Этика журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Журналистская этика – этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Общие принципы журналистской этики…………………………3

Истина в журналистике………………………………………..3
Позиция журналиста и социальная оценка персонажей……..4
Источники информации и методы ее получения…………….5
Служебная этика журналиста…………………………………5

Этика журналистских расследований……………………………7

2.1. Основные положения……………………………………………7
2.2. Ответственность и безответственность СМИ…………………8
2.3. Этические нормы при журналистском расследовании……….9
Этика Интернет – журналистики…………………………………9

Этика фотожурналиста …………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………16
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Этика журналиста1.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………..2 

  1. Общие принципы журналистской этики…………………………3
 
    1. Истина  в журналистике………………………………………..3
    2. Позиция журналиста и социальная оценка персонажей……..4
    3. Источники информации и методы ее получения…………….5
    4. Служебная этика журналиста…………………………………5
 
  1. Этика журналистских  расследований……………………………7
 

    2.1. Основные  положения……………………………………………7

    2.2. Ответственность  и безответственность СМИ…………………8

    2.3. Этические  нормы при журналистском расследовании……….9 

  1. Этика Интернет – журналистики…………………………………9
 
  1. Этика фотожурналиста …………………………………………..12
 

    Заключение……………………………………………………………16 

    Список литературы…………………………………………………...18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение: 

Журналистская этика – этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей  профессиональной деятельности, которая  затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так  же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.

Профессий, для  которых нравственные отношения  входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный  выбор становится для специалиста  постоянным спутником, а главные  технологические операции приобретают  характер поступка. И одной из таких  профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения  является: правдиво и оперативно информировать  читателя о текущих событиях.

Профессиональная  мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое  понятие как долг. Долг – основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность  журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых  в правдивой социальной информации и работает журналист.

Возможность влиять при этом на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу.

В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его  поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и  справедливость, предлагает благородные  мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого  человека.

Поскольку в  журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.

А основные профессионально  – нравственные ценности и нормы  поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе  профессиональной этики, принятом на Конгрессе  журналистов России 23 июня 1994 года в  Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. Оно – гарант действенности профессиональной морали. 
 

  1. Общие принципы журналистской  этики.
 
    1.   Истина в журналистике.

Информация –  это знание, у которого есть потребитель. А отношение с потребителем информации является важнейшим среди производственных связей журналиста. Кодексы, принятые во многих странах, требуют от журналиста категорически разделять реальный факт и мнение о нем, его комментарий. Этим требованием профессиональная мораль обязывает пишущих бережно  обращаться с документальными основаниями  информационной деятельности, а в  подтексте заключает уверенность  в способности читателя самостоятельно, без подсказки со стороны разобраться  в жизненных реалиях, о которых  сообщает пресса.

Практически во всех журналистских кодексах правдивость  и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти  принципы получают так же более или  менее детальную расшифровку. Правдивость  изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты  информации о действительности. профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между  событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение  сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и  наиболее адекватное представление  о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном  мире. Подобной детализации поддается  и принцип объективности. Его  толкуют как неангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.

В «Международных принципах журналистской этики», принятых на 4 консультативной встрече  международных и региональных журналистских  организаций, проходившей в 1984 году в Париже и Праге, написано: «Первейшая задача журналиста - гарантировать  людям получение правдивой и  достоверной информации посредством  честного отражения объективной  реальности».

Случаи, когда  журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в  мире профессиональными кодексами  независимо от мотивов, которыми пишущий  может объяснить искажения или  умолчания. Еще один способ дезориентировать читателя – это печать законного рекламного и пропагандистского материала. Хотя все профессиональные кодексы принятые сотрудниками PR, требуют от членов этих объединений никоим образом не передавать преднамеренную ложь или искаженную информацию, не всегда следуют этим правилам, так как сотрудники PR прежде всего обязаны заботиться о выгоде своего клиента. Исходя из этого, правда, распространяемая службой PR, и правда, как ее понимают журналисты, далеко не одно и то же.

 

    1. Позиция журналиста и социальная оценка персонажей.
 

Объект журналистики многогранен. Трудно назвать сферу  социальной жизни, о которой бы не писала пресса. Но специальные знания и мерки, которые журналист заимствует у представителей различных отраслей знаний, в итоге нужны ему для  компетентного ответа, по существу, на единственный вопрос. А именно: какой  общественный интерес представляет данное явление. В конечном счете, самым  общим критерием социальной оценки персонажа служит полезность его  поступков для других людей и  для общества в целом.

Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально – нравственных норм данного ряда. Наиболее существенны  среди них следующие:

- Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными;

- Уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;

- Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;

- Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это – лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;

- Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей его внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков. 
 

    1. Источники информации и методы ее получения.
 

 Существует  ряд профессионально – нравственных  норм при работе с источниками  информации:

- При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. д.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;

- Уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа;

- Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне;

- Хранить профессиональную тайну, относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласно с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей;

- Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.

Существующая  правовая база не обеспечивает журналистам  получения необходимой информации. Доступ к ней должен быть гарантирован подробным, хорошо разработанным законодательством, учитывающим весь комплекс особенностей журналистики как деятельности и  социального института. До тех пор, пока этого не будет, ненормативное  поведение работников СМИ не изжить. 

    1. Служебная этика журналиста.
 

Этика служебных  взаимоотношений – не то же самое, что профессиональная этика. Это  особый свод правил поведения в трудовом (в том числе творческом коллективе), общий в своей основе для организаций  и учреждений любого профиля. Специфика  деятельности влияет на характер этих отношений, но опосредованно, через профессиональную мораль и профессиональную этику. Вот почему оказывается, что в сфере профессионально нравственных отношений «журналист – коллеги» действуют два вида нормативов: нормы профессиональной морали и нормы служебной этики. Мера приверженности им определяет качество нравственного климата редакционного коллектива, а в конечном счете – и дух всей журналистской общности. Объединенные в один ряд, эти нормы выглядят следующим образом:

  • Поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других организаций, в которые может входить журналист;
  • Заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики, а именно: не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журналиста; не использовать служебного положения в личных целях; не отказываться от публикации материалов в угоду чьим – то корыстным интересам и не писать «заказных» статей; избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни;
  • Незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах и попавшими в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем – либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;
  • Уважать нормативы служебных отношений, принятые в редакционном коллективе, ориентируясь на тонкое сочетание дисциплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив способен к оптимальному функционированию;
  • Заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата, утверждая своим поведением честность и добропорядочность отношений, готовность к взаимопониманию, взаимовыручке, содействию друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;
  • Уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание); быть непримиримым к плагиату;
  • Уважать право коллеги на мотивированный отказ от задания, если оно противоречит его профессиональной позиции или убеждениям;

Информация о работе Этика журналиста