Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 16:23, реферат
Цель данного реферата определить качества и особенности личности человека, чей выбор - именно эта интересная и увлекательная профессия.
1) Введение 3
2) Характерные черты и особенности личности журналиста
2.1 Направленность
2.2 Способности
2.3 Талант
2.4 Характер
2.5 Самоконтроль
3) Профессиональные требования 5
4) Заключение
5) Список используемой литературы
Реферат
Студента (ки) 3 курса факультета теологии и журналистики
Тема:
« Модель личности
журналиста: характерные
черты и особенности»
«___» ________________ 200__г.
Оценка «______________»
Одесса
2009 г.
План
1) Введение
2) Характерные черты и особенности личности журналиста
2.1 Направленность
2.2 Способности
2.3 Талант
2.4 Характер
2.5 Самоконтроль
3) Профессиональные
требования
4) Заключение
5) Список используемой
литературы
Введение
Для меня, как для студента факультета журналистики тема данного реферата очень интересна. Она дает возможность не только узнать о тонкостях выбранной мной профессии, но и оценить свои силы и возможности для такой работы. Тема призывает заняться самопознанием, примерить на себя роль состоявшегося журналиста. Выбрать специализацию профессии, соответствующую личным способностям и качествам.
Профессия журналиста открыта, социальна. Со стороны она кажется очень авантюрной и романтичной. Для обычных людей, журналист - представитель особой касты, а для публичных персон – чуть ли не кровный враг.
Журналисты часто становятся виновниками скандалов, а иногда, национальными героями. Поэтому, очевидно, что представители этой профессии - люди особенные.
Цель
данного реферата определить качества
и особенности личности человека,
чей выбор - именно эта интересная
и увлекательная профессия.
2 Характерные черты и особенности личности журналиста
Модель личности человека это — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Существует целая отрасль психологии, которая изучает условия пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека, как субъекта труда – психология трудовой деятельности.
В формировании личности, как субъекта труда, большое значение имеют такие факторы как направленность, способности, характер и самоконтроль.
2.1 Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью – неоценимые качества для журналиста.
Чаще всего – направленность формируется социальной средой, в которой вырос человек, обуславливается установками, идеалами и моделью поведения авторитетов, оказывающих влияние на формирование личности.
Случается, что направленность человека меняется с возрастом, со временем, со сменой социально - политического строя, даже с переменой семейного положения; в результате разочарований, эмоциональных травм и подъемов.
2.2 Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.
Что касается способностей – в журналистике они могут быть самыми разнообразными.
«Каждая
журналистская специализация соотносится
со структурой личности и требует определенной
совокупности качеств. Например, для репортера
особое значение приобретают такие качества
как оперативность, мобильность, адаптивность,
стрессоустойчивость, умение быстро переключаться
с одного задания на другое, находчивость,
особый "репортерский нюх" на интересную
информацию, широкая информированность,
выносливость и мужество.
Для аналитика важны глубокая компетентность
в своей сфере, умение рассматривать отдельные
явления в связи с другими, диалектизм,
независимость суждений, политическая
культура и культура ведения дискуссий,
способность делать прогнозы.
Публицист немыслим без яркой индивидуальности,
умения привлечь внимание аудитории, убедить
ее. Ему нужны эрудиция, ярко выраженные
литературные способности, аналитические
способности, нестандартность и независимость
суждений. Интервьюер немыслим без коммуникабельности,
умения слушать и умения "разговорить
" собеседника, быть интересным собеседником».()
Причем, общепризнанное мнение, что журналист, обязательно должен быть «мастером пера», развеяла моя знакомая, пом. редактора газеты «Слово» Елизавета Радишевская. По ее мнению, журналист, в первую очередь, должен излагать факты, без искажения и украшательства, поэтому в публицистике красота слова – уходит на второй план.
Я вспомнила подобный пример из своей жизни. В школе мы писали сочинение по русскому языку на тему: «Весна». О теме нам сообщили заранее. Я шла в школу – прокручивая в голове образы весны – яркой, солнечной, майской, с цветущими деревьями и проснувшимися пчелами. Какое же было мое разочарование, когда учитель попросил написать о весне правду на существующий момент. События происходили в марте. В тот день было очень холодно и сыро. Птицы не пели, солнца не было. На деревьях не то что листвы – почек не наблюдалось. Очень сложно было уходить от красочных стереотипов и излагать невзрачные факты – а журналистам приходиться это делать постоянно.
Так что я могу отметить еще одну очень важную способность: достоверность, правдивость и объективность.
Этот
перечень можно продолжить и дополнять,
так как большинство из перечисленных
качеств взаимно зависимы и в
большинстве своем взаимно дополняемы.
Смена специализации, которая является
достаточно частым явлением, естественно
приводит не только к необходимости получения
новых знаний и навыков, но к формированию
новых личностных черт.
В основе развития способностей лежат задатки, - врожденные особенности.
Единое требование к журналисту – уровень общих способностей должен быть высоким.
2.3
Талант — присущие от рождения
определённые способности и уме
Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам).
Есть ли у человека врожденные способности или нет, порой, определить очень сложно.
В. Аграновский считает что:
«…тайна оригинальности
писательского видения и восприятия мира
— в наличии или отсутствии таланта.
Почему только писательского? Чем мы, журналисты,
хуже?
Жаль нет рецепта талантливости. Но, по
крайней мере, всегда есть возможность
развивать свои способности, как, впрочем,
и опасность их угробить. Не берусь перечислять
все составные части журналистского дарования.
Но две способности, без которых, мне кажется,
действительно не может обойтись журналист-профессионал,
назову.
Прежде всего умение удивляться, без которого
нет и не может быть прелестной «детской
непосредственности», нет радости общения
с людьми и жизнью, нет желания остаться
наедине с собой, то есть желания думать….
И еще об одном необходимом
журналисту элементе, без которого трудно
прожить творческой личности: о рабочем
состоянии. Что это такое для журналиста?
Призыв к самоограничению, к подвижничеству,
если угодно, к спартанскому образу жизни.
Проще говоря, когда все окружающие безмятежно
«наслаждаются», «получают удовольствие»,
легко отвлекаясь от различных забот,
в том числе профессиональных, журналисты
продолжают работать, их мозг постоянно
«отбирает» и фиксирует то, что предназначено
«на продажу» — должно войти в будущий
очерк, стать репортажем и т. д.
Конечная цель журналиста — написать,
поведать увиденное и пережитое людям
и миру.
К великому
сожалению, далеко не всем счастливчикам,
оказавшимся в эпицентре интересных событий,
удается потом создать нечто такое, что
взволновало бы читателя, зрителя, слушателя.
Как маленькие черепашки, только что родившиеся
на берегу, мы изо всех сил торопимся к
морю, спасаясь от атакующих нас прожорливых
птиц, но чем нас больше, чем выше наша
скорость и чем ярче наши способности,
тем вернее шансы кого-то из нас «добежать»
до талантливой публикации, до выставочного
зала, до захватывающего публичного выступления.
Быть может, способность удивляться вкупе
с умением жить в «рабочем состоянии»
и есть в итоге журналистский талант?»
()
Хотя, талант, для работы не самое главное. Мое первое образование – художественное. Наш преподаватель живописи Тамара Ивановна Егорова говорила: «Есть талант, нет таланта – не беда, главное – трудолюбие и работоспособность. Если есть талант – трудолюбие сделает из вас отличного мастера. Если нет таланта - трудолюбие тоже сделает из вас отличного мастера. Но если есть талант, но нет трудолюбия – то грош ему цена; вы его загубите ленью, и закопаете в гордыни».
2.4 Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.
Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм, и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей.
Понятно, что журналист, как человек, занимающей активную социальную позицию в обществе должен обладать в полной мере морально волевым характером. В зависимости от черт характера – избрать себе специализацию.
Если вы честный человек – вам будет сложно работать в сфере рекламы. Если скромный – затруднительно брать интервью. Решительность и настойчивость хороша для поиска материала для работы, но в области аналитики публицистики – не самые важные черты.
Журналист В. Аграновский, в книге «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» пишет:
«Из человеческих
качеств я, безусловно, сохранил бы во
время сбора материала по крайней мере
одно: порядочность. Другие — в зависимости
от конкретной обстановки. Можно позволить
себе быть хитрым, глупым, доверчивым,
подозрительным, мягким, злым, наивным,
ехидным — любым, если хочешьвернуться
домой не с пустым блокнотом.
Я бы сказал, что мы похожи на актеров,
входящих в роль по «системе Станиславского»,
если бы не одно пикантное соображение.
Дело в том, что актерский талант — это
прежде всего талант перевоплощения, который
впрямую не зависит от личных качеств
исполнителя. Для того чтобы сыграть умного
героя,
Информация о работе Модель личности журналиста: характерные черты и особенности