Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:47, курсовая работа
В данной курсовой работе объектом исследования являются информационные войны современности, а также подробно рассматриваются и анализируются информационно-психологические методы ведения информационной войны с последующим анализом конкретного примера информационных войн в современную эпоху как на международном, так и на локальном уровне.
Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны
§1. Сущность и особенности информационной войны ……………………7
§2. Методы и приемы информационно-психологической войны ………10
§3. Информационное противоборство в современную эпоху ………........15
Глава 2. Война в Осетии. Кто выиграл информационное сражение?
§1. Информационная война между США, Европой, Россией и Грузией………………………………………………………………………..22
§2. Итоги информационной войны…………………………………………29
§3. Последствия информационной войны…………………………………33
§4. Открытое информационное противостояние между Бурятскими и Забайкальскими СМИ и пресс-службой ОАО «ТГК-14»…………………..37
Заключение…………………………………………………………………..40
Список литературы……
Электронное поле боя представлено постоянно растущим арсеналом электронных вооружений, преимущественно засекреченных. Они предназначены для боевых действий в области командования и управления войсками, или "штабной войны".
Атаки
инфраструктуры наносят удары по
жизненно важным элементам, а именно:
по телекоммуникациям или
Промышленный
шпионаж и другие виды разведки осуществляются
корпорациями или государствами
в отношении других корпораций или
государств; например, сбор информации
разведывательного характера о
конкурентах, хищение патентованной
информации и даже акты саботажа в
форме искажения или
Конфиденциальность
становится все более уязвимой по
мере появления возможности доступа
к постоянно растущим объемам
информации в увеличивающемся числе
абонентских пунктов. Важные персоны,
таким образом, могут стать объектом
шантажа или злобной клеветы,
и никто не гарантирован от подложного
использования личных идентификационных
номеров. [4, стр.61]
§2.
Методы и приемы информационно-психологической
войны
Информационно-
Роль вируса играет управляемая извне "пятая колонна" внутри страны. Она должна внедриться в управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в ДНК, быть неотличимой от окружения.
Вирусное
заболевание имеет скрытый
Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, интересы людей, проводить научный анализ. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер писал: "Чтобы победить врага, мы должны знать его. В этом заключается один из принципов правильной стратегии". Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.
Наряду
с рациональными способами
Один из эффективных методов - метод большой лжи - успешно был применен и обоснован Гитлером. Суть этого метода в том, что люди в большую ложь охотно верят, чем в маленькую, поскольку им в голову не придет, что их обманывают настолько бессовестно. В случае неудачи следует незамедлительно искать врагов. Понимание масс незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика. [4, стр.122] Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит.
В основе другого метода, использованного гитлеровской пропагандой, лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать данные, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений. Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, общество пожелает запомнить.
Достаточно эффективными оказываются периодические, сменяющие друг друга (хотя бы и пустые) кампании, занимающие внимание людей. Безрезультатность старых забывалась, и все начиналось сначала. Последовательность кампаний не оставляла времени для размышлений и оценок. [4, стр.124]
Третий метод, использованный Гитлером, основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, регулирующее поступки отдельных лиц, "стадное" чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества "образа жизни", выделение "интеллектуалов" над "серой массой".
Действия гитлеровской пропаганды относились к нестационарным условиям, быстро меняющимся событиям. Именно тогда эффективны ложь, и быстро сменяющие друг друга кампании.
Во всех случаях воздействия на сознание людей незримо присутствует фактор повторяемости. Система большой (и малой) лжи дает эффект только на определенное ограниченное время. В подсознании человека заложено сомнение, необходимость проверки, подкрепления информации. Поэтому при информационном воздействии в статических условиях посылка заведомо ложной информации невыгодна.
Эффективен
метод, когда отождествляются
Для любого информационного воздействия необходимо присутствие правды и ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и необходимые порции ложных данных. Но наиболее эффективный метод заключается в расчленении явления, выделении истинных, но единичных фактов и отождествления их с самим явлением, т.е. создание на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные образования такого рода носят название политических мифов.
Внедрение в сознание политических мифов позволяет заменить целостное мировоззрение фрагментарным, искажающим действительную картину. [6, стр. 138]
Эффективное управление людьми, манипулирование ими с помощью информационного воздействия становится возможным лишь при наличии обратной связи. Вся система информационного воздействия может работать вхолостую, если не принимать в расчет динамику сдвигов в сознании населения, а также возможностей неожиданности, непредсказуемости.
В развитых
странах происходит непрерывный
зондаж общественного мнения. Существует
целая система опросов, велика активность
общения депутатов различных
уровней с избирателями, большое
внимание уделяется выяснению
Отмечено,
что параллельно каналам
Прием с перехватом инициативы - еще один метод информационной агрессии. “Опередил с новостью - обеспечил инициативу на своей стороне”. Цель этого метода - внушить населению своей страны (т.е. аудитории национальных телевизионных каналов) или всему миру (аудиториям каналов - подписчиков мировых информационных агентств) версию, выгодную для себя или невыгодную для противника. [10, стр. 75]
Помимо вышеописанных прямых (или информационных) методов воздействия на сознание, существуют и косвенные, связанные с воздействиями на условия функционирования мозга. Так химическое регулирование мозга может быть нарушено с помощью наркотиков и алкоголя. На сознание людей также могут существенно влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфракрасных частот. Обращая их на людей, сосредоточенных на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение. Действие таких полей может носить и глобальный характер за счет инициирующей их солнечной активности. С учетом этого можно программировать и концентрацию действий информационно-психологической войны.
Сегодня
осуществляется информационно-культурная
и информационно-идеологическая экспансия
наиболее развитых государств, что
ведет к трансформации
§3.
Информационное противоборство
в современную эпоху
В настоящее время, по мнению американских специалистов, информационное противоборство (ИП) представляет собой не просто вид обеспечения операций вооруженных сил путем нарушения процессов контроля и управления войсками, радиоэлектронного подавления, морально-психологического воздействия и т.д., но выходит далеко за пределы перечисленных проблем. Об этом говорят основные результаты исследований, проведенных специалистами американской корпорации "Рэнд" в конце 90-х годов.
В
январе 1995 года этой влиятельной компании
было поручено в рамках мероприятий,
осуществляемых министерством обороны
США, выполнить ряд
В этом документе впервые, вследствие осознания возможностей информационного оружия, появился термин Strategic Information Warfare - "стратегическое информационное противоборство". Такое противоборство, согласно заявлениям авторов отчета, представляет собой "использование государствами глобального информационного пространства и инфраструктуры для проведения стратегических военных операций и уменьшения воздействия на собственный информационный ресурс". [15,стр.92] Появление подобной терминологии существенным образом отличается от официальной трактовки информационного противоборства, закрепленной в директиве министерства обороны США DOD S 3600.1 (декабрь 1992 года), которая рассматривала ИП в достаточно узком смысле, в виде подобия радиоэлектронной борьбы.
В отчете говорится о том, что изменения в общественно-политической жизни ряда государств, вызванные быстрыми темпами информатизации и компьютеризации общества, ведут к пересмотру геополитических взглядов руководства, к возникновению новых стратегических интересов (в том числе и в информационной сфере), следствием чего является изменение политики, проводимой этими странами. Авторы подчеркивают, что, учитывая определение войны, данное Клаузевицем ("война есть продолжение политики другими средствами"), глобальные противоречия требуют новых средств и методов их разрешения - стратегического информационного противоборства.
Проведенные исследования позволили выделить следующие ключевые особенности такого вида противоборства: сравнительно низкая стоимость создания средств ИП; крушение статуса традиционных государственных границ при подготовке и проведении информационных операций; усиление роли управления восприятием ситуации путем манипулирования информацией по ее описанию; изменение приоритетов в деятельности стратегической разведки, которые смещаются в область завоевания и удержания информационного превосходства; усложнение проблем обнаружения начала информационной операции; сложность создания коалиции против агрессора, развязавшего информационную войну (ИВ); наличие потенциальной угрозы территории США.
Информация о работе Информационные войны в современную эпоху