Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:39, курсовая работа
Изучение широкого спектра проблем, связанных с работой журналистов печатных и электронных СМИ в экстремальных ситуациях, вызванных боевыми действиями внутри Российской Федерации и за ее пределами, при освещении хроники выполнения российскими гражданами миротворческих операций. Передача практического опыта сбора, анализа, проверки и интерпретации фактического материала, полученного непосредственно в районах боевых действий, миротворческих операций, стихийных бедствий.
Журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции. Вот почему он обязан:
- полно
и точно рассказывать о
- стараться не стать рупором для выражения
взглядов и программы действий террористов,
памятуя о том, что акты терроризма никогда
не могут быть оправданы никакими мотивами;
- избегать прямой трансляции интервью
с террористами, в том числе по той причине,
что такая трансляция может быть использована
террористами для передачи тайных сигналов
своим единомышленникам, находящимся
вне зоны контртеррористической операции;
- стремиться к тому, чтобы изложение журналистом
требований террористов было свободно
от риторики и пропаганды терроризма;
в частности, желательно, чтобы эти требования
были перефразированы журналистом и сопровождены
соответствующими правовыми комментариями;
- пытаться сохранить баланс между правом
аудитории СМИ знать правду о подробностях
террористических актов и правом обвиняемых
в терроризме на беспристрастный суд;
- сопровождать сообщения о террористических
актах точной информацией о фактической
подоплеке событий; такие факторы как
раса, вероисповедание, национальность
или занимаемое положение террористов
и их жертв следует сообщать только в тех
случаях, если они имеют существенное
значение; при этом нужно учитывать, что
мировое сообщество отвергает связь терроризма
с какой-либо конкретной религией, расой
или национальностью, тогда как нетерпимость,
дискриминация, неравенство, невежество,
нищета и отчуждение служат плодородной
почвой для международного терроризма;
- учитывать тот факт, что в целях искоренения
терроризма мировое сообщество нуждается
в глобальном и всеобъемлющем видении
развития, базирующегося на соблюдении
прав человека, взаимном уважении, межкультурном
диалоге и уменьшении нищеты на основе
справедливости, равенства и солидарности;
- не допускать монтажа фото- и видеоматериалов,
который может исказить представление
аудитории СМИ о реальных событиях;
- воздерживаться от неподобающей сенсационности
и натурализма при показе жестокости и
насилия со стороны террористов, уважая
нравственные и религиозные чувства представителей
аудитории СМИ и, прежде всего, проявляя
должное уважение к страданиям жертв терроризма
и чувствам их близких, дабы не усугублять
их бестактным освещением событий;
- при решении вопросов о публикации мемуаров
террористов, учитывать опасность того,
что подобная публикация может содействовать
оправданию, героизации, романтизации
или, напротив, банализации и преуменьшению
опасности терроризма;
- защищать право общества быть информированным
обо всех существенных для него сторонах
терроризма и борьбы с ним, исходя из того,
что любая стратегия борьбы с угрозой
терроризма должна опираться в большей
степени на уважение свободы информации
и выражения мнений, чем на серьезные ограничения
этих фундаментальных прав.
При работе в зоне проведения контртеррористической операции журналист должен принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности. Вот почему он обязан:
- поставить
в известность руководителя
- в случае, если от руководителя контртеррористической
операции поступит предложение использовать
журналиста как своего агента, отказаться
от этого предложения как противоречащего
миссии журналиста;
- иметь
при себе и по первому
- стараться укрыться при перестрелке;
не разгуливать в зоне видимости террористов,
так как даже в оптический прицел снайпер
может не отличить журналиста от участника
контртеррористической операции, либо,
напротив, выслеживать именно представителя
СМИ;
- не брать в руки оружие и не надевать
камуфляжную или иную униформу, используемую
участниками контртеррористической операции,
за исключением случая, когда действия
террористов реально и непосредственно
угрожают безопасности журналиста; в этом
случаев журналист вправе самостоятельно
решать свою судьбу и, либо попытаться
остаться нейтральным наблюдателем, либо
взять в руки оружие и вступить в бой;
- в случае захвата в заложники немедленно
заявить о своей профессиональной принадлежности,
не обещать выкуп, постараться передать
в редакцию пленки и видеозаписи, сделанные
в ходе работы, чтобы информация о захвате
журналиста как можно быстрее дошла до
редакции и правоохранительных органов.
Именно на журналисте лежит обязанность оценки последствий для читателя или телезрителя передаваемой им информации. В последнее время психологи обращают внимание специалистов и широкой общественности на явление, которое получило название «травмогенность» освещения прессой боевых действий, террористических актов и катастроф. Делая читателя и зрителя свидетелем происходящего, СМИ распространяют на него стресс, который часто становится источником психической травмы или посттравматического стрессового расстройства. Такие реакции наблюдались, например, у зрителей, регулярно смотревших информационные выпуски, рассказывавшие о теракте в Нью-Йорке, когда под обломками Всемирного торгового центра остались тысячи жертв, а также последствий урагана Катрина в Нью-Орлеане. Ссылаясь на данные исследований соответствующих материалов газет «Коммерсант», «Независимая газета», «Известия» и «Московский комсомолец», «Ньюсуик», журнал «Меди@льманах» факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова в материале Ю.Болозеровой «Террористические акты в российской и американской прессе: психологические аспект» (2004. №1) определяет факторы, усиливающие или ослабляющие травмогенность материалов СМИ.
Среди усиливающих:
- показ человека «врасплох» в момент острого горя или отчаяния;
-показ человека или группы лиц в состоянии паники;
-показ
человека в ситуации унижения,
оскорбляющего его
-демонстрация пыток, моральных и физических издевательств;
-прямое
или косвенное оправдание
-показ торжества и безнаказанности насильника;
-предоставления
слова насильнику (прямое или
косвенное, через публикацию
-поиск виновных в момент совершения события;
-дискредитация нации, самоуничижение от лица общества, попытки вызвать чувство вины, призывы к коллективному покаянию и искуплению;
-сарказм
или юмор в адрес жертвы
или нации, воспринимающей
-дискредитация спасателей в момент проведения операции, выражения недоверия в высокие чувства спасателей, разбор операции неспециалистами;
-акцент
на чувстве страха и
-акцент на неопределенности, абсурдности происходящего, на неорганизованности, хаотичности применяемых мер;
-акцент
на бездействии властных, силовых
и иных структур, сосредоточение
внимания на отсутствии
-смакование жестокости, приведение «кровавых» подробностей;
-неверие
в будущее, изображение
-дискредитация властных, силовых структур, медицинских работников;
- после завершения операции или по ходу ее проведения акцент на жертвах, а не на победе;
-в интервью
с родственниками
демонстрация агрессивного отношения к террористам, дискредитирующего общество, силовые структуры, спасателей и т д.
Среди снижающих:
- представление проблемы как решаемой, предложение конструктивных решений;
-вера
в будущее (ориентация на
-позитивное осмысление неопределенности;
-четкое
нравственное ориентирование
-примеры
стойкости и мужества людей,
попавших в экстремальную
-акцент на активных действиях по разрешению ситуации;
- оказание
психологической поддержки
- выражение поддержки спасателям;
- выражение поддержки властным структурам;
-призыв к единению всех сил общества, показ солидарности людей внутри страны, демонстрация поддержки мирового сообщества;
-попытка
четкого анализа действий
-информирование
о ходе решения проблемы
- после завершения операции акцентирование внимания на победе и спасенных (а не на жертвах);
-показ
мужественного принятия
-дегероизация агрессора;
-апелляция
к чувству национальной
-примеры героизма и благородства людей, непосредственно не задействованных в операции;
- примеры
помощи жертвам или
Разумеется, здесь изложены только основные этические принципы, определяющие круг обязанностей журналиста, работающего в экстремальной ситуации. Журналистскими сообществами разработано на этот счет немало рекомендаций, имеющих свою специфику. В частности, представляет интерес список ограничений, добровольно налагаемый на себя журналистом в зонах экстремальных ситуаций, разработанный Гильдией Военной журналистики Медиасоюза (www.mediasoyuz.ru). В каждой редакции, корреспонденты которой работали в горячих точках, существуют на этот счет свои правила и нормы. Какой именно список возьмет для себя за основу журналист не так принципиально, они отличаются друг от друга разве что стилем и последовательностью изложения. Важно понимание журналистом необходимости соблюдения этических норм и умение сочетать их со своими морально-нравственными установками, голосом своей совести.
Литература:
Авдеев Ю.И. Терроризм как социокультурное явление// Современный терроризм: состояние и перспективы/ Под ред. Е.И.Степанова. М., 2000.
Белозерова Юлия. Террористические акты в российской и американской прессе: психологический аспект. Меди@льманах. 2004. №1.
Гладковская Е. С. Журналистский дискурс терроризма (сравнительный анализ публикаций в качественной прессе России и США): дис. … канд. филол. наук. Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург. 2006.
Калоева И. Э. Особенности освещения в СМИ вооруженных конфликтов: Чеченская республика: 1994-2004 гг. : Дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2004.
Тема 3. Подготовка журналиста к выполнению профессиональных задач в зоне экстремальной ситуации
Изучение театра предстоящей работы
Журналист,
которому предстоит выполнять
Поскольку заранее невозможно предугадать, с чем именно предстоит столкнуться журналисту при выполнении задач по подготовке газетных, теле- и радиоматериалов, подготовка должна быть тщательной и всесторонней. Какие методы могут быть использованы при изучении «поля»? Их достаточно много. Выделим наиболее значимые:
- опыт коллег, ранее выполнявших подобные задачи;
- консультации специалистов (в том числе военных, представителей МЧС, МВД, МИДа, политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей);
- консультации представленных в своем городе национально-культурных автономий;
-изучение справочных материалов;
- изучение
публикаций по проблематике
- изучение
соответствующих интернет-
- изучение
редакционных досье (если
-обращение в дипломатические и иные представительства стран-участников конфликта (жертвы аварии или стихийного бедствия);
-при возможности, предварительное обращение за информацией в правительственные, и неправительственные структуры, развернутые на территории, где предстоит работать.