Информационные войны в современную эпоху

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе объектом исследования являются информационные войны современности, а также подробно рассматриваются и анализируются информационно-психологические методы ведения информационной войны с последующим анализом конкретного примера информационных войн в современную эпоху как на международном, так и на локальном уровне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны
§1. Сущность и особенности информационной войны ……………………7
§2. Методы и приемы информационно-психологической войны ………10
§3. Информационное противоборство в современную эпоху ………........15
Глава 2. Война в Осетии. Кто выиграл информационное сражение?
§1. Информационная война между США, Европой, Россией и Грузией………………………………………………………………………..22
§2. Итоги информационной войны…………………………………………29
§3. Последствия информационной войны…………………………………33
§4. Открытое информационное противостояние между Бурятскими и Забайкальскими СМИ и пресс-службой ОАО «ТГК-14»…………………..37
Заключение…………………………………………………………………..40
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

СМИ.docx

— 83.50 Кб (Скачать)

Авторы  особенно отметили тот факт, что  основные положения национальной военной  стратегии США не адекватны тем  угрозам, которые возникают в  ходе стратегического ИП. В связи  с этим они высказали необходимость  выполнения следующих рекомендаций: располагать центр координации  работ по противодействию угрозам  в информационной сфере в непосредственной близости от президента, поскольку  только в этом случае можно обеспечить требуемый уровень координации  деятельности всех министерств и  ведомств; давать оценку уязвимости ключевых элементов национальной информационной инфраструктуры; обеспечивать главенствующую роль государства в координации работ по противодействию угрозам в информационной сфере; вносить коррективы в национальную стратегию безопасности и национальную военную стратегию в соответствии с особенностями ведения стратегического ИП. В заключительной части отчета MR-661-OSD анализируется предполагаемый ход информационного противоборства на примере возможного конфликта США и Ирана в зоне Персидского залива с использованием методики прогноза развития ситуаций, разработанной ранее в корпорации "Рэнд" и известной как "The Day After... - На следующий день..."

   Суть  понимания процессов ведения  стратегического ИП отражена в отчетах  корпорации, выполненных в 1998 году: MR-963-OSD (The Day After... in the American Strategic Infrastructure) и MR-964-OSD (Strategic Information Warfare Rising). В них на основе выполненных ранее исследований о роли и месте информационного противоборства, а также анализа современного состояния в этой области предпринята попытка прогноза (с использованием уже известной методики "The Day After... ") динамики формирования ситуации в мире. Рассматривается ряд возможных путей развития, в том числе завоевание Соединенными Штатами господства в области ИП, создание элитарного клуба государств обладателей средств информационного противоборства и ряд других. Был также обоснован набор мероприятий, необходимых к осуществлению в ближайшее время с тем, чтобы достичь желаемого результата в этой сфере в будущем.

   Ключевым  понятием, введенным в отчете MR-964-OSD, является классификация стратегического  противоборства на первое и второе поколение. При этом стратегическое ИП первого поколения рассматривается наряду с традиционными средствами противоборства (ядерными, химическими, биологическими и другими). Подчеркивается, что оно больше ориентировано на дезорганизацию деятельности систем управления и проводится скорее как обеспечение действий традиционных сил и средств. Авторы отмечают, что такое восприятие информационного противоборства свойственно начальному этапу осмысления проблемы. В отчете стратегическое ИП первого поколения определено как "... один из нескольких компонентов будущего стратегического противоборства, применяемый совместно с другими инструментами достижения цели". Таким образом, понятие "стратегическое информационное противоборство первого поколения" фактически вобрало в себя основные методы информационной войны, которые США реализуют в настоящее время на государственном и военном уровнях и от которых не намерены отказываться в обозримом будущем.

   Дальнейшее  изучение проблемы привело к введению понятия "стратегического информационного  противоборства второго поколения" (2nd Generation Strategic Information Warfare). В отчете это понятие определено как "принципиально новый тип стратегического противоборства, вызванный к жизни информационной революцией, вводящий в круг возможных сфер противоборства информационное пространство и ряд других областей (прежде всего экономику) и продолжающийся долгое время: недели, месяцы и годы". Отмечается, что развитие и совершенствование подходов к ведению стратегического ИП второго поколения в перспективе может привести к полному отказу от использования военной силы, поскольку скоординированные информационные акции могут позволить обойтись без этой крайней меры. Авторы подчеркивают, что если последствия стратегического ИП первого поколения еще могут быть прогнозируемы с использованием существующих методик, то второе поколение противоборства на текущий момент весьма трудно формализуемо, и существующие методики прогноза могут быть применены к анализу последствий весьма условно.

   В качестве приложения к отчету приведены  два сценария возможных событий, полученных с использованием все  той же методики "The Day After... ". Первый основан на результатах оценки стратегического ИП первого поколения в конфликте между Китаем и Тайванем в период до 2010 года. Второй рассматривает ведение стратегического ИП России и США в период до 2010 года. Этот сценарий основан на том, что Россия разворачивает сложную операцию по манипулированию экономической ситуацией на рынке энергоносителей (нефть и газ), рассчитанную на несколько лет и направленную на достижение превосходства над США путем навязывания своей экономической политики на рынке энергоносителей. В операции, помимо средств специального программно-математического воздействия на информационные системы кредитно-финансовой сферы Запада, манипулирования информацией в средствах массовой информации, задействованы также дипломатические меры влияния на других поставщиков энергоносителей, а также манипуляции с валютными системами государств (евро и доллар). Совершенно очевидно, что при всей своей новизне понятие "информационного противоборства второго поколения" формально обозначило цели ведения ИВ на государственном уровне, которые ставили перед собой спецслужбы США еще во времена "холодной войны".

Тем не менее, в условиях определенной трансформации  взглядов на проблему ведения ИП, изменяются и задачи, которые нужно решать для достижения поставленной цели. Так, для информационного противоборства первого поколения это:

-огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;

-ведение радиоэлектронной борьбы;

-получение разведывательной информации путем перехвата и расшифровки информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям;

-осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующим их искажением или хищением;

-формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации для воздействия на оценки, намерения лиц, принимающих решения;

-получение интересующей информации путем перехвата открытых источников информации.

Информационное  противоборство второго  поколения предусматривает  несколько другой подход:

-создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;

-манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;

-дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;

-снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;

-дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;

-провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;

-инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;

-затруднение принятия органами управления важных решений;

-подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;

-нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах. [11, стр. 136]

   В целом следует отметить, что с  конца 90-х годов основной тенденцией в развитии понимания роли и места  информационного противоборства среди  специалистов корпорации "Рэнд" является осознание факта, что стратегическое ИП является самостоятельным принципиально  новым видом стратегического  противоборства, способным разрешать конфликты без применения вооруженной силы.

   Примечательно, что директивой президента PDD-68 от 30 января 1999 года Белый дом создал новую структуру под названием  International Public Information Group (IPI). В задачи этой организации входит профессиональное использование разведывательной информации в целях оказания влияния "на эмоции, мотивы, поведение иностранных правительств, организаций и отдельных граждан". Существенную роль в создании агентства сыграло разведсообщество, и, прежде всего, ЦРУ. Таким образом, американские специалисты считают вполне возможным достижение в обозримом будущем подавляющего преимущества в информационной борьбе, что, по их мнению, позволит успешно разрешать конфликтные ситуации в свою пользу без вооруженного вмешательства. [3, стр. 206] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Война в Осетии. Кто выиграл информационное сражение? 

§1. Анализ информационной войны между США, Европой, Россией  и Грузией 

   Пока  российские миротворцы вместе с югоосетинскими ополченцами боролись против грузин за контроль над Цхинвали, в СМИ  началась своя война - информационная. Опрошенные "Газетой.ru" журналисты и эксперты сходятся во мнении, что получить достоверную информацию из зоны конфликта было сложно почти всем, включая экстрапрофессионалов, и приходилось довольствоваться чужими комментариями и оценками.

   Тема  конфликта в Южной Осетии стала  новостью номер один на фоне летнего  затишья в информационном поле. Интерес  к Олимпиаде, начавшейся в Пекине уже после обстрела Цхинвали и  вступления в конфликт российских миротворцев, сильно ослаб.

   Впрочем, если российские телеканалы перешли  почти на военный режим сразу  же с начала обстрела Цхинвали в  ночь на 8 августа, мировые СМИ обратили пристальное внимание на этот сюжет  только после того, как в конфликт вмешались российские миротворцы, а  на Грузию упали первые бомбы. В пятницу, 8 августа, когда в столице Южной  Осетии шли бои, все федеральные  телеканалы России каждые два-три часа выходили в эфир со специальными выпусками  новостей. 

США

   Однобокое освещение событий во время конфликта  многими международными СМИ происходило  с антироссийских позиций. 24 сентября князь Никита Лобанов-Ростовский, первый заместитель председателя Международного совета российских соотечественников, заявил: «Меня очень беспокоит, как на Западе освещались события на Кавказе… Всё освещение военных событий было направлено на дискредитацию России».

   В Америке телеканалы начали рассказывать о событиях в Южной Осетии как  о вторжении России на территорию Грузии. Поначалу телеканал CNN сопровождал  свои выпуски новостей заголовком "Россия вторглась в Южную Осетию". Затем название непризнанной республики было изменено на Грузию. Именно в прямом эфире CNN транслировались заявления  и пресс-конференции грузинского  президента Михаила Саакашвили, который  о ситуации в стране сразу же говорил  на английском. Соответственно, и информация о пострадавших приводилась только с грузинской стороны, в том числе  и бессчетном количестве сбитых российских самолетов.

То, что  показывал CNN, активно обсуждалось  российскими блогерами. Некоторые из них заметили, что в каких-то сюжетах кадры разгромленного Цхинвали выдаются американцами за картинку из Гори.

Правда, именно CNN оказал Саакашвили медвежью услугу, показав вживую, как грузинский президент прячется от авианалета в Гори. Президента прикрыли охранники, но, что именно в безоблачном небе вызвало такую панику у Саакашвили, понятно не было.

Фотографией одного разгромленного здания в грузинском городке Гори два дня подряд свои тексты о Гори и Цхинвали иллюстрировала The New York Times.

   Американская  The Wall Street Journal опубликовала статью грузинского президента, в которой он винил в развязывании военных действий Россию и объяснял, что Москва угрожает не только Грузии, но и европейским демократическим ценностям в целом. Впрочем, сама газета, изначально очень взвешенно описывающая события в Южной Осетии, приводила мнения различных американских дипломатов и чиновников о том, что Саакашвили погорячился, начав или продолжив военные действия. 
 

Европа 

   Континентальные европейские СМИ изначально более  взвешенно подошли к конфликту, хотя сочувствие вызывала больше Грузия. Хотя бы потому, что в последние дни многие газеты писали о том, что Саакашвили допустил трагическую ошибку, втянувшись в конфликт. "Его никто не поддержит - ссориться с Россией никто не хочет", - писали европейские журналисты.

Британская  телекомпания "Би-би-си" предоставляла  зрителям точки зрения обеих сторон, правда, на первое место выводились бомбежки в Гори, а не в Цхинвали. Еще одна британская телекомпания - Sky News - сняла кадры работающих "Градов" близ Цхинвали, и именно эта картинка долго была единственной.

Информация о работе Информационные войны в современную эпоху