Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:56, реферат
Журналистская этика – этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.
Введение…………………………………………………………………..2
Общие принципы журналистской этики…………………………3
Истина в журналистике………………………………………..3
Позиция журналиста и социальная оценка персонажей……..4
Источники информации и методы ее получения…………….5
Служебная этика журналиста…………………………………5
Этика журналистских расследований……………………………7
2.1. Основные положения……………………………………………7
2.2. Ответственность и безответственность СМИ…………………8
2.3. Этические нормы при журналистском расследовании……….9
Этика Интернет – журналистики…………………………………9
Этика фотожурналиста …………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………16
Список литературы………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
2.1. Основные положения……………………………………………7
2.2. Ответственность
и безответственность СМИ………………
2.3. Этические
нормы при журналистском
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Журналистская этика – этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.
Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях.
Профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг – основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.
Возможность влиять
при этом на судьбы людей пробуждает
у журналиста чувство социальной
ответственности. Журналист ответственен
не только перед обществом в целом,
в лице его конституционных
В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека.
Поскольку в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.
А основные профессионально
– нравственные ценности и нормы
поведения российского
Информация –
это знание, у которого есть потребитель.
А отношение с потребителем информации
является важнейшим среди
Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире. Подобной детализации поддается и принцип объективности. Его толкуют как неангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.
В «Международных
принципах журналистской этики»
Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Еще один способ дезориентировать читателя – это печать законного рекламного и пропагандистского материала. Хотя все профессиональные кодексы принятые сотрудниками PR, требуют от членов этих объединений никоим образом не передавать преднамеренную ложь или искаженную информацию, не всегда следуют этим правилам, так как сотрудники PR прежде всего обязаны заботиться о выгоде своего клиента. Исходя из этого, правда, распространяемая службой PR, и правда, как ее понимают журналисты, далеко не одно и то же.
Объект журналистики многогранен. Трудно назвать сферу социальной жизни, о которой бы не писала пресса. Но специальные знания и мерки, которые журналист заимствует у представителей различных отраслей знаний, в итоге нужны ему для компетентного ответа, по существу, на единственный вопрос. А именно: какой общественный интерес представляет данное явление. В конечном счете, самым общим критерием социальной оценки персонажа служит полезность его поступков для других людей и для общества в целом.
Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально – нравственных норм данного ряда. Наиболее существенны среди них следующие:
- Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными;
- Уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;
- Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;
- Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это – лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;
- Воздерживаться
в материале от любых пренебрежительных
замечаний или намеков, способных унизить
героя, а именно: от иронического обыгрывания
его имени, фамилии, деталей его внешности;
от упоминания о нем как о преступнике,
если это не установлено судом; от недоброжелательных
реплик по поводу расы, национальности,
цвета кожи, религии, болезней и физических
недостатков.
Существует
ряд профессионально –
- При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. д.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей;
- Уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа;
- Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне;
- Хранить профессиональную тайну, относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласно с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей;
- Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.
Существующая
правовая база не обеспечивает журналистам
получения необходимой
Этика служебных взаимоотношений – не то же самое, что профессиональная этика. Это особый свод правил поведения в трудовом (в том числе творческом коллективе), общий в своей основе для организаций и учреждений любого профиля. Специфика деятельности влияет на характер этих отношений, но опосредованно, через профессиональную мораль и профессиональную этику. Вот почему оказывается, что в сфере профессионально нравственных отношений «журналист – коллеги» действуют два вида нормативов: нормы профессиональной морали и нормы служебной этики. Мера приверженности им определяет качество нравственного климата редакционного коллектива, а в конечном счете – и дух всей журналистской общности. Объединенные в один ряд, эти нормы выглядят следующим образом: