История российской медицинской журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: показать, как освещается тема здравоохранения на страницах региональной прессы на примере Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир» («НМ»).
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю российской медицинской журналистики.
2. Исследовать роль жанра в освещении темы здравоохранения.
3. Рассмотреть, в каких жанрах раскрывается медицинская тема в областной газете «Новый мир».
4. Проанализировать несколько разножанровых материалов «НМ».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. История российской медицинской журналистики...………….6

Глава 2. Тема здоровья на страницах Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир»…………………........15
2.1. Жанровое изображение темы здоровья на страницах Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир»……………...15
2.1. Тема здоровья в газетах «Курган и Курганцы» и «Новый мир»: сравнительная характеристика……………………………………………….34

Заключение…………………………………………………………………....42
Библиография.........................................…………………………...………...44

Работа содержит 1 файл

Капустина-диплом-проверенный-1.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

 

Материал «Неутомимая  Бибинур» («Новый мир», № 34 за 25 февраля 2011 года):

Жанр: зарисовка с элементами репортажа. По мнению Ворошилова, в небольшой зарисовке и должны переплетаться черты информационных, художественно-публицистических жанров. Зарисовки изображают в очерковой форме какое-то одно явление, событие, могут быть сюжетными и бессюжетными, конфликтными и бесконфликтными [55; 168]. Часто встречается портретная зарисовка. «Неутомимая Бибинур» предстает перед нами энтузиастом своего дела, рисуется ее внешний и внутренний портрет; кроме того, присутствует репортажный момент: фельдшер выезжает на дом к ветерану и оказывает ему первую помощь.

Информационный  повод: сохранение фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в деревнях Сафакулевского района.

Тема материала – добросовестная, порой самоотверженная работа фельдшера Боровичанского фельдшерско-акушерского пункта Бибинур Рахматуллиной.

Проблема – старение сельского населения, наличие у стариков тяжелых заболеваний; необходимость обеспечения жителей деревень достойным медицинским обслуживанием.

Идея – такие энтузиасты, как Бибинур, везде успевают, но и ей нужна смена.

Система персонажей. Главные герои очерка – фельдшер Бибинур или просто Валя, как ее называют сельчане, – ее подопечный, ветеран, майор в отставке Геннадий Арсентьев; глава района и главный врач районной больницы с твердой позицией: ФАПы сохранить. Во взаимодействии показаны Бибинур и Геннадий Арсентьевич. Ветеран – весьма характерный персонаж, прошедший войну, с богатым жизненным опытом, подтрунивает сам над собой и своими болезнями. Ему необходимо не только лечение, но и общение.

Изобразительные средства. При описании деталей используются: эпитеты «широкая накатанная» (дорога), «прохладный» (кабинет), «полутемные» (сени), «огромная заснеженная» (равнина); метафоры, особенно при характеристике героев, – «живое подвижное лицо», «льются обаяние и оптимизм»; сравнение – «антрацитовые глаза».

Композиция. Заголовок экспрессивен – «Неутомимая Бибинур», отражает характер быстрой, ловкой, работоспособной, везде успевающей женщины. Подзаголовка нет, и это подчеркивает очерковый характер публикации. Читатель сразу переходит к лиду, в котором дается описание учетной карточки пациента: намек на аккуратное ведение учета и заботу о каждом больном. Текст небольшой, разделен на главки – «Терапия для куклы» и «Подарок судьбы». Первая часть начинается с информации, полученной в беседе за чашкой кофе с главой Сафакулевского района о том, что все фельдшерско-акушерские пункты в муниципальном образовании сохранены. Затем – репортажный момент: дорога в Боровичи, опрятное здание пункта, описание кабинета Бибинур, и – самая яркая деталь, характеризующая медика, – случай из практики, когда она спасла ребенка. Вторая главка – непосредственный выезд к пациенту, оказание ему помощи. В целом действие материала развивается динамично, читатель не успевает заскучать.

Синтаксис. Автор стремится к простым, лаконичным предложениям, чтобы передать динамику происходящего, отразить и шустрый темперамент главной героини. Много прямой речи: герои говорят, мыслят, высказывают свою точку зрения и жизненную позицию.

 

Материал «Полезный  магнетизм» («Новый мир», № 223 за 13 ноября 2010 года):

Жанр: познавательный репортаж – живой оперативный рассказ о современном томографе. Читатель последовательно и наглядно узнает о том, как проводится данное исследование. В репортаже есть и элемент корреспонденции. Корреспонденция – это жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема [27; 233]. Основные жанровые признаки корреспонденции:

– отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет  исследования;

– выявление закономерностей  развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;

– факт как основа текста, как повод для его интерпретации;

– авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых  фактов;

– явно или неявно функционирующая  цепочка: тезис–аргументация–демонстрация–вывод.

Здесь корреспонденцией является рассказ о методе томографии, его плюсах и минусах.

Информационный  повод: установка в Курганской областной клинической больнице ядерно-магнитного резонансного томографа.

Тема материала – расширение диагностических возможностей благодаря новому аппарату.

Проблема – постановка правильного диагноза, доступность процедуры.

Идея – этот вид томографии рекомендуется для диагностики сложных, чаще неврологических заболеваний и проводится по назначению врача-специалиста.

Система персонажей.  Главный врач областной клинической больницы Сергей Мысливцев, заведующий кабинетом магнитно-резонансной томографии Вадим Мягкий, больная, лаборант. Доктора дают полезную информацию, а пациентка и лаборант совершают непосредственно процедуру томографии, показывая читателю, насколько безопасно, безболезненно и эффективно это исследование.

Изобразительные средства. В связи с большой информативностью материала изобразительные средства сведены к минимуму. В основном использованы эпитеты: неподвижная (больная), лукавый (доктор), круглая белая (консоль).

Композиция. Событие воспроизводится последовательно, динамично: от беседы с главным врачом к путешествию по больнице, непосредственно к месту действия, наблюдению за работой аппарата. Заголовок отражает тему, в лиде указан информационный повод. Стоит отметить большой объем научной информации, разъясняющей принцип работы ядерного томографа. Она дана и в комментариях, и в авторской речи.

Синтаксис. Простые, осложненные однородными дополнениями, причастными оборотами, и сложноподчиненные, разъясняющие предложения.

 

Материал «Мой коллектив – мое богатство» («Новый мир», № 10 за 10 марта 2011 года):

Жанр: очерк с элементами репортажа. Очерковое выражается в изображении образной картины действительности, многочисленных художественных описаниях; портретной зарисовке главного героя – главврача больницы, жизнь которого отождествляется с буднями медицинского учреждения.  Репортажное –  в последовательном описании одного дня из жизни районной больницы. Воспроизводятся детали и подробности – больничные коридоры, осмотр пациента неврологом, пеленание младенца в роддоме, работа нового оборудования.

Тема – необычный, творческий коллектив врачей Сафакулевской центральной районной больницы (ЦРБ).

Проблема – тяжелый, но благородный труд сельского врача.

Идея – дружелюбный коллектив, обеспечение жильем, достойная зарплата помогают удержать докторов на селе.

Система персонажей. Центральный персонаж – главный врач больницы Валерий Мусин, строгий, ответственный, но очень добрый человек. Вокруг него, как лучи вокруг солнца, концентрируются талантливые, преданные своему делу доктора. Он уважает в них личность, дает свободу творчества, ограниченную, конечно, медицинским стандартом. Например, молодая перспективная врач-невролог Марина Саитова трудится в районной больнице третий год, работает с увлечением, все более совершенствуясь в неврологии. А акушер-гинеколог Альфия Мавлютова в свободное время радует коллег игрой на скрипке.

Добродушны в этой больнице даже пациенты: зная, что на них не накричат, их не обидят, больные «не раздражены, не угрюмы, а, завидя нас, широко улыбаются».

Изобразительные средства. Материал изобилует изобразительными средствами, художественная деталь здесь преобладает над фактом – слишком необычна больница, хочется сосредоточить внимание именно на ее оригинальности. Так, при описании самого здания используются красочные эпитеты: «аккуратная, вся из белого кирпича, стоит она под ярким синим небом на берегу огромного озера». В создании образа Валерия Мусина применяются эпитеты «строгий», «грозно», «густые черные» (брови), «добродушный» (нрав), метафора «блестят» (глаза). Употребляются и метонимии: «мечтала врачевать людские сердца» (о враче-неврологе). Философский смысл несет образное описание коридора, ведущего к родильному отделению: «Мы путешествуем по бесконечному полутемному коридору, похожему на катакомбы, спотыкаясь о неровности каменного пола. Тревожно и таинственно. Но вдруг забрезжил свет в конце тоннеля». Автор призывает читателя задуматься о тайне рождения, тайне жизни.

Композиция. Сквозной персонаж – главный врач, он связывает все элементы в единое целое. В экспозиции мы видим его, спешащего на работу и задумывающегося: а каким будет сегодняшний день? Дальше идут три главки. В первой, «Беспокойная пятница», в диалоге с Валерием Мусиным дается общая информация о больнице. Вторая и третья – раскрывают личности двух наиболее талантливых докторов, рассказывают о работе отделений. В финале – вновь слова Валерия Мусина: «В город меня и калачом не заманишь». Он «мечтательно улыбается, вспомнив, что впереди у него – привычная и бесконечно любимая дорога к дому».

Синтаксис. Простые предложения, осложненные однородными определениями, сказуемыми, дополнениями – рисуют картину происходящего. Использованы также бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные предложения.

 

Материал «Обидно  за нашу «неотложку» («Новый мир», № 205 за 26 октября 2011 года):

Жанр: отчет с элементами репортажа. Казалось бы, информационный повод – пикет бригад скорой медицинской помощи Кургана – дает право написать репортаж. Но написан отчет с пресс-конференции с руководителями здравоохранения, лишь с малой долей репортажа: репликами фельдшеров скорой помощи и обрисовкой ситуации.

Тема: требование медиками достойной заработной платы и нормальных условий труда.

Проблема: дефицит медицинских кадров в службе скорой помощи, отсутствие ремонта в помещениях больницы, спецодежды у медперсонала. Все это отражается на курганцах: долгое ожидание «скорой», некачественное обслуживание, невнимание и так далее.

Идея: решение проблем медиков за счет средств областного и федерального бюджетов.

Система персонажей. Две противоположные стороны – медики, недовольные зарплатой и условиями, в которых они работают, и власть – директор департамента здравоохранения, губернатор области, полпред президента в УФО Евгений Куйвашев. Связующее звено – главный врач БСМП, который признает бедственное положение «скорой», но и поддерживает начальство.

Изобразительные средства. Автор абстрагируется от ситуации и не выражает своей оценки. Поэтому в материале практически нет изобразительных средств речи, одни голые факты. Зато экспрессия выражена в репликах медиков: «Выезжаем к наркоманам, алкашам. Пациенты могут напасть с ножом, с кулаками. Профессия опасная, а деньги крошечные»; – «Городу стыдно иметь такую службу скорой помощи»; – «Работать-то некому!».

Композиция. Конфликт сторон выражен и в композиции: текст, не расчлененный на главки, будто невидимой линией поделен на две части. В первой – комментарии фельдшера и врача-реаниматолога, фактическая информация о ситуации с зарплатой, спецодеждой, ремонтом. Во второй – обещания политиков. Заголовок выражает позицию автора.

Синтаксис. В основном простые предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, однородными дополнениями, – отражают динамику события. Много прямой речи.

 

Итак, форма выступления  журналиста решает многое. В чем  нуждается газета? Какие проблемы здравоохранения актуальны сейчас? Вместе с возникновением идеи материала  возникает и форма его воплощения – репортаж, очерк, интервью, статья или иное. Отдельные проблемы лучше выразить в форме репортажа (выход на место действия), другие – в беседе с общественно значимым лицом. Собственные умозаключения журналист высказывает, опираясь на факты, в статье, письме или колонке. Зная жанровые признаки, легче составить логическую композицию материала, упорядочить детали, выделить главное. Преобладает на данный момент в газете очерк и репортаж. Связано это, скорее всего, с малым опытом автора, ведущего тему. Автор еще знакомится с процессами, происходящими сегодня в сфере здравоохранения Зауралья, и старается полно и достоверно рассказать о них читателю.

 

 

 

2.2. Тема здоровья в газетах «Курган и Курганцы» и «Новый мир»: сравнительная характеристика

 

В городской газете «Курган и Курганцы» так же, как и в «Новом мире», тема здоровья является одной из ведущих: ей посвящены примерно четверть всех материалов.

Исследовав статьи «КиК»  за последние три года, мы пришли к выводу, что на современном этапе  главная задача газеты – информировать оперативно, объективно отражая реальность. Для материалов, раскрывающих сферу здравоохранения, характерны деловой стиль, логика, краткость, лаконизм, динамичность речи. В газете два ведущих журналиста по медицинской теме – Вера Мусина и Наталья Пичурина.

Жанры представлены почти в «чистом» виде, чаще всего мы встречаем информационные – заметку, отчет с совещаний и пресс-конференций, интервью, событийный репортаж. Присутствуют корреспонденции, статьи и комментарии, научно-популярные и портретные очерки. Художественно-публицистических жанров – минимум. В «НМ», наоборот, почти каждый материал – комбинация разных жанров. Так, в очерке о докторе-хирурге мы видим и репортажный момент, и портретную зарисовку, и корреспонденцию. Чаще всего на страницах «Нового мира» можно встретить репортаж, очерк и интервью.

Экспрессию и эмоциональную  оценку авторы «КиК» выражают в заголовках, активно используя метафору: «Питерский десант в РНЦ», «Клещи вышли на охоту», «Социальная вакцина против ВИЧ», «За здоровье курганцев взялись капитально», «Оздоровление медицины», «Гриппу не разгуляться», «Ключик к здоровью» (о докторах-новоселах), «Больной вопрос» и так далее. В сочетании с крупными удачными фотографиями – в некоторых случаях почти произведениями искусства (необычные ракурсы врачей, пациентов, даже медицинских инструментов) – заголовки привлекают внимание читателей. Однако игра слов используется не всегда. Часть заголовков выглядят как лид к материалу, обозначая главную мысль или событие: «Медицина должна быть доступной и качественной», «Новая лаборатория», «Заболеваемость гриппом и ОРВИ снижается», «Особо важный объект», «Отличные условия для врачей и пациентов», «Назначен главный врач перинатального центра».

Информация о работе История российской медицинской журналистики