История российской медицинской журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: показать, как освещается тема здравоохранения на страницах региональной прессы на примере Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир» («НМ»).
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю российской медицинской журналистики.
2. Исследовать роль жанра в освещении темы здравоохранения.
3. Рассмотреть, в каких жанрах раскрывается медицинская тема в областной газете «Новый мир».
4. Проанализировать несколько разножанровых материалов «НМ».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. История российской медицинской журналистики...………….6

Глава 2. Тема здоровья на страницах Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир»…………………........15
2.1. Жанровое изображение темы здоровья на страницах Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир»……………...15
2.1. Тема здоровья в газетах «Курган и Курганцы» и «Новый мир»: сравнительная характеристика……………………………………………….34

Заключение…………………………………………………………………....42
Библиография.........................................…………………………...………...44

Работа содержит 1 файл

Капустина-диплом-проверенный-1.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Самостоятельно проанализировав  факты, читатель сделает вывод о  ситуации с медкадрами в Зауралье. Остроту сухому отчету придает фотография: кадр из жизни больницы – огромная очередь к белой двери с надписью «фельдшер».

Тема: обеспечение региона медицинскими специалистами.

Проблема: дефицит врачей в Зауралье и перспектива нехватки средних медработников.

Идея: создание в Курганском госуниверситете медицинского факультета.

Композиция. Документальное изложение происходящего, в строгой последовательности, без дополнительных эпизодов.

Синтаксис. Предложения простые, краткие, чтобы акцентировать внимание на главном, без лишних рассуждений. «Кадровый голод – одна из актуальных проблем сферы здравоохранения. Курганская область занимает последнее место по обеспеченности врачами в России». Встречаются и предложения сложные, чаще – с подчинительной связью, разъяснительные.

 

Материал «Александр Губин: «Руководитель должен быть романтиком» («Новый мир» за 1 декабря 2011 года):

Жанр: интервью-беседа. Специфика интервью заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. В целом интервью – это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица на вопросы журналиста или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. В интервью слышен и голос публициста: ход беседы искусно направляется журналистом; демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу предполагает и позицию корреспондента [55; 168].

Существуют разные формы  интервью. Это интервью-монолог, интервью-сообщение  – излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в  сокращенном виде; интервью-диалог – суждения двух различных сторон, интервью-полилог – когда количество собеседников максимальное. Иногда реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов. Так строится интервью-зарисовка: здесь журналист стремится к эмоциональности изложения, используя лирические вставки, выразительные средства журналистики, образные ресурсы языка. Он передает обстановку, характер разговора, рассказывает о жизни и делах героя. Различают также интервью-беседу, интервью-мнение (комментарий к проблеме, событию, факту), массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов) [28; 235].

Составить полный психологический портрет в публикации не удалось, получилась имиджевая маска – персона положительная, успешная, с большими планами на будущее. Главные качества героя, исходя из материала, – стремление к научным изысканиям, к новому, к обмену опытом с зарубежными специалистами. «Не бояться и меняться», – говорит он в итоге.

Тема: жизненная история директора Центра Илизарова.

Проблема: становление личности врача, ученого, руководителя.

Идея: чтобы чего-то достичь в жизни, надо найти свой путь и, не боясь, его пройти.

Персонажи. В тексте главенствует собеседник – практически нет описательных моментов, выводов и провокационных вопросов. Есть позиция директора Центра Илизарова, его жизненная история. Голос автора слышен слабо, на несколько интересных вопросов получены ответы общего характера, в стиле «все хорошо, а будет еще лучше».

Композиция. Заголовок соответствует теме «Руководитель должен быть романтиком». Это жизненная позиция Александра Губина – быть романтиком, иметь научные идеи и воплощать их, пусть даже ради этого придется уехать из Петербурга в Курган. В тексте просматривается несколько смысловых частей: профессия, личность, семья, научная деятельность, жизнь в Кургане. Причем выбрано необычное построение: начинаем с профессии, потом переходим к семье, затем – к Центру Илизарова и, наконец, к жизни в провинциальном городе.

Изобразительные средства. В основе текста – высказывания собеседника, его живая речь, отражающая особенности мышления. С этим связано и использование вводных конструкций, и построение предложений. Много простых, утвердительных предложений.

 

Материал «Верните Любовь!» («Новый мир», № 245 от 14 декабря 2010 года):

Жанр: проблемный репортаж. Репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной подачи информации с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент репортажа – отражение события в том виде, в котором оно происходило на самом деле. Репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время здесь прерывисто, условно, но всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный: основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность создает эффект присутствия репортера на месте события [55; 167].

В репортаже должны присутствовать следующие элементы:

– последовательное воспроизведение  события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

– наглядность – создание образной картины происходящего  путем предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

– предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла;

– образная аналитичность;

– эмоционально окрашенный стиль повествования;

– активная роль личности самого репортера [19; 28].

Репортаж бывает проблемным (повествование о событии перерастает  в социально значимую проблему, актуальность, важность которой – залог читательского  интереса к материалу), познавательным – живой оперативный рассказ о новом, интересном событии; событийным – рассказ о социально значимом событии. В случае приоритета фотографии над текстом можно говорить о фоторепортаже.

В репортаже «Верните Любовь!» рассматривается конфликт властей и жителей отдаленной деревни. Фельдшер занимает пограничную позицию: она недовольна тем, что ее перевели в другую деревню, что приходится обслуживать и своих «родных» клиентов (Любовь Сотова живет в Волосниково), но молча принимает перемены. Все жанровые признаки репортажа налицо: оперативная передача информации с ее анализом, отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле; время движется от начала описания события к его завершению; за счет деталей – эффект присутствия репортера на месте события; эмоционально окрашенный стиль повествования.

Тема: ликвидация фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных деревнях Зауралья.

Проблема: жители села Волосниково остались без медицинской помощи.

Идея: оставить при селе фельдшера Любовь Сотову, выделив ей необходимое помещение и аппараты.

Персонажи: фельдшер Любовь Сотова, безвозмездно обслуживающая волосниковцев, в снег и вьюгу топающая от одной деревни к другой; жители села Волосниково, оставшиеся без медпомощи, глава Памятинского сельсовета (к которому приписано Волосниково), глава Белозерского района. Показаны в конфликте: люди возмущены, а сельская и районная администрация твердят, что открывать ФАПы им «не по средствам».

Изобразительные средства. Создана образная картина происходящего путем предметного описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Показана обстановка, в которой живет бабушка с атеросклерозом сосудов головного мозга: «Маленькая, жарко натопленная кухонька, клеенчатая дверь, ведро с водой». При описании женщины используются эпитеты «беспомощно», «дрожащим, грудным (голосом)», «жалобным», «испытующе», «старчески голубые, выцветшие глаза». Эпитеты характеризуют и дорогу фельдшера от одной деревни к другой: «лысое поле», «остекленевший кустарник», «тяжелые снежные тучи». Для большей остроты, реальности происходящего в речи волосниковцев сохранены диалектизмы: «вовсе что и есть», «потащилась», «дуем к ей на квартиру» и другие [2; 2].

Композиция. Лид сразу вводит в тему и обозначает конфликт: «Жители зауральской глубинки остались без медицинской помощи». Событие воспроизводится последовательно: корреспонденты получили письмо, выехали, побеседовали с жителями, по дороге в соседнюю деревню, в клубах метели встретили фельдшера, затем пообщались с главой Белозерского района. Динамизм повествования связан с протяженностью действия во времени и пространстве.

 

Материал «Прозреть дома» («Новый мир», № 245 от 14 декабря 2010 года):

Жанр: заметка. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст. Такой зачин называется лидом. Лид – фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Существуют разные виды лидов:

– лид «одного элемента»: используется, если в новости или  заметке есть сильный элемент, который  следует выделить (имя, итог, время  происшествия),

– лид-обобщение: выделяет сразу несколько важных элементов,

– лид-«вешалка» – автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы,

– лид-идентификация: начинается с  ответа на вопрос «кто?», если центр  новости – участие известной  личности в событии,

– лид-рассказ: необычность происшествия может быть показана через краткую  хронологию событий,

– лид-цитата,

– лид-вопрос,

– лид-«каприз»: творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию [27; 225].

Некоторые исследователи определяют как краткие формы заметки новость и хронику. Хроника – факты без подробностей. Небольшие, порой из одной-двух фраз, сообщения, не имеющие заголовка [19; 23]. Часто публикуются подборками.

Заметка «Прозреть дома» соответствует  жанровым признакам: оперативна, фактически точна, понятна, очищена от деталей, кратка. Все факты объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности (заседание), точно обозначено место действия.

Тема: заседание научно-практического общества офтальмологов.

Проблема: лечение патологий глаза в Зауралье.

Персонажи: главный специалист-офтальмолог области Мария Пономарева.

Изобразительные средства: сухое изложение фактов, предложения простые, осложненные вводными конструкциями, однородными дополнениями. Приведена цитата Марии Пономаревой.

Композиция. В лиде изложена суть факта «состоялась конференция», далее информационное поле материала расширяется: присутствовали специалисты районных больниц, городов Кургана и Шадринска, было рассказано о проведении уже шести сложных операций на глазах у младенцев (с ретинопатией недоношенных). В цитате речь идет о том, что хирургия катаракт теперь – не высокотехнологичная медицинская помощь, а специализированная – значит, бесплатная.

 

Материал «Разделайся  с гриппом вовремя» («Новый мир», № 200 за 12 октября 2010 года):

Жанр: событийный репортаж – рассказ о социально значимом событии. Информационным поводом является начало прививочной кампании в Зауралье.

Тема материала – вакцинация против гриппа в Управлении Роспотребнадзора по Курганской области.

Проблема – риск возникновения эпидемической ситуации по гриппу и ОРВИ в регионе.

Идея – профилактика острых вирусных инфекций путем вакцинации населения.

Система персонажей. Персонажи, стандартные для репортажа: медсестра, пациенты, специалисты ведомства. Все они несут информацию: пациенты – о безболезненности и действенности прививки, специалисты озвучивают статистику (кого будут прививать, сколько человек планируется охватить вакцинацией, сколько уже привито), дают характеристику приобретаемому иммунитету.

Изобразительные средства. Изобразительных средств немного, и применяются они в начале репортажа при описании обстановки: эпитеты «бодрое» (настроение), «длинная острая» (игла), «прозрачная» (жидкость); метафоры «приподнятое настроение», «вонзается» (игла в кожу); метонимия «стекляшки» (про колбы и медицинские ампулы).

Композиция. Материал начинается с репортажного момента: «С раннего утра в коридорах ведомства теснятся сотрудники. Обстановка бодрая, настроение приподнятое. В воздухе витают лекарственные пары». Событие – вакцинация – воспроизводится последовательно, динамично. Дается наглядная деталь: очередному пациенту медсестра вонзает в предплечье острую иглу. Описывая запахи, ощущения, реплики героев, автор стремится создать эффект присутствия на месте действия. Хроники вакцинации перемежаются полезной информацией об эпидемической ситуации в Зауралье, сроках и условиях прививочной кампании, составе вакцины «Гриппол».

Синтаксис. Предложения простые, часто осложненные однородными сказуемыми: характерный признак репортажа. Встречаются бессоюзные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

Информация о работе История российской медицинской журналистики