Нижегородская молодежная пресса: история, информационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Молодежная пресса в России сегодня вызывает много вопросов. Многие эксперты говорят о ее низком качестве, а кто-то вообще сомневается в существовании данного понятия в нашей стране. Но тем не менее говорить о проблемах молодежной прессы сегодня можно и нужно, ведь за ее создателями – молодыми юношами и девушками, студентами, стоит будущее отечественной прессы, будущее России. Никто не станет спорить, что студентам-журналистам (или студентам других специальностей, увлеченным этой профессией) опыт работы необходим уже на начальном этапе обучения, поэтому работа в университетской газете для них – отличный шанс попробовать свои силы на практике, почувствовать на себе, что же это такое, брать интервью, делать репортажи и нести ответственность за публикацию, под которой стоит твое имя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Современная молодежь и средства массовой информации

1.1. СМИ и молодежные субкультуры…………………………..……5
1.2. Влияние СМИ на молодежь……………………………………….8
1.3. Роль государства в отношениях молодежь – СМИ………..……13

Глава 2. Специфика молодежной газеты

2.1. История создания и становления газеты………………………...16
2.2. Проблема поиска, получения и подачи информации в молодежном издании…………………………………..…………………………………..18
2.3. Тематика молодежной межвузовской газеты………….………...23
2.4. Другие особенности молодежной газеты…………………………25

Выводы…………………………………………………………………..…..27

Список литературы……………………………………………………………….....29

Приложение…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2 курс.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, они, несомненно, стремятся расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и прессы, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

Таким образом, человек глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

В зависимости от физического состояния, психика, т.е. душевное состояние человека, находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.

В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через СМИ, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. К примеру, смотря телевизор, в мышлении человека создается образ идеального человека. У одних это смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Аналогичные процессы происходят и в процессе его общения с прессой. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя  человека в некое гипнотическое состояние).

Подводя итоги, хочется отметить, что влияние СМИ на молодежь велико, как в положительном, так и отрицательном аспектах. СМИ во многом определяют жизненный ориентир молодого человека, его поступки, вкусы и интересы, мироощущение и цели в жизни. Верить ли всему потоку информации, поддаваться ли влиянию рекламы, позволить стереотипами управлять сознанием и дальше управлять своей жизнью, т.е. определить степень влияния СМИ на наше сознание, каждый представитель молодого поколения решает сам.

  

        1.3. Роль государства в отношениях молодежь – СМИ

 

Итак, из всего вышесказанного складывается очевидный вывод: степень влияния СМИ на молодое поколение трудно переоценить. Причем влияние это многостороннее и многоуровневое – СМИ затрагивает многие стороны сознания молодежи. Учитывая неоспоримый факт, что молодые люди (как бы банально это не прозвучало) - это будущее России, власть в нашей стране уделяет достаточно большое внимание тому, чтобы она могла каким-то образом регулировать неизбежное воздействие средств массовой информации на молодежь. Это регулирование осуществляется различными способами: повсеместные возрастные ограничения, контроль за используемой в различных типах СМИ лексикой и речевыми оборотами, запрет на освещение в СМИ отдельных тем (который, кстати, довольно редко соблюдается) и многие другие необходимые ограничительные меры.

Однако я бы хотела заострить внимания на мерах государственного регулирования другого рода. Я имею в виду политику поощрения развития молодежных СМИ, участия молодых людей в их деятельности а так же создание единого информационного поля, так необходимого молодому поколению в развивающемся постиндустриальном обществе, где главными ценностями являются информация и время, затраченное на ее поиск и получение. В качестве иллюстрации этого аспекта государственной молодежной политики в области средств массовой информации я хотела бы рассказать о недавнем семинаре-совещании "Единое молодежное информационное пространство - новый этап реализации молодежной политики Российской Федерации" проведенном Комиссией Совета Федерации по делам молодежи и туризму совместно с Союзом вебмастеров России.

В этой встрече приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств, региональных органов власти, научного сообщества, молодежных организаций.

Провел семинар-совещание заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Юрий ШАМКОВ. Во встрече также приняла участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарева.

Основной вопрос, который обсуждался на встрече – создание единого информационного пространства для молодежи, которое предполагало бы объединение молодежных информационных ресурсов в единую сеть, предусматривающую многоуровневый обмен информацией, использование перекрестного инструментария взаимных ссылок, систему навигации.

В странах Европы уже более 30 лет существуют специальные молодежные информационные службы, которые предоставляют информацию по жизненно важным проблемам молодежи: где и как получить образование, работу, медицинскую и психологическую помощь, с пользой провести свободное время. В России же молодые люди испытывают затруднения в поисках сведений о путях решения жизненно важных для себя вопросов.

По словам представителя Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Дмитрия Витютнева, несмотря на обилие информации в сети, молодежь почти не знает о тех возможностях, которые предоставляет государство для молодых граждан. Это касается ряда льгот по учебе, стажировкам, отдыху. Мало кто из молодых людей знает и о том, что в нашей стране 2009 год объявлен Годом молодежи и о мероприятиях, проводимых в рамках этого Года.

Дмитрий Витютнев предложил создать экспертные сообщества, которые вырабатывали бы некие этические нормы для молодежных программ, создать в каждом СМИ ответственного сотрудника, ответственного за молодежный блок, а также совместно выработать единые информационные подходы, чтобы утвердить информационную концепцию в сфере молодежной политики.

Как считает глава Союза вебмастеров России Александр Денисовец, мнение о молодежи в обществе складывается главным образом по информации СМИ, где преобладает негативная информация, поток которой оказывает деструктивное влияние на формирование личности.

Именно поэтому назрела необходимость создания условий, при которых молодые люди могли бы получать максимально возможное количество позитивной информации, способствующей воспитанию и укреплению общечеловеческих ценностей, выработке активной гражданской позиции.

 

 

    

.

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

           

                   Глава 2. Специфика молодежной газеты

           2.1. История создания и становления газеты

 

Итак, с чего же все начинается? Если следовать теории объективного  идеализма, идея всегда первична по отношению к ее вещественному воплощению, которое как тень от предмета может существовать только в том случае, если существует сам предмет. Точно так же никакая вещь не может быть реальной, если не существует первичной идеи о ней.

        Идея создания газеты для нижегородских студентов уходит своими корнями к началу нынешнего тысячелетия, когда несколько творческих и инициативных студентов политеха взвалили на себя такую интересную обузу, как создание ВУЗелка. Проект понравился профкому студентов НГТУ, который впоследствии стал учредителем газеты. Осенью 2001 года вышел в свет первый номер ВУЗелка...

Благодаря поддержке вышеупомянутого профкома студентов НГТУ издание стало динамично развиваться. Создание очередного номера превратилось в конвейер. На молодых журналистов легли такие непростые заботы, как планирование номера, продажа рекламного места, написание статей, верстка газеты, корректировка, печать в типографии, распространение и многое другое.
             В 2004 году был также создан сайт, ставший принципиально новым информационным полем для агентства «ВУЗелка». Ведь сайт – это настоящий живой организм, его нужно постоянно обновлять, наполнять контентом. Работа с ним -  очень полезный опыт для молодых журналистов.
             Но далеко не все в истории развития газеты происходило так гладко. Из-за отсутствия финансирования и по некоторым другим причинам (многие из создателей первой версии ВУЗелка к тому времени уже закончили обучение в вузе) проект был приостановлен. Возобновление издания газеты произошло сравнительно недавно (2005 год) и явилось для новых создателей  ВУЗелка далеко не легким процессом.  Найти и заинтересовать студентов желающих и имеющих возможность писать для газеты получилось довольно быстро. Ребята действительно серьезно интересовались журналистикой и были готовы посвятить ей свое время и силы. Однако никто из них не мог с уверенностью сказать, как осуществляется верстка газеты, где лучше всего ее печатать и т д. Поиск средств финансирования тоже явился отдельным вопросом. Денег, выделяемых профкомом студентов, не хватило бы на все нужды молодого издания; их было бы недостаточно даже для издания первого номера. Вот что рассказывает Главный редактор ВУЗелка Ирина Волкова о периоде становления газеты: «Мы – я и еще несколько энтузиастов - достаточно долго вынашивали идею воссоздания ВУЗелка как официального издания, отвечающего все нарастающей потребности в информации среди студентов различных вузов Нижнего Новгорода. Каждый начинающий журналист уже имел на руках список тем, которые он считал необходимым осветить в газете, кто-то даже приносил готовые статьи. Но здесь мы столкнулись с самыми главными проблемами на начальном этапе: верстка газеты, поиск типографии с относительно недорогой платой за услуги, заключение с ней договора, поиск спонсоров, предприятий, готовых платить за размещение рекламы в газете и многими другими. Признаться, на первый взгляд эти препятствия казались непреодолимыми».

Итак, если говорить о начальном этапе создания молодежной вузовской газеты, необходимо отметить, что огромную роль здесь играет техническая сторона вопроса. Эта составляющая журналистской работы, безусловно, важна при создании любого печатного издания, но следует признать, что такие молодежные проекты как ВУЗелок, склонны испытывать особые технические трудности в начале пути. Это объясняется главным образом тем, что газета создается непрофессионалами. У этих ребят нет высшего журналистского образования (да и никакого другого законченного), большинство из них никогда не сталкивались с такими понятиями как верстка, полоса набора, оптический вес и т д. Этот аспект редко затрагивается при анализе молодежных изданий, однако, как выяснилось, недооценивать его нельзя. Далее мне хотелось бы рассмотреть проблему поиска и получения информации в контексте этого молодежного издания на примере нескольких опубликованных в нем статьей.

 

2.2. Проблема поиска, получения и подачи информации в молодежном издании. 

 

Тематический анализ статьи «Мужской характер» (№9(12) 18 декабря 2008 год)

Эта статья была опубликована в одном из прошлогодних номеров «Вузелка». Герой данной публикации, несомненно, заслуживает внимания. Еще бы, не каждый же день встречаешь на улице серебряного призера чемпионата мира. Так что за выбор эксперта журналиста следует похвалить. Однако, что касается непосредственно проблемы получения информации, то здесь возникает много вопросов и комментариев. С моей точки зрения, в этой статье упущены моменты, о которых было бы интересно узнать читателю, которые могли бы сделать статью живее и интереснее. Например, лично мне здесь не хватает описания чемпионата мира, комментариев и ощущений героя. Не лишним было бы спросить героя о самой поездке, об условиях проживания, о его страхах и надеждах перед соревнованиями и о впечатлениях от чемпионата и страны в которой он проходил. Вообще, создается ощущение, что герой не принимает активного участия в интервью, его личность как бы вытеснена здесь личностью журналиста. В то же время нельзя сказать, что статья написана в жанре интервью. Здесь мы видим рассказ о человеке и о деле, в котором он преуспел с редкими вкраплениями слов самого человека. Журналист упоминает о неком «живом и интересном разговоре» с Александром Баранцевым, однако сам этот разговор читателю не представлен. Разумеется, можно догадаться, что речь в нем шла о начале спортивного пути Александра, о его тренировках, непосредственно о чемпионате мира. Но информация, полученная непосредственно от респондента в статье представлена очень сжато и в основном в виде голых фактов: «начал заниматься в 15 лет», «ежедневно ходит на тренировки, совмещая их с учебой в Институте ядерной энергетики и технической физики НГТУ», «привез с чемпионата мира медаль». Живость статье придают эмоции и впечатления самой журналистки, но ни как не ответы и комментарии Александра. Итак, почему же это произошло? Вырисовываются 2 наиболее вероятные версии.

Версия 1. Разговор был действительно живым и интересным, Александр был открыт, и журналистка получила достаточный объем первичной небанальной информации. Однако по каким-то непонятным причинам она решила не прибегать к жанру интервью и изложить полученные сведения в виде рассказа «от себя» и поделиться своими собственными впечатлениями от разговора с героем. В таком случае, в этом и состояла ее главная ошибка – вытеснение личностью журналиста личности героя.

         Версия 2. Интервью получилось не таким, как описывает его журналистка. По каким-то причинам она не получила нужных ей сведений. Здесь как раз и встает вопрос о проблеме получения информации в разговоре с собеседником.

Тематический анализ статьи «НЕМНОГО ХОТЕНИЯ, НЕМНОГО ВЕЗЕНИЯ, НЕМНОГО УЧЕНИЯ – ВОТ ОН, РЕЦЕПТ УДАЧНОЙ СЕССИИ» (№9(12) 18 декабря 2008 год)

Перед нами серия статей, посвященная сессии. Не секрет, что тема эта довольно «избитая» в контексте молодежных изданий. Поэтому, если журналист ставит своей целью не просто отписаться и изложить давно известные всем факты о сдаче переводных экзаменов, а действительно заинтересовать читателя и удивить его чем-то новым и небанальным, ему необходимо или найти какую-либо необычную информацию или использовать какой-то новый подход к изложению материала. Из трех представленных статей, с моей точки зрения, лучше всего со своей задачей справилась автор первой работы. Огромным плюсом здесь является то, что журналистка представляет очень непохожие друг на друга высказывания студентов, за каждым из которых можно заметить определенные специфические особенности личности человека, делящегося своими впечатлениями. После прочтения этой статьи складывается мнение, что журналистка опросила довольно большое число первокурсников (именно им была посвящена ее статья) т.е. затратила достаточно времени и усилий на поиск информации. Я думаю, именно благодаря этому текст получился насыщенным и интересным.

Вторая и третья статьи, с моей точки зрения, менее удачны. Если анализировать 2ой текст, то я назвала бы его «с миру по нитке»: складывается впечатление, что в этой маленькой статье журналист соединил свои собственные познания о сессии с мнением максимум одного другого студента. Возможно я ошибаюсь, но нельзя отрицать, что в виде цитаты здесь приведено мнение только одного человека. После него идут банальные слова о внеучебных занятиях студентов, а далее не очень связанное с предыдущим текстом предложение о некоторых студенческих «верованиях», которые уже давно известны не только каждому студенту, но и, пожалуй, даже школьнику. Конечно, можно предположить, что такая странная компоновка информации произошла из-за ограниченного объема статьи, но я склонна полагать, что это произошло в результате не очень добросовестного отношения журналиста к вопросу получения информации и дальнейшей ее обработки. Иными словами, автор не потрудилась опросить большее число студентов и составить более развернутую картину сдачи сессии старшекурсниками. Вместо этого она дополнила мнение одного (неизвестного) студента уже имеющейся у нее информацией. В результате (с моей точки зрения) ей не удалось избежать банальности в своей статье, чего, разумеется нужно было опасаться, выбирая столь часто встречающуюся в молодежных изданиях тему.

Информация о работе Нижегородская молодежная пресса: история, информационная политика