Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:18, реферат
К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими
племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной
парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который
накопила Античность, и создала новую цивилизацию – христианскую. Это новые
традиции, идеалы, нормы, оценки, ценности – новая парадигма. Она родилась
усилиями культурной части населения кельтов и германцев и вобрала в себя остатки
разрушенной античной культуры. Это определило характер новой цивилизации.
1. История информационных процессов в Средневековой Европе.
2. Книгопечатанье. Библия как основной литературный источник.
3. Газеты и журналы Средневековья.
,
Министерство спорта, туризма и молодежной политикИ российской федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет физической культуры
и
спорта»
Гуманитарный факультет
Кафедра «Связи с общественностью»
Реферат
по
дисциплине «История публицистики зарубежья»
Информационные
процессы в Средневековой Европе
ОМСК- 2011
Содержание:
1. История информационных процессов в Средневековой Европе.
2. Книгопечатанье.
Библия как основной
3. Газеты
и журналы Средневековья.
-2-
1.Мир
средневековья формировался внутри античной
цивилизации в период идеологического
противостояния набиравшего силу христианства
и античных религиозных культов
К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими
племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной
парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который
накопила Античность, и создала новую цивилизацию – христианскую. Это новые
традиции, идеалы, нормы, оценки, ценности – новая парадигма. Она родилась
усилиями культурной части населения кельтов и германцев и вобрала в себя остатки
разрушенной античной культуры. Это определило характер новой цивилизации.
Главная движущая сила происходивших перемен – в противоборстве религий:
зародившегося
и преследовавшегося
Период упадка европейской культуры VI-VIII вв. получил название "темных веков".Одним из главенствующих информациооных процессов Средневековья стала риторика. Господствующим жанром в риторике Средневековья было церковное
красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Церковная проповедь
адресовалась всем – от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формой
массового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды.
Просвещенные богословы использовали опыт древних ораторов и философов. Более
того, они приспособили труды древних – Аристотеля – для своих нужд.
Риторика Средневековья особая – появился абсолютный авторитет в виде
религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Важное значение для развития риторики сыграли еретические движения,
направленные против догматов церкви (Ян Гус, Джордано Бруно и другие). Крупным
богословским оратором был Иоанн Златоуст (ум. 407 г.), византийский проповедник;
Фома Аквинский (1225-1274) – его труды – основа теории церковного красноречия.
Внешняя
красивость, напыщенность, внушение, а
не убеждение – главные принципы
-3-
церковной риторики. Новым в этой области работы оратора с аудиторией было умение
завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение.
Наиболее популярны были проповеди Бертольда Регенбургского. Они
привлекали тысячи людей. В период Средневековья накал политической и религиозной жизни отразился во многих жанрах средневековой христианской литературы — в проповедях, посланиях, видениях, поучениях, мираклях, обличениях, диалогах, церковных историях и т. д. Во второй половине VI в. выделился такой мастер церковного красноречия, как папа Григорий I Великий. В его "Диалогах" встречаются образцы как морально-дидактической, так и политической публицистики.
Спецификой средневековой публицистики являлась постоянная апелляция к Авторитету — к Священному Писанию, трудам отцов церкви или сочинениям Аристотеля.ценности – новая парадигма. Она родилась
ус Средние века –это нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению,
чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. В этот период вызрело и противоядие против
фанатизма – скептическая мысль, которая вносит насмешку, разумное начало и
остужает пыл страстей. Важную роль в массовых коммуникационных процессах
рационалистического
характера сыграли свободные
европейские средневековые
с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене
коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным
духом. Здесь родилась смеховая культура – предтеча сатирического жанра в
журналистике.
И
У средневекового
публициста всегда за спиной находился
авторитет, направлявший руку пишущего,
а потому текст создавался как
бы от лица иного, более компетентного
источника.
Христианское сознание – основа менталитета Средневековья. Идеалы
христианства: любовь, прощение, искупление грехов, милосердие. Но реально именем
Иисуса Христа были замечены и сожжены тысячи инакомыслящих. Гуманность и
мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей – особенность
Средневековья. Первые века Средневековья – страх, полуграмотное толкование
христианских заветов, ожидание конца света и страшного суда. Это парализовывало
даже деловую активность людей, культура развивалась медленно. Вся жизнь шла возле храма. Производство средневековой книги было
-4-
сосредоточено в основном в монастырях. Лучшие образцы такого рода монастырской продукции относятся к XIII-XIV вв. Главное на что люди опирались в то время – это Библия. Библия – мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания,
коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как
сегодня
свежие газеты.
Приблизительно
в XIII в. изготовление книжной продукции
вышло за пределы монастырей —
профессиональные переписчики появились
в городах, где возник устойчивый
спрос на изготовление книг. Изменилось
отношение к производству книги,
которая из сакрального предмета
превратилась в хорошо продаваемый
товар. Количество создаваемых рукописных
книг возросло, но их качество резко
упало. Занялись перепиской книг и студенты,
появившиеся в средневековой
Европе в изрядном количестве и составившие
постоянно мигрирующий слой интеллектуалов.
Еще один вид коммуникационных процессов того времени – средневековый
театр
– возрожден в форме
Это путь расширения ее влияния, приспособление языческих и народных праздников к
церковным нуждам. Происходила театрализация церковных служб, шествий с
использованием различных видов искусств. Особое значение придавалось музыке –
языку разговора с Богом. Ставились специальные церковные пьесы. Разыгрывались
библейские истории. Потом это было перенесено на площади, за пределы храмов.
Службы стали строже. Появилась светская драма на библейские сюжеты (14 в.). Эти
пьесы длились один-два дня и раз в месяц исполнялись членами христианской
общины. Историзм, реализм, логика в них были неважны. Простые стихи, понятные простолюдинам-актерам.
Позднее
это трансформировалось в уличные
представления светского
Были популярны пьесы-моралите – длинные и скучные действа, где изображались,
например, смерть, обжорство, добрые дела, другие пороки и добродетели. Мораль в
них давалась прямолинейно и назидательно.
Создавались новые формы информационных процессов, новые художественные
стили, которые рождал новый городской образ жизни. Смеховая культура
средневекового
города – важнейшая особенность
коммуникационных процессов
-5-
Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни,
высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных. Это прежде всего стихи и
песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных
событиях, высмеивали вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях,
войнах, бедствиях. Смеховая культура города 9-11 вв. играла роль важнейшего
«независимого»
светского средства массовой информации
Средневековья.
Начиная
с IX в. наблюдается постепенное
Информация о работе Информационные процессы в Средневековой Европе