Музыкальные жанры в современном российском радиовещании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе исследуется тема: «Музыкальные жанры в современном радиовещании».
С момента своего возникновения (1915 год) и до 60-х годов радиовещание находилось под контролем государств, в Советском Союзе - до распада страны. 90-е годы в России ознаменовали новую эру радио, ликвидацию госмонополии в этой сфере, когда возникли независимые

Содержание

Введение
Глава 1 Музыкальные радиопередачи в нашей жизни
1.1 Краткая история появления музыкальных радиопередач
1.2 Музыкальные жанры, используемые в современном радиовещании
1.3 Роль музыки в жизни радиослушателей
Глава 2 Исследование слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций г. Москвы
2.1 Инструментарий исследования
2.2 Аудитория радиостанции «Европа плюс»
2.3 Аудитория радиостанции «Русское радио»
2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа –Группа»
2.5 Аудитория радиостанции «Радио Монте Карло»
2.6 Аудитория радиостанции «Динамит»
2.7 Аудитория радиостанции «Максимум»
2.8 Аудитория радиостанции «Серебряный дождь»
2.9 Аудитория радиостанции «Радио на семи холмах»
2.10 Анализ и результаты полученных данных
Заключение

Работа содержит 1 файл

radio.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     Портрет аудитории.

     По  данным КОМКОН-Медиа (среди опрошенных методом телефонной выборки в  Москве в возрасте 12 лет и старше). Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2000 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 14,3% слушают «Русское радио»; (апрель 2010 г.)- 72,1% слушают радио, из них - 15,3% слушают «Русское радио». Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них - 27,1% слушают «Русское радио»; (апрель 2010 г.) - 89,8% из числа опрошенных слушают радио, из них - 27,8% слушают «Русское радио». Это вторая позиция в списке (на первом месте «Радио России» с 21,8% (21,5% - в скобках данные апреля 2010 г.), из которых 20,5% (20,6%) за счет трансляции), реально же «Русское радио» уверенно лидирует в списке по слушаемости - на следующей позиции (минуя «Маяк», который за счет трансляции 8,7% (9,1%) против 13,8% (13,9%) в целом - на третьем месте) с 9,6% (11,4%) – «Европа плюс». Состав аудитории:

     ноябрь-декабрь 2009 г. апрель 2010 г.

     мужчины-48,1% 47,3%;

     женщины-51,9% 52,7%;

     по  возрасту -

     12-19 лет-20,6% 18,8%

     20-24 лет- 11,8% 13,3%

     25-39 лет-39,5% 36,3%

     40 - 54 лет - 22,3% 28,6%

     55 лет и старше - 5,8% 3,0%;

     по  материальному положению

      -низкое- 5,5%

     ниже  среднего - 18,0% 20,8%

     среднее-29,1% 23,9%

     выше  среднего - 21,7%; 15,9%;

     по  занятости -

     работающие - 61,9% 62,6%

     учащаяся  молодежь - 19,9% 19,2%

     неработающие

     среднего  возраста - 9,6% 15,6%

     пенсионеры - 7,6% 1,7%;

     по  образованию -

     ниже  среднего - 12,1 % 11,4%

     среднее - 55,8% 54,7%

     высшее-31,4% 33,1%.21

     Полученные  данные сведем в таблицу. 

     Таблица 2

     Аудитория радиостанции «Русское радио» 2009 г. 2010г.

учащаяся  молодежь – 19,9% 19,2%
неработающие  
среднего  возраста - 9,6% 15,6%
по  образованию -  
ниже  среднего - 12,1% 11,4%
среднее - 55,8% 54,7%
высшее - 31,4 % 33,1%.
 

     Приведенные данные, а также «индекс соответствия» показывают, что основу аудитории «Русского радио» составляют слушатели всех возрастных групп до 55 лет со среднем и выше среднего материальным положением, всех категорий по занятости и средним образованием.

     Место прослушивания «Русского радио»: Дома - 63%; на работе -14%; в машине - 23%. По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2009 г.), 31,0% слушателей «Русского радио» слушают «Европу плюс»; 21,6% - «Хит-FM2.

     По  данным ГЭЛЛОП Медиа. Еженедельная аудитория. «Русское радио» среди опрошенных в возрасте 16 лет и старше, проживающих в городах с населением более 100 000 человек (октябрь 2009 г.) слушает 26,7% - это вторая позиция после «Европы плюс» с 28,3%.

     В Москве среди опрошенных в возрасте 12 лет и старше (октябрь 2009 г.) радио в целом слушают 89,6%, лидирует «Русское радио» - 33,1% (на следующей позиции – «Маяк» с 30,9%, затем «Европа плюс» с 25,8%).

     По  социальному составу аудитории  обеспеченные люди в возрасте от 16 до 40 лет и руководители коммерческих организаций и компаний с высокими доходами назвали «Русское радио» на втором месте после «Европы плюс»22. 

     2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа-Группа» 

     «Русское  радио» - ключевое звено «Русской Медиа-Группы» (РМГ). Она была создана в 1995 году Сергеем Кожевниковым (Генеральный продюсер «Русского радио», ранее был владельцем галереи Art Picture, художник), Сергеем Архиповым (Главный редактор «Русского радио», ранее возглавлял радио «Роке») и Виталием Богдановым (Генеральный Директор РМГ, ранее - владелец компании «MS Мах», специализирующейся на поставках студийного оборудования). «Русская Медиа-Группа» является управляющей компанией, которая еще и производит программный и информационный продукт для «Русского радио», многих радиокомланий в регионах и для ряда электронных СМИ с различными форматами. В состав РМГ входят «Русская служба новостей»,концертная организация «Русская филармония», звукозаписывающая компания «Граммофон Рекорде». В собственности РМГ находится «Русское радио», в управлении – «Радио Moнте-Карло», радиостанция «Динамит FM», «Станция 20002.

     Весной 2001 года начало техническое вещание радио «Танго», определяемое как «женское». РМГ успешно работает в двух направлениях: поддерживает западную тенденцию выхода на рынок узкоформатных станций, направленных на четко определенную аудиторию (например, чисто «танцевальная» станция «Динамит») и является создательницей самого массового радио с музыкальными произведениями только на русском языке, которое заняло пустовавшую нишу («Русское радио»).

     Успех РМГ на сегодняшнем рынке медиа-бизнеса  во многом определяет продуманная, выстроенная и просчитанная маркетинговая и пиаровская политика. В ее основе - дать массовому потребителю именно то, что он хочет. РМГ рассматривает радиостанцию в первую очередь как рыночную структуру («Радио - это бизнес» - Сергей Кожевников); следует общемировой тенденции концентрации эфирного капитала. «Укрупнение игроков в радиобизнесе - современная мировая тенденция... Дальнейшие аппетиты РМГ могут бьпъ связаны с созданием нишевых радиостанций, вещающих для определенных небольших, но устойчивых целевых групп... Руководство холдинга не скрывает имперских амбиций. И в будущем планирует экспансию не только на постсоветскую территорию, но и в западные страны.»23 .

     Так, в перспективе предполагается «радиозахват»  Европы и США при возможном  партнерстве «Русского радио» с государственной радиостанцией «Голос России», вещающей в мире на 32 языках (при этом информационно-публицистическая часть вещания остается за «Голосом России», а музыкальная составляющая эфира, то есть российская эстрада, отводится «Русскому радио»)24. 

     2.5 Аудитория «Радио МОНТЕ-КАРЛО» (102,1 FM) 

     «Радио  МОНТЕ-КАРЛО» существует с февраля 2000 года. Вышло на волнах радио «Классика». Находится в управлении РМГ. Музыкальная коммерческая радиостанция.

     В апреле 1997 года РМГ на приобретенной  частоте 102,1, на которой звучала симфоническая музыка, запустила в эфир старые поп-и рок-хиты. Коммерческого успеха это не принесло. Осенью 1999 года на станции сменилось руководство, в эфире зазвучали поп-композиции, а ди-джеи представлялись экзотическими псевдонимами. В начале 2000 года проект радио «Классика» был закрыт и заменен на радио «Монте-Карло», формат которого был просчитан при помощи компании «КОМКОН».

     Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

     Самоопределение.

     Радио для высокообеспеченых людей.

     Хит-станция (с уклоном в рок), на которой в основном звучит модная европейская музыка последнего десятилетия, лучшие западные хиты 50-90-х годов; информация о событиях дня, кино- и театральных премьерах, светская хроника.

     Аудитория.

     По  данным редакции. Люди с высокими жизненными запросами в возрасте от 24 до 35 лет; высокообразованная, довольно обеспеченная, но небольшая и четкая аудитория.

     Большой популярностью станция пользуется у работающих в России иностранных  специалистов.

     55,4% слушателей радио «Монте-Карло» считают делом чести зарабатывать больше и быть богаче большинства окружающих людей; 45% - являются руководителями и специалистами. 75% аудитории радио «Монте-Карло» слушают его на работе и в автомобиле.

     Музыка  занимает в среднем 70% вещательного часа (12 - 14 песен), 30% - информация (сюда входят новости, реклама, программы (рубрики), конферанс ведущих (ди-ждеев).

     Отличительной особенностью радио «Монте-Карло» является то, что все песни звучат только на английском языке. В основном это: популярная европейская музыка последних десяти лет, «свежие» хиты, хорошо знакомые, известные песни 50-90-х годов - с уклоном в рок.

     Обращает  на себя внимание и оформление станции - специальная отбивка, выполненная  в западной стилистике, с названием, частотой, на которой вещает эта радиостанция, и призыв ее включить звучит на английском языке. Отбивка с названием – «Радио Монте-Карло» - звучит очень часто, через одну - две песни, но воспринимается естественно, не раздражает.

     В начале часа, после новостей, вместе с московским, объявляется и время в Монте-Карло. В конце каждого часа - постоянная программа (рубрика) «People's Choice», в которой выполняется музыкальная заявка слушателей (хронометраж 3-5 минут).

     Помимо  этой, в эфире звучат еще три музыкальные программы. «Up & Down» (в воскресенье в 17.00, хронометраж 2 часа)- еженедельный хит-парад новой музыки радио (по результатам голосования слушателей). «UK hot 30» (в пятницу в 17.00, повтор в субботу в 12.00, хронометраж 2 часа) - еженедельный хит-парад на материалах чата Великобритании, представляющий 30 участников от последнего места к первому (слушатель, который первым заранее угадал лидера, получает приз программы). «Hello, Monte-Carlo!» (ежедневно в 15.00 и 03.00, хронометраж 1 час) - npoipaMMa по заявкам слушателей.

     Анализ радио «Монте-Карло» приводит к следующим выводам. Музыка и ведение ненавязчивые, легко и приятно воспринимаемые, отбивки, джинглы и даже реклама удачно вписываются в общую канву эфира, небольшие информационные и познавательные программы (рубрики) сделаны профессионально, содержат любопытные и полезные сведения, новости соответствуют формату станции.

     Объективно  складывается впечатление, что слушаешь иностранную станцию или находишься за пределами России. Этому способствуют и исполнение песен только на английском языке, и стиль ведения, и специально заказанные и произведенные на Западе все заставки, отбивки, джинглы для этой станции, и названия программ (рубрик) в большинстве своем английские, и особенности подачи новостей - словом, все построение и реализация эфира. Радио «Монте-Карло» отдаленно напомнило автору этой работы слушаемое им в Европе в далеких 70-х «Радио Люксембург».

     «Монте-Карло» - это легкое, приятное радио, создающее радостное ощущение социальной избранности и иллюзорности окружающего - ди-джеи имеют вымышленные западные имена, прочно ассоциируемые с успехом (Морган, Рокфеллер, Бэнтли и т.п.), отсутствие привычной адресности станции (все песни на английском, такое радио может быть в любой стране), жизни без проблем и с только приятными заботами - вкусно поесть, хорошо развлечься, купить модные вещи, отдохнуть в фитнесс-центре.25

     Радио «Монте-Карло» вещает в более чем 20 городах России и СНГ.

     Таким образом, становится очевидным, что  Русская Медиа-Группа контролирует большой сегмент эф-эмовского  эфира, реализуя в нем станции с разным форматом и для различных аудиторий: лидер – «Русское радио» (которому принадлежит в среднем до 25% этого эфира) - массовое радио с песнями только на русском языке; танцевальная узкоформатная станция для молодежи и активных людей постарше – «Динамит» - с песнями на английском и русском языках в соотношении 3 к 2-м или 2 к 1-ой; радио для высокообеспеченних и иностранцев – «Монте-Карло» -с песнями только на английском языке; а также не вошедшие в данное исследование радио «Станция 2000», музыкальный формат которой (по данным редакции) во многом соответствует формату модных, молодежных европейских радиостанций и начавшее 1 июня (по данным редакции - в конце апреля) техническое вещание радио «Танго», задуманное как радио для женщин.

     Портрет аудитории.

     По  данным КОМКОН-Медиа: (Среди опрошенных методом телефонной выборки в  Москве в возрасте 12 лет и старше.)

Информация о работе Музыкальные жанры в современном российском радиовещании