Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 05:10, реферат
Всё больше и больше появляется интервью на страницах наших газет и журналов, всё чаще люди различных профессий обращаются к этому жанру. Почему?
На этот вопрос существует множество ответов. Интервью - это динамичный, подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на происходящие события.
Введение _____________________________________________ 3 стр.
ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ_______________________________ 4 стр.
Как плетется «тенета вопросов»_________________________ 4 стр.
Применение записывающих устройств___________________ 5 стр.
НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ____________________________________ 7 стр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ______________________________________ 7 стр.
Подсказывая и перебивая_______________________________ 7 стр.
Перебивка_______________________________________ 8 стр.
Вопросы — «подсказки»___________________________ 8 стр.
Сложные ситуации____________________________________ 9 стр.
Личный вопрос___________________________________ 9 стр.
Запретные темы__________________________________10 стр.
Трудные собеседники_________________________________ 11 стр.
Отказ от ответа__________________________________ 11 стр.
Отрицательный персонаж_________________________ 11 стр.
ЗАВЕРШЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ________________________________ 12 стр.
ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ_______________________________ 14 стр.
Заключение__________________________________________ 18 стр.
Список использованной литературы____________________ 19 стр.
Содержание
Введение ______________________________
ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ___________
Как плетется «тенета
вопросов»_____________________
Применение записывающих
устройств___________________ 5 стр.
НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ_______________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ________________
Подсказывая и перебивая___________________
Перебивка_____________________
Вопросы — «подсказки»_________________
Сложные ситуации______________________
Личный вопрос_________________
Запретные темы__________________________
Трудные собеседники___________________
Отказ от ответа________________________
Отрицательный персонаж______________________
ЗАВЕРШЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ___________
ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ____________________
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________ 19 стр.
Введение
Всё больше и больше
появляется интервью на страницах наших
газет и журналов, всё чаще люди
различных профессий обращаются
к этому жанру. Почему?
На этот вопрос существует
множество ответов. Интервью - это
динамичный, подвижный жанр, позволяющий
быстро отреагировать на происходящие
события.
Как справедливо
утверждает известный американский
имиджмейкер Лиллиан Браун, бизнесмен
и пресса нужны друг другу. Деловому
человеку средства массовой информации
необходимы, если надо быстро распространить
точные сведения, рекламу, привлечь внимание
к фирме, оказать влияние на партнеров
или коллег, пояснить свою точку
зрения. Кроме того, интервью играет
важную роль в политической и культурной
сфере.
Для того, чтобы сделать
талантливое, захватывающее интервью
необходимо не только получить информацию
о его основных жанровых особенностях,
но и понять насколько они многогранны;
прочувствовать все тонкости подготовки
к интервью, связанные с особенностями
журналистской профессии.
В плане журналистской
этики этот жанр весьма опасен, «профессионализм»
ведущего зачастую чреват очень неприятными
последствиями для
Выбор темы был произведен
мной не случайно. Она заинтересовала
меня уже пол года назад. Дело в
том, что наш класс решил снять
фильм, посвященный нашей школьной
жизни. Одна из частей фильма значилась
в сценарии под названием –
«Интервью». Роль «журналиста» досталась
именно мне, поэтому, чтобы «не ударить
в грязь лицом», я ознакомилась
с материалом по данному вопросу.
В данной работе я попыталась систематизировать
полученную мной информацию.
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ
Интервьюирование, как
и другие методы опроса, представляет
собой своего рода технологию, включающую
в себя следующие этапы:
– подготовка интервью;
– начало;
– основная часть;
– завершение;
– обработка результатов.
ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ
Как плетется «тенета
вопросов»
Успех или неуспех
работы связаны с качеством подготовки
интервьюера, с изучением темы, продуманностью
плана действий, изобретательностью
при составлении вопросов.
Важно особо продумать
вопросы, заведомо неудобные будущему
собеседнику по каким-то причинам, подыскать
для них наиболее корректную форму.
(Это — один из действенных способов
«помощи себе»). То есть, совершенно
очевидна необходимость не только тематической,
но и психологической подготовки
для создания определенной атмосферы
разговора.
Готовя вопросы, репортер
должен думать об их соответствии предназначению
интервью. Хотя основные требования к
проведению профессиональной беседы едины,
различаются разные типы конечного
литературного материала. Для новостных
публикаций нужны лишь фрагменты
высказываний, поддерживающие, либо опровергающие
основную новость. Поэтому нет смысла
готовить вопросы, нацеливающие на обстоятельные
рассуждения или самовыражение
собеседника. Для «картинок» важны
вопросы, раскрывающие впечатления
очевидца, выявляющие его эмоции, воспоминания,
уточняющие моменты поворота событий,
внезапные происшествия.
Для других интервью
будут важны вопросы, вскрывающие
ситуацию, помогающие разоблачению собеседника,
заостряющие внимание на противоречиях.
И предстоит готовиться к тому,
что сам процесс интервью будет
протекать сложнее, придется преодолевать
увертки, недомолвки, бороться с прямым
искажением фактов.
Итак, все начинается
со смысловой коррекции
пойму их смысл;
пойму их соответствие-несоответствие
проблеме;
пойму, отвечают ли мне
с охотой или «сквозь зубы», или
вообще уклоняются от ответа.
В ощущение готовности
к будущей беседе вплетается уверенность
в правильности предполагаемого
тона и манеры общения (конечно, если
речь идет о подлинном профессионализме,
а не о пресловутой легкости интервьюера
— «потрошителя»).
Применение записывающих
устройств
если есть уверенность
в психологической устойчивости
собеседника;
если создается
проблемное, сложное интервью;
если беседа длится
очень долго.
Однако в большинстве
случаев желательно записывать и
самому. При пользовании блокнотом
возникает более доверительная,
менее пугающая атмосфера беседы.
Фиксируются не столько
ответы, сколько интонация, психологические
подробности беседы, отдельные, наиболее
эмоционально насыщенные фразы и
реплики, помогающие воссоздать атмосферу
происшествия. Аккуратная запись позволяет
«слышать» общение.
Двойная запись (и
механическая, и рукописная) важна
для процесса руководства беседой.
Люди, особенно в доверительной беседе,
тщательно обдумывают свои слова, взвешивают
их, и там, где на магнитофонной
ленте «записано молчание», репортер
в блокноте помечает наблюдения за
состоянием собеседника.
Рекомендуется делать
записей больше, чем понадобится
для материала, обращая особое внимание
на ключевые моменты беседы, а в
разоблачительных интервью — на несообразности
и противоречия в ответах собеседника.
Дополнительные вопросы,
внезапно возникающие во время беседы,
необходимо тотчас же заносить в блокнот
(как можно незаметнее) выжидая
момента, когда их можно будет
задать.
Особенно важно
фиксировать новые идеи, которые
возникли вдруг, импровизационно. Помечать
какими-нибудь знаками ключевую фразу,
мысль, цитату, искать наиболее верную
структуру будущего материала уже
во время интервьюирования.
Ошибочно демонстративное
пользование блокнотом. Поскольку
существует особая забота репортера
о поддержке контакта с собеседником,
«диалога взглядов», предпочтительнее
всего «блокнот на коленях», то есть,
попутная, не отвлекающая собеседника
(и не привлекающая его внимания)
манера записи. Записывать, «брать на карандаш»
надо только подходящую, уместную по отношению
к теме беседы информацию.
Репортер иногда
испытывает затруднение, или усложняет
себе дело, когда тратит много времени
на неистовое записывание
Многое можно сделать,
помимо изучения стенографии или
в дополнение к ней. Желательно освоить
систему выделений и
Рекомендуется, помимо
изобретения собственной
Профессиональная
работа с блокнотом — хороший
путь для сохранения спокойной, дружелюбной
обстановки беседы, не нервирующей, не
пугающей собеседника.
Что, прежде всего, попадает
в блокнот:
главное из сказанного
собеседником (демонстрация позиции, демонстрация
принципиального несогласия);
особенности интонации
собеседника (быть может, акцент...);
фрагменты важных обстоятельств
беседы (например, отказа отвечать), реакций
собеседника (моменты гнева, сомнения,
колебаний, радости и пр.);
вдруг возникшие
у журналиста импровизационные идеи;
подмеченные оплошности
(неточно прозвучавшие или нетактичные
вопросы, к которым надо вернуться
вновь, наброски вариантов);
пометки для себя,
облегчающие дальнейшее дирижирование
беседой (например, напоминание, что
надо повторить какой-то вопрос, добиться
более четкого ответа или повторить
вслух удачное высказывание собеседника).
Немаловажно умение
«фильтровать» ответы, пропускать все
несущественное для темы разговора,
для выявления позиции или
особенностей характера «источника».
Итак, и блокнот, и
диктофон лучше держать подальше
от глаз собеседника. Лучшая позиция
— блокнот на коленях, диктофон в
сумке. Это облегчит возможности
личного контакта, который, безусловно,
важнее скрупулезной записи слово в
слово.
НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ
Под начальной стадией
интервью понимается достижение предварительной
договоренности с респондентом, если
таковое имеет место, и первые
минуты непосредственного общения
с ним, включая вводную или
вступительную часть беседы и
первые вопросы.
Начало интервью
выделяется в особый этап в связи
с тем, что оно выполняет
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть
интервью начинается с того момента,
когда респондент дал свое согласие
на интервью, иначе говоря – с
момента установления контакта. В
основной части все функции разговора
с респондентом интервьюер подчиняет
одной – информативной. В итоге
интервью он должен получить полную и
глубокую информацию по проблеме исследования.
Все поведение интервьюера
Внешне процесс
интервьюирования похож на непринужденную
беседу двух людей, увлеченных разговором.
Такое сравнение отчасти верно,
поскольку неподдельный интерес
к разговору и “индуцирование”
у респондента ответного