит очень громко для текста такого объема и само по себе предполагает довольно глубокое погружение в область расследования, чего нельзя сказать об этой статье. Как и в предыдущем тексте, здесь преимущественно представлена только одна точка зрения. Ее можно сформулировать следующим образом: студент пятикурсник уже определился с выбором профессии и точно знает, чего хочет добиться. Альтернативы автор статьи нам не предлагает, и это, по сути, неверно. Может ли она с уверенностью утверждать, что каждый доживший до пятого курса студент уверен в выборе дальнейшей профессии? Конечно же, нет. Наверняка найдутся люди, которые и к концу своего обучения в НГЛУ (а речь в статье идет именно о лингвистическом университете) и понятия не имеют, с чем будет связана их карьера, и испытывают трудности в определении своих жизненных приоритетов. Да и «на экзамен как на праздник» на последнем году обучения идут далеко не все. Более того, все (за редким исключением) пятикурсники, с которыми мне довелось общаться, до сих пор очень волнуются перед экзаменами, а госов (государственных экзаменов), вообще буквально панически боятся. Поэтому однозначность представленного в тексте суждения абсолютно недопустима, тем более после названия «расследование», которое уже несет в себе некую инвариантность и нацелено на проникновение вглубь проблемы. Остальную часть статьи, не содержащую уже прокомментированного мнения, можно назвать «отсебятиной», то есть информацией общего характера, лишенной информативности как таковой и взятой «из головы» журналиста с целью заполнения свободного места. И опять же возвращаясь к проблеме получения информации, я считаю, что журналистка не уделила данному аспекту своей работы должного внимания, не потрудившись найти различные суждения об особенностях сдачи сессии пятикурсниками.
Итак, на основании представленных комментариев я хочу обратить внимание на следующие ошибки журналистов и их возможные источники.
1. Уделение недостаточного внимания проблеме получения информации и ее дальнейшей обработке, что в результате приводит к низкому уровню информативности публикации. Я считаю, что главный источник этой ошибки – психологический фактор: журналист стремится главным образом не к информативности и объективности в своей статье. Он (скорее всего не осознанно) старается так скомпоновать имеющуюся информацию, чтобы публикация несла в первую очередь развлекательную функцию, а стиль ее был бы максимально близок юному «потребителю».
2. Появление в журналистских текстах большого количества так называемой «отсебятины» - информации взятой исключительно из головы автора статьи. Это происходит чаще всего в результате недостаточного количества полученной первичной небанальной информации (от первого лица). Главный недостаток «отсебятины» в том, что она, как правило, полностью лишена информативности. Она может быть использована лишь в том случае, если журналист имеет обширный опыт в исследуемой области и сам может быть источником небанальной информации (он многого добился в области исследования, и его мнение достаточно авторитетно). Именно поэтому данный подход неприемлем в журналистике, создаваемой непрофессионалами.
3. На примере анализа последней статьи отчетливо видна следующая ошибка: позиция одного человека(или нескольких людей) предъявляется как мнение целой социальной группы, к которой этот человек принадлежит. Подобный подход исключает объективность представленной информации.
2.3. Тематика молодежной межвузовской газеты.
Этот раздел моей курсовой работы написан на основании исследования тематической направленности пяти номеров газеты «ВУЗелок» за 2008-2009 гг. (№5(8); №6(9); №9(12); №11(14); №12(15).
Следует заметить, что тематика газеты особым разнообразием не отличается. Одни и те же проблемные вопросы переходят из номера в номер, подвергаясь некоторым изменениям. Выяснилось, что наиболее часто избираемая тема может быть сформулирована следующим образом: «характеристика возможных вакансий для будущих выпускников вузов Нижнего Новгорода». Условно назовем эту тему «работа». Здесь же хочется отметить факт, который неприятно удивил меня как будущего журналиста и просто как читателя газеты. В каждой(!) из пяти проанализированных мною газет целая полоса отводится рассказу в об интернет-компании «Интел». В каждом новом номере статья, посвященная этой организации, представлена в новом жанре (интервью с сотрудником, подборка благодарных отзывов студентов о компании, техническое руководство по основам деловой переписки и информационная заметка), но цель публикаций очевидно одна – «пропиарить» вышеупомянутую компанию. Причем пиар этот настолько неприкрытый, что становится даже как-то неловко, и совершенно пропадает интерес к прочтению такого рода статьи. Разумеется, как долго бы я не искала, ни под одной из публикаций я не смогла найти очевидно вышедшей из моды надписи «на правах рекламы». Не думаю, что сотрудники газеты не осведомлены, что это примечание в подобных статьях необходимо. Почему они не удосужились сделать такую пометку остается только догадываться.
Но вернемся к тематике остальных статей, не рекламного содержания. Второе место после текстов, условно названных мной «О работе» занимает тема развлечений для студентов в Нижнем Новгороде. В этой группе статей в основном представлена информация о местах, в которых студент нашего города может провести свой досуг. Причем следует отметить, что акцент в таких статьях в первую очередь делается на описание мест и событий, внимание уделяется интересным забавным эпизодам, что, несомненно, придает публикациям живость и необычность, делает их увлекательными для читателя.
В целом я выделила 10 основных групп тем, на которые пишут студенты «ВУЗелка».
Как видно из диаграммы, тематика публикаций «ВУЗелка» определяется интересами и информационными потребностями его целевой аудитории – молодых людей, обучающихся в вузах Нижнего Новгорода. По словам Ирины Волковой, главного редактора «ВУЗелка» выбор тем публикаций в газете происходит следующим образом: «Каждую неделю у нас происходит собрание, на котором каждый из наших журналистов выступает с предложением определенной темы, которую, по его мнению, необходимо осветить в следующем номере. Мы вместе обсуждаем представленные предложения и выбираем наиболее подходящие. Главный критерий отбора – актуальность темы для студентов Нижнего Новгорода на сегодняшний день. Мы стараемся писать про то, что в данный момент «у всех на устах», особенно в случае если точную информацию по вопросу простому студенту найти проблематично».
2.4. Другие особенности молодежной газеты
На основе всего вышесказанного можно выделить следующие специфические особенности молодежной газеты:
1. Большинство молодежных газет (в том числе и «ВУЗелок») создается непрофессиональными журналистами. Это люди, незнакомые с многими основополагающими понятиями, формирующими важную часть журналистской работы. Примеры могут различными: отсутствие теоретических знаний о чрезвычайно развернутой системе журналистских жанров, неосведомленность о жанрообразующих признаках каждого из них, об основных правилах ведения интервью, проведения социологического опроса, работы с документами различного уровня и сложности понимания и другие. Несомненно, отсутствие теоретической базы отрицательно сказывается на качестве различного рода публикаций.
2. Молодежная газета уже в формулировке этого понятия несет конкретную возрастную направленность. Круг ее потенциальных читателей – молодые люди 16-25 лет, чаще всего принадлежащие к определенной социокультурной категории. Это значит, что возрастная характеристика – далеко не определяющий фактор при выделении целевой аудитории газеты. «ВУЗелок», к примеру, предполагает в качестве потенциальных читателей молодых людей обучающихся в одном из высших учебных заведений Нижнего Новгорода. То есть неформальное ограничение происходит не только по возрастному критерию, но так же по территориальному параметру и на основе информации об уровне образовательного учреждения, в котором обучается молодой человек. Это, разумеется, не значит, что газета не может заинтересовать человека, по определенным причинам не попадающего под целевую аудиторию издания, но маловероятно, что она будет в достаточной степени информативна конкретно для этого читателя.
3. Учитывая предыдущую особенность (узкую целевую направленность) молодежной газеты следует обозначить еще одну ее важную специфическую черту: язык, используемый журналистами для большинства публикаций, намеренно максимально приближен к современному молодежному сленгу (с целью сокращения эмоциональной разницы между журналистом и читателем). Это объясняется следующими психологическими особенностями молодежи как своеобразной социокультурной единицы:
межпоколенческий разрыв и субкультурная идентификация себя как «специфического независимого сословия», которое соответственно имеет свой собственный язык, часто использующий лексику, понятную исключительно представителям этой социокультурной группы. Приведу следующие примеры, взятые непосредственно со страниц «ВУЗелка»: «догнали» (имеется в виду «поняли»), «стипуха», «панкуха», «ситуевина», «что за бред», «мобберы» и т д.
все укрепляющаяся в молодежной среде мода на ускоренный ритм жизни – объясняет различные виды сокращений, изобилующих в текстах молодежных изданий и очень редко расшифровываемых журналистами («и так все поймут»).
поголовная увлеченность, а зачастую и зависимость молодых людей от виртуального общения посредствам интернета – появление в молодежных газетах специфических невербальных символов (различные виды так называемых «смайликов», которые обязательно по несколько раз встречаются в каждом номере «ВУЗелка» ), слов, пришедших в русский язык из виртуального пространства, обязательные ссылки на источники в интернете, куда можно обратиться за дополнительной информацией по поводу опубликованной статьи и т д.
Итак, проанализировав отношения молодежи и СМИ а так же особенности молодежной межвузовской газеты, я пришла к следующим выводам:
Нельзя подходить к рассмотрению молодежной прессы так же как к анализу самостоятельного «взрослого» издания. Можно сказать, что молодежная вузовская газета – это нечто среднее между детско-молодежной самодеятельной прессой, которая не является СМИ в прямом понимании, и официальным коммерческим изданием. Проанализировав газету «ВУЗелок» я нашла в ней черты и того и другого. С одной стороны это не очень высокий уровень информативности и больший развлекательный уклон, чем в профессиональных газетах, использование особого языка, специфической лексики (молодежного сленга), заметное стремление различными способами «подстроиться» под интересы и наклонности целевой аудитории. Очевидно, что с молодежью нужно разговаривать на ее же языке. Но при этом не просто говорить – молодежь не переносит нотаций и нравоучений старших, - а вовлекать в процесс разговора, в процесс публичного выражения своей жизненной позиции.
С другой стороны явно просматривается стремление к предоставлению читателям более серьезной информации, не только развлекательного свойства. Об этом свидетельствует анализ тематики публикаций (более ¼ представленных статей связаны с поиском и условиями работы, встречаются тексты, посвященные актуальным, далеко «не детским» проблемам города, реформированию системы образования и т д), многие из которых предлагают серьезную пищу для размышлений.
Однако, к сожалению, говорить о профессионализме молодых людей, пишущих для таких молодежных изданий как «ВУЗелок» пока не приходится. Прочитав множество номеров газеты за различные года (с 2005 года) и проанализировав некоторые тексты (анализ приведен в разделе 2.2), я столкнулась с большим количеством журналистских ошибок разного рода (не говоря уже о грамматических и орфографических), которых можно было бы легко избежать человеку, имеющему диплом журналиста. Приходится признать, что качественный уровень газеты не слишком высок, но можно ли обвинять в этом молодых людей, которых никто не учил тому, как и о чем писать? Ведь по сути «штат» молодежной газеты – это всего лишь небольшая группа энтузиастов, не преследующих никакого материального интереса и старающихся принести «свет в массы». Но все таки хочется надеяться, что, несмотря на различного рода трудности и препятствия, а так же пока не очень большой опыт и не слишком высокий профессиональный уровень начинающих журналистов, пишущих для молодежных изданий, молодежная пресса в России будет развиваться и совершенствоваться, как неотъемлемая часть СМИ в целом.
Список литературы:
1. Л.К.Сафиуллин « Социология средств массовой информации»
2. Дэннис Э., Мэррилл Д. «Беседы о масс-медиа.» М., 1997. С 38—39.
3. Михайлова Л.И. Социология культуры. — М.: Фаир-пресс, 1999
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 2001
5. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовского. — СПб: изд-во СПГУ, 1996
6. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000.
8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, том 3. М., 2000. – с. 436
9. Шостак М. И. Журналы России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. 2003. №2
10. Шуйская Г. Г. Структура информации в молодежной газете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 . Журналистика. 1973.№3.
11.Лисовский Н. М. Русская периодическая печать в 1703-1900 гг. Пг., 1915.
13. Бочаров А. Г. Основные тенденции типологии современных советских журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1973. № 3. С. 32-33.
14. См.: Бочаров А. Г. Типология журналов переходного периода // Журнальная периодика России. М.,1996.
15. Система СМИ России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001
16. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1998
17. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М.
18. Реснянская Л. Л. Общероссийские периодические издания. М., 1999;
19. Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000;
20. Шкондин М. В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. 2003. №2.
Спортивный интерес
Народ! вот сидим мы, бездельничаем, а тут такое… Конечно, вас трудно чем-то удивить, но послушайте только: студент политеха теперь серебряный призер Чемпионата мира по кикбоксингу! Ай-ай-ай. А вы и не знали! (Но для этого и нужны мы, корреспонденты ВУЗелка – с удовольствием отрабатываем свой хлеб)). Запомните нашего героя – Александра Баранцева. Запомните, потому, что он действительно большой молодец, ведь до такого уровня далеко не каждый спортсмен-профессионал добирается. Вот так. А мы со своими пробежками утренними сравниваем! Александр начал заниматься с 15 лет. Упорство, трудолюбие, азарт, безусловно, породили в нем талант. Но талант надо подпитывать, поэтому он ежедневно ходит на тренировки в, совмещая их с учебой в Институте ядерной энергетики и технической физики НГТУ. Для людей непосвященных объясняю: кикбоксинг – это своеобразный вид боевого искусства, включающий в себя как тонкую технику карате так и жесткие боксерские удары. Цель - нанести как можно больший урон сопернику. Немного не по себе, правда? Смутившись, спросила Сашу: “А не страшно перед боем”? Потом поняла, что мастеру спорта по этому мужскому виду спорта бояться совершенно нечего. Стоя около него, чувствовала, что на время интервью я как за каменной стеной. Александр спокоен, приветлив, дружелюбен и открыт. У Саши я не заметила ни капли звездной болезни. От того, что он был в Греции на чемпионате мира, скорее у меня мурашки по коже, чем у него холодность общения. Наш разговор был живым и интересным. Я не боялась спрашивать, а он, улыбаясь моему любопытству, отвечал. На вопрос, что он привез с Чемпионата Мира, он ответил - медаль. В это маленькое слово заключена вся его работа, весь труд, это награда, заработанная потом и кровью, сотни дней на тренировках, все травмы, боль и трудности. Желаем нашему герою еще не раз выступать на таком уровне и, конечно, привозить из дальних стран домой то, что от него все ждут – Победы! Катрин Снежина |
Информация о работе Нижегородская молодежная пресса: история, информационная политика