Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 16:23, реферат
Цель данного реферата определить качества и особенности личности человека, чей выбор - именно эта интересная и увлекательная профессия.
1) Введение 3
2) Характерные черты и особенности личности журналиста
2.1 Направленность
2.2 Способности
2.3 Талант
2.4 Характер
2.5 Самоконтроль
3) Профессиональные требования 5
4) Заключение
5) Список используемой литературы
актеру не обязательно быть интеллектуалом. В журналистике подобное невозможно. Нам никто не пишет текстов и не ставит мизансцен. Мы сами себе и режиссеры, и драматурги, и исполнители. И потому, собирая материал, все подчиняя этой цели, можем прикинуться кем угодно, оставаясь при этом умными, принципиальными, честными, великодушными, стоящими на четких мировоззренческих позициях, и во всех случаях жизни — порядочными. Именно эти качества, сочетаемые с любой временной маской, должны быть гарантом чистоты наших помыслов, а нам самим они дают возможность не заходить слишком далеко. Добавлю к сказанному, что журналист, действующий прямолинейно, какого бы ума и таланта он ни был, обрекает себя на великие трудности, которые, увы, не всегда преодолимы.» ()
Я
согласна с выводами В. Аграновского,
что черту характера как
«Средства массовой информации обладают огромной силой, не только зеркально отражая общественное мнение, но и формируя его. И еще им манипулируя! Отсюда напрашивается такой (не дай Бог!) выход из положения: оставшись на чужом информационном поле, журналист переживает соблазн (вчитайтесь!) вчера добыть завтрашнюю новость и опубликовать ее сегодня. Как это сделать, если не купить за бешеные деньги, не придумать, не спровоцировать, не солгать, а в итоге не потерять человеческое и профессиональное лицо? Мало таких примеров в нашей реальности, мало публичных скандалов, мало судебных провалов и штрафов?»()
2.5 Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.
Самоконтроль – очень важная профессиональная черта. Если, взять, допустим, специализацию репортер. Такие специалисты всегда должны находиться в центре событий, важных для общественного освещения, будь то открытие кино - фестиваля, или взятие террористами заложников. И в любой ситуации – от самоконтроля журналиста зависит отношение общества к событию. В критических ситуациях журналисту ни в коем случае нельзя впадать в панику, что бы не показывать негативный пример.
Самоконтроль – важная черта при взятии интервью – люди разные, бывают и очень капризные. Журналисты, обладающие высоким уровнем самоконтроля – хорошие телеведущие, так как в студии очень важно не только сохранять личное спокойствие, но и успокоить оппонентов, если требуется, создавать спокойный климат для конструктивного общения.
Журналист
должен считаться с критикой
в его адрес, и мнениями коллег
о его работе.
Все блоки личности действуют взаимосвязано
и образуют системные, целостные свойства.
Среди них основное место
Таким образом, в рамках деятельностного
подхода личность — это сознательный
субъект, занимающий определенное положение
в обществе и выполняющий социально полезную
общественную роль. Структура личности
— это сложно организованная иерархия
отдельных свойств, блоков (направленности,
способностей, характера, самоконтроля)
и системных экзистенционально-бытийных
целостных свойств личности
Профессионал — это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. С позиций психологических особенностей этого понятия, профессионал — это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.
Подробнее
профессиональные требования к данной
профессии я рассмотрю в следующем разделе.
3Профессиональные требования
3.1 Требования профессиональной школы.
Журналист, как правило - человек с высшим образованием – специалист, бакалавр или магистр, а так же тот, кто имеет базовое высшее образование, и прошел дополнительную подготовку по журналистике (второе высшее образование, курсы, и т.п.). Часто, журналистами становятся филологи.
Профессиональная школа готовит специалистов по журналистике в соответствии с требованиями, как социума, так и профессионального сообщества.
Журналист должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, которые отображаются в государственном образовательном стандарте.
Далее,
отмечу качества, специфичные для
современного журналиста:
- способность
использовать преимущества гипертекстовой
структуры представления знания в целях
повышения эффективности своих сообщений;
- умение адаптировать свои материалы
к возможностям используемых коммуникативных
средств и способностью формулировать
технические требования к развитию этих
средств;
- способностью определить рыночные характеристики,
социальный статус, культурное значение
своего информационно-коммуникативного
продукта;
- умением организовывать коллективные
формы работы в Интернете;
- способностью инициировать и поддерживать
процессы освоения незнакомых знаниевых
областей;
- умением определять цели и ценности своих
аудиторий и аудиторий изданий;
- знакомством с правовыми основами своей
деятельности;
- знакомством с философскими проблемами
развития коммуникаций, информационного
общества, современного цивилизационного
и культурного процесса, отечественной
историей и культурой;
- представлением о месте ноосферного
сознания в структуре личности и его роли
в социальном и профессиональном поведении
человека, основах виртуалистики, синергетики,
психологии массовых коммуникаций;
- знакомством с креативными технологиями
работы со знанием, основами методологии
мыследеятельности и системного анализа;
- знакомством с основами психологии безопасности
информационной безопасности, и экологии
информационных пространств;
- компьютерной и телекоммуникационной
грамотностью на уровне пользователя.
3.2
Образованность личности.
Журналистский
опыт актуализирует и развивает
широкий спектр компетентностей
и тем самым заставляет журналиста
постоянно самообразовываться.
В частности можно выделить следующие
накапливаемые с опытом качества:
- профессиональная компетентность и ответственность
- умение работать с информацией с применением
телекоммуникационных средств
- поисковая исследовательская активность
- самостоятельность и креативность
- системное мышление
- умение работать с текстом
- умение организовывать коллективную
деятельность
- проектирование, прогнозирование, планирование
- комплекс качеств менеджера
- эрудиция
- и др.
3.3
Самореализация. Вероятно
другой такой, столь же многогранной, как
и многомерной профессии просто не существует.
Возможность
самореализации является следствием многокомпонентности
и многомерности профессии. Действительно
трудно назвать способность, которая не
могла бы быть реализована в журналистике.
Если человек обладает литературным талантом
то он реализует его, готовя тексты, если
музыкальными способностями, то это позволит
ему стать редактором или ведущим музыкальных
передач. Если он занимался спортом, то
у него появляется шанс стать спортивным
журналистом и т.д., и т.п. Если он имеет
математические способности, то это может
позволить ему стать хорошим аналитиком
или заняться научной журналистикой. Это
было сказано про профессиональные задатки,
но и личностные человеческие свойства
здесь также легко могут быть реализованы.
Принципиальность сформирует позицию.
Доброта – внимание к больным вопросам
бытия. Храбрость – позволит работать
с опасной информацией или в горячих точках.
И так далее. Так что возможность самореализации
в журналистике очевидна. Вместе с тем,
нужно сказать, что ярко выраженный талант
в какой то одной области до конца не сможет
быть раскрыт в журналистике. Журналистика
требует комплексности, и вследствие этого
слегка поверхностна. И литературные,
и музыкальные, и математические способности
для нее - всего лишь средство для решения
своих информацинно-коммуникативных задач.
Так что, если Вы хотите заниматься математикой,
а не использовать математику для журналистики,
идите в математику, а не в журналистику.
Впрочем, и то и другое в некоторых случаях
можно совмещать.
Заключение
В
реферате я рассмотрела составляющие
личности, основные профессиональные
качества журналиста и их соответствие.
И пришла к выводу, что человек, решивший
стать журналистом, независимо от таланта,
способностей и характера, прежде всего
должен любить свое дело, ревностно к нему
относиться. Только при таком подходе,
можно действительно найти в журналистике
пути самореализации, удовлетворенность
профессией, и добиться в ней успеха.
Список
используемой литературы
Структура профессии журналиста и анализ ее составляющих | |||
|
RELGA – научно-культурологический
журнал широкого профиля,
Информация о работе Модель личности журналиста: характерные черты и особенности