Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:18, реферат
К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими
племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной
парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который
накопила Античность, и создала новую цивилизацию – христианскую. Это новые
традиции, идеалы, нормы, оценки, ценности – новая парадигма. Она родилась
усилиями культурной части населения кельтов и германцев и вобрала в себя остатки
разрушенной античной культуры. Это определило характер новой цивилизации.
1. История информационных процессов в Средневековой Европе.
2. Книгопечатанье. Библия как основной литературный источник.
3. Газеты и журналы Средневековья.
а Достигнутая в античности «гласность» в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость,оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах – тоже.
В целом можно сказать ,что развитие публицистики и информационных процессов Средневековья отличалось от Античности замедленным развитием. Средневековая культура уделяла большое внимание религии, а это в свою очередь отобразилась на темах публицистических произведений. языковой барьер в
распространении информации – важнейшая особенность средневековой информационной среды
2. В 13 в. произошел прорыв в письменность
живого слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету
проповедей как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали
использовать народный язык в проповеди. В них вводили сценки из народной жизни,
анекдоты – Exempla (пример). Это стало особым литературным жанром. Все это
привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио – занимательные,
-6-
веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения
народа. Появление смеховой культуры города и сатирических форм коммуникационных
процессов не случайны. Насмешка – оружие против любого фанатизма, в том числе
и религиозного, способ психологического противостояния бесчинствам инквизиции.
Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей,
ремеслами
был заинтересован в
первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции).
Английская
публицистика XV в. выдвинула такую
яркую фигуру, как Джон Фортескью,
политические памфлеты которого оказались
в самом центре династической борьбы за
корону. Писал Фортескью, как и большинство
британских литераторов его времени, на
латыни и на английском. Многие его памфлеты
построены на противопоставлении идеи
абсолютной и ограниченной королевской
власти, причем английскому варианту ограниченной
монархии отдавалось предпочтение по
сравнению с абсолютистским правлением
во Франции. Помимо памфлетов, депеш
и различных образцов эпистолографии,
циркулировавших в политической и интеллектуальной
среде того времени, появился такой политический
жанр, как "реляции", т. е. сообщения
о каких-либо военных или дипломатических
событиях, носящий преимущественно документальный
характер. Расцвет этого жанра в Италии
пришелся на рубеж XV-XVI вв. "Во времена
милано-венецианской войны (1451-1452) между
Франческо Сфорца и Якопо.
Но все это можно отнести
лишь к пражурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распрост-
ранения «изданий», которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго.
Отсутствует печатная техника, быстро тиражирующая газеты и журналы. Журналистика
появилась
значительно позднее, когда для
этого созрели социально-
технические
условия. Но с появление печатного станка
публицистики стала развиваться гораздо
быстрее. Это ускорение темпа развития
нашло свое отажение в книгопечатанье.
Изобретение
книгопечатания, т. е. печатания с
набора, состоящего из отдельных литер,
принадлежит немецкому
-7-
В 1450 г в Майнце Гутенберг, заняв немалую сумму денег у Иоганна Фуста, начал работу над выпуском знаменитой 42-строчной Библии [47]. Эта работа заняла у типографа несколько лет и стала шедевром книгопечатания. Она же принесла ему немало разочарований, связанных с судебной тяжбой по поводу выплаты долга. В судебном процессе "Фуст против Гутенберга" Петер Шеффер, ученик Гутенберга, стал на сторону Фуста. Гутенбергу пришлось расстаться со своей типографией и покинуть Майнц. Перешедшая в руки Фуста типография стала (после его смерти) собственностью Шеффера и прославилась качеством своей продукции. Говоря об этих книгах, Брокгауз отмечал, что "если сравнить современное издание с древнепечатным, то придется сказать, что книгопечатание в 450 лет существования не сделало больших успехов <...> так отчетлив и красив шрифт в этих первых опытах книгопечатания" [48].
В Италии первый печатный станок был установлен в бенедектинском монастыре в предместье Рима усилиями немецких печатников Конрада Свейнгейма и Арнольда Паннарца в 1465 г. Вскоре книгопечатание появилось в Риме, затем — в Венеции, Милане, Неаполе, Флоренции. Итальянское книгопечатание быстро обрело собственное лицо. В противовес готическому шрифту был разработан "венецианский" шрифт, или "антиква". Венеция стала столицей итальянского книгопечатания В XVI в. "в ней насчитывалось до 113 печатен и обитало более половины всех итальянских издателей и книготорговцев. Вокруг типографий и книжных лавок группировались ученые-гуманисты, многоликая толпа писателей-публицистов, корректоров, оформителей книг. Литераторы этого круга издавали доступные народу книги и брошюры, способствуя широкому распространению возрожденческой культуры <...> Начались описание и классификация книг, способствовавшие развитию библиографии" [49].
Самое знаменитое венецианское издательство — типография Альда Мануция (просуществовавшая около 100 лет). Альд Мануций произвел революцию в издательском деле, предложив в 1501 г. новый шрифт и уменьшенный формат изданий. Книги, украшенные типографским знаком Мануция, получили название "альдины". Изданные в этой типографии труды античных авторов стали важным вкладом в европейскую культуру.
Первая книга на английском языке была напечатана в 1474 г. в городе Брюгге. Эту книгу ("Собрание повествований о Трое") перевел с французского и издал английский первопечатник Уильям Кэкстон.
Вернувшись в Англию в 1477 г., Кэкстон основал первую английскую типографию, и первой книгой, напечатанной в Англии, стали "Изречения философов" (1477). Всего в типографии Кэкстона было отпечатано около 90 книг, среди которых — полное издание "Кентерберийских рассказов" Дж. Чосера и "Смерть Артура" Т. Мэлори [50].
Книгопечатание
быстро распространилось в Европе.
"Примерно за 40 лет в 260 городах
континента открылись не менее 1100 типографий,
которые выпустили в свет около
40000 изданий общим тиражом в 10-12
млн. экз. Эти первые книги, изданные
в Европе по 31 декабря 1500 г., называют
инкунабулами"
пористой и шероховатой пемзы, выравнивали края.
Первые
буквы абзацев выписывали особо
и выделяли красным цветом
-8-
(красный
– по-латыни «рубер». Отсюда – рубрика, красная строка).
Возможность с помощью пера чередовать тонкие линии с нажимом привела к
появлению из латинского письма нескольких шрифтов – вычурной ломаной готической
письменности (с 12 в.). В книгу приходит цвет, используются разноцветные чернила,
появляются иллюстрации. Возникает искусство переплета. Первый известный нам пе-
реплетчик – монах Дагеус, живший в 6 в. в Ирландии. Переписывались в монастырях
лишь
одобренные церковью книги.
В 1465 г. появилась первая типография в Италии. В 1468 г. – в Швейцарии,
в 1470 г. – во Франции, в 1473 г. – в Бельгии и Венгрии, Польше, в 1476 г. – в Англии,
в 1482 г. – в Австрии и Дании. в 1483 г. – в Швеции, в 1487 г. – в Португалии. За 40 лет
в 260 городах Европы возникло не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет
около 40 тыс. изданий общим тиражом в 10-12 млн. экз. Эти книги, изданные в
Европе до 31 декабря 1500 г., носят название «инкунабул» (от слова «колыбель»). В
1466 г. Ментелин, ученик Гутенберга издал «Библию» на немецком языке. Потом
появились «Библии» на других национальных языках, это подготовило почву для
борьбы с латинской католической экспансией. Половина изданий инкунабульного пе-
риода – книги религиозного характера, также труды классиков античной литературы,
истории, философии в оригинале и в переводе – Вергилий и Гомер, Эзоп, Плиний
Старший, Аристотель, средневековой литературы – Бокаччо и Данте Алигьери, анг-
лийского
поэта 14 в. Чесера.
В книгах стали появляться иллюстрации – гравюры. Многие годы шел поиск
наиболее адекватной технологии воспроизведения изображений – ксилографические
гравюры конкурируют с гравюрами на металле.
В книгопечатании В.Гюго видел
величайшее историческое
зародыш всех революций. Это совершенно новое средство выражения человеческой
мысли. Благодаря нему возникла журналистика и периодические печатные издания. Но
-9-
это потребовало еще 100 лет.
Технические предпосылки
Уже в 1510 г. в Париже было 10 типографий. В Европе печатались календари,
сборники
известий – непосредственные предшественники
газет и журналов.
3. Складывания
капиталистических отношений, развития
международной торговли оказали решающее
влияние на появление газет и журналов.
Выход на арену истории класса буржуазии с ее экономическими интересами, а потом и
политическими притязаниями сопровождался становлением и развитием журналистики.
Именно буржуазия впервые использовала печатную технику для издания газет,
распространяющихся за деньги. Первые печатные газеты: Германия – «Aviso-relation,
oder Zeitung» – 1609 г.; Англия – «Weekly News» – 1622 г.; Франция – «Gazette» –
1631 г., создана при участии Ришелье.
Первые газеты, рассчитанные на купцов, содержали сведения о торговых путях,
ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных
сообщениях и т.д. Эти издания отвечали запросам молодой буржуазии. «Gazette»
печатала и политические новости. Английская буржуазная революция 17 в. породила
издания брошюрного типа («памфлеты»). Во второй половине 17 в. появились
журналы, затем – ежедневные газеты. Накануне Великой французской революции
народилась политическая пресса.
Периодичность
первых рукописных газет была еженедельной.
Не сохранилось достаточных
Рукописные венецианские газеты имели широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая
-10-
империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшаямногих европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали "газетами" банкирского дома Фуггеров ("Fuggerzeitungen") и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Рукописные газеты Фуггеров не продавались, а поставлялись только избранному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а также клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских "газет" не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению.
Информация о работе Информационные процессы в Средневековой Европе