Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 06:29, статья
Представлена характеристика основных положений концепции информационного противоборства и государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов психологической войны в политических целях.
Рассматривая войну
как вооруженную форму
Признаки, указывающие на то, что в отношении
данного государства готовится информационно-психологическая
война:
° укрупнение геополитических субъектов,
создание новых союзов и коалиций, в которых
основной связующей целью объединения
субъектов геополитической конкуренции
является совместная конкурентная борьба
за право преимущественного влияния на
определенные части информационно-психологического
пространства и протекающие в них процессы.
При этом основной задачей государства,
обнаружившего неожиданное появление
у своих границ такой коалиции, является
определение истинных целей создания
такой коалиции и причин, побудивших разнородных
геополитических субъектов к такому объединению.
Если коалиция создана для достижения
одной или нескольких конкретных целей,
которые прямо противоречат государственным
интересам, а их реализация нанесет ущерб
безопасности государства и его геополитической
мощи, то можно предполагать, что такой
союз создан для ведения агрессии (войны),
а сам процесс объединения геополитических
субъектов в коалиционные структуры по
направлениям деятельности и специализации
носит характер создания ударной группировки,
концентрации и распределения сил и средств
агрессора вблизи жизненно важных объектов
информационно-психологической инфраструктуры
противника перед нападением на него;
° создание благоприятных условий для
возникновения внутри государства и на
его границах новых квазисамостоятельных
субъектов геополитической конкуренции,
способных самостоятельно выходить с
собственными инициативами на международный
уровень, геополитические интересы которых
не совпадают (в идеале — прямо противоположны)
интересам государства в лице образующих
его ядро субъектов и территорий; инициирование
и поддержка информационно-психологического
и геополитического сепаратизма;
° наращивание своего присутствия и влияния
— финансового, технологического, информационного,
идеологического — над национальными
ОТКС и СМИ с целью установления полного
или частичного внешнего контроля над
национальными информационными ресурсами
и психологической сферой общества;
° введение действие комплекса мер информационной
(информационно-
° создание негативного психологического
фона (например, методом постоянной трансляции
по подконтрольным СМИ и МК специально
подобранных материалов, подробно иллюстрирующих
и комментирующих какую-либо деятельность,
явление в жизни общества или социальный
процесс в определенном, как правило, негативном,
ключе) в отношении деятельности (или отдельных
ее направлений) системы органов государственной
власти и местного самоуправления, создавая
почву для мгновенной инициации (в нужный
момент) бурной негативной и деструктивной
реакции общества, направленной на государственную
власть, которую можно вызвать разовым
выбросом концентрированной информации,
психологически побуждающей к немедленным
спонтанным действиям и носящей характер
искры, попадающей в бочку с порохом;
° целенаправленные действия по формированию
внутри общества атмосферы психологической
напряженности.
В информационном обществе информационно-психологическая
война является неотъемлемой составляющей
политических отношений и основным инструментом
политического принуждения и достижения
политических целей [13]. Именно информационно-психологическая
война является тем фактором, который
может заметно изменить направленность
геополитических процессов и отношений
в информационном обществе и привести
к смещению геополитических центров притяжения
национальных интересов субъектов геополитической
конкуренции в информационной сфере —
стран, лидирующих в разработке информационных
и телекоммуникационных технологий, стран,
контролирующих стратегически важные
«транспортные» магистрали передачи информации
и стран, контролирующих (и использующих
в собственных интересах) основные потоки
информации.
Кроме того, последствия
(в т. ч. — нанесенный ущерб) акций
и ударов информационно-психологической
войны способны изменить саму структуру
информационного пространства (в
частности, маршруты следования потоков
и положение узлов притяжения
информационных потоков, а также
приоритет и монополию в
В силу отсутствия международных и национальных
правовых норм, позволяющих в мирное время
(при отсутствии официального объявления
войны со стороны агрессора) юридически
квалифицировать враждебные действия
иностранного государства в информационно-психологической
сфере, сопровождающиеся нанесением ущерба
информационной, психологической или
иной безопасности Российской Федерации,
как акции информационно-психологической
агрессии (информационно-психологической
войны), что позволило бы поступать с агрессором
по законам военного времени, а также отсутствие
четких, однозначных, закрепленных юридически
критериев оценки материального, морального,
иного ущерба, наносимого агрессивными
действиями противника, позволяет и в
мирное время активно использовать наиболее
опасное и агрессивное средство воздействия
на субъекты и отношения между субъектами
современного информационного общества
— арсенал сил и средств информационно-психологической
войны — в качестве основного средства
достижения политических целей. Информационно-психологическая
война является наиболее агрессивным
средством достижения государствами-участниками
информационного противоборства безусловного
лидерства в информационно-психологической
сфере — т. н. информационного доминирования.
Новые возможности, предоставляемые доминированием
в информационно-психологической сфере,
имеют, как представляется, ряд следующих
принципиальных особенностей:
1. Скрытность и анонимность оперирования
информационно-психологическими воздействиями,
возможность проведения их «под чужим
флагом» и с любой точки информационного
пространства.
2. «Плавность» переключения информационных
воздействий, регулируемая в широких пределах
интенсивность и продолжительность их
реализации: от организации информационных
«шоков», «ударов», «вбросов», «блокад»
до вялотекущих, латентных, растянутых
на годы микродозированных воздействий.
3. Многоаспектность и многообъектность
воздействия с высокой степенью координации
во времени и пространстве. Растущая «пронизанность»
всех сфер жизни общества информационными
системами и технологиями дает возможность
«выстроить» информационные воздействия
адекватно принятому (и корректируемому
в реальном масштабе времени) алгоритму
воздействия на различные сферы, процессы,
страны, объекты, группы, персоны одновременно,
в нужной последовательности и под различными
«углами воздействия». Это позволяет оптимизировать
получение требуемого конечного результата
и расходы на его достижение.
4. Способность «малыми» информационными
воздействиями получать «большие» конечные
результаты. При обретении высокого уровня
в способности прогнозного моделирования,
дающего возможность выявлять тенденции
и управлять не уже идущими процессами,
а предшествующими им изменениями (тенденциями),
государства, участвующие в информационно-психологической
войне, в состоянии вносить управляющие
воздействия с малой затратой общей «энергетики»
в упреждающем режиме.
5. Перенос функций вооруженного сдерживания
на информационную сферу. Ведущие государства
мира ориентируются на превентивность
действий в реализации функций сдерживания.
Достижение информационного доминирования
создает базу и необходимые условия для
этого. В случае успеха курса на ядерное
разоружение мира информационное доминирование
может стать главным механизмом сдерживания
и обеспечения мирового, в том числе в
силовом аспекте, лидерства.
6. Информатизация как главный резерв повышения
эффективности силовых (военных) акций.
Существенным доводом в пользу этого служит,
как представляется, утверждение американских
специалистов о том, что стоимость традиционных
систем оружия имеет «практический потолок»,
который уже достигнут большинством стран.
7. Наведение хаоса в подвергающейся информационному
воздействию сфере и последующее управление
им (или с помощью его) — как один из принципов
получения нужных результатов.
Система органов государственной власти
и управления, являясь основным фактором,
регулирующим общественные отношения
в информационно-психологической сфере,
наряду с основным и приоритетным объектом
внешней агрессии является центральным
звеном обеспечения информационно-психологической
безопасности и основным инструментом
отражения и пресечения любых посягательств
иностранных государств на суверенитет,
территориальную целостность и гражданское
единство общества, на его жизненно важные
интересы и перспективы развития, на психическое
здоровье нации. Так как в информационно-психологическом
пространстве такие посягательства могут
принимать формы информационной экспансии,
агрессии или информационно-психологической
войны, на государство в лице ее системы
органов власти возлагается важнейшая
обязанность своевременного выявления
угроз информационно-психологической
безопасности, мобилизации сил и средств
гражданского общества для защиты государственных
интересов и противодействия агрессии
в любой из ее форм, а также организации
противодействия акциям информационной
агрессии (войны) на ранних стадиях возникновения
конфликта.
Основные задачи федеральных органов
исполнительной власти в области информационного
противоборства:
° разработка предложений по определению
государственной политики РФ в области
информационного противоборства, прогнозирование,
выявление и оценка источников и характера
угроз применения против России средств
и методов информационного противоборства;
° сбор разведывательной информации об
используемых и перспективных информационных
технологиях объектов информационной
сферы противостоящей стороны;
° защита военно-политического руководства
России, а также индивидуального, группового
и массового сознания ее населения от
применения противостоящей стороной информационно-психологических
средств и методов воздействия;
° организация противодействия антироссийской
пропаганде, проводимой в том числе информационно-психологическими
средствами и методами воздействия;
° защита информационной инфраструктуры
России от применения противостоящей
стороной информационно-технических средств
и методов воздействия и др.;
° разработка модели угроз государственным
интересам в информационно-психологической
сфере, основанной на проведении глубоких
и разносторонних научных исследований.
Создание такой модели могло бы придать
процессу поиска, определения и классификации
уже существующих угроз и их проявлений
(мониторингу угроз) целенаправленный
характер, а разработка методических рекомендаций
по выявлению угроз и отслеживанию развития
угрожающих ситуаций стала бы в руках
сотрудников органов исполнительной власти,
занимающихся обеспечением информационной
безопасности, надежным инструментом,
многократно повышающим эффективность
и производительность работы;
° создание и разработка стратегии проведения
специальных операций в информационно-психологической
сфере в мирное время и в угрожаемый период
(при различных степенях эскалации напряженности
международных отношений);
° разработка нормативной правовой базы
проведения специальных операций в информационно-психологической
сфере, применения информационного оружия
и методов информационной войны;
° создание системы быстрого реагирования
на внезапные (неожиданно обнаруженные)
информационные атаки, способной своими
действиями сковать противника, заставить
его отказаться от всех или хотя бы части
своих планов, перехватить инициативу
и создать наиболее благоприятные условия
для нанесения контрудара;
° создание системы обеспечения безопасности
компьютерных систем управления Вооруженными
Силами России и, в особенности, Стратегическими
ядерными силами России.
Государственная
система информационного
Государственная система информационного
противоборства, как представляется, должна
состоять из следующих основных составляющих:
° система противодействия информационно-психологической
агрессии (войны) на ранних стадиях;
° система быстрого реагирования на внезапно
выявленные акции (мероприятия) информационно-психологической
агрессии;
° система сил и средств информационно-психологической
войны;
° государственная информационная политика
в условиях информационно-психологической
войны.
В силу повышенной опасности поражающей
способности арсенала сил, средств и методов
информационной войны для государства,
общества и граждан акции информационно-психологической
агрессии и операции информационно-психологической
войны необходимо выявлять и пресекать
на ранних стадиях подготовки условий
для реализации агрессии и развертывания
сил и средств информационно-психологического
нападения, к которым, в первую очередь,
относятся специальные силы информационно-психологических
операций ВС и спецслужб иностранных государств
и находящееся в их распоряжении информационное
оружие.
В период относительного спада активности
таких сил и подразделений важное место
в системе информационно-психологической
борьбы занимает система мер предупреждения
и профилактики информационно-психологической
агрессии. В случае отражения агрессии
в деятельности должна вступать программа
локализации нанесенного агрессией ущерба,
восстановления наступательного и оборонительного
потенциала государственной системы информационного
противоборства, восполнения потерь в
силах и средствах и перегруппировки национальных
сил постоянной готовности в соответствии
с новыми выявленными направлениями возможной
агрессии.
Система мер противодействия акциям информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны на ранних стадиях можно условно
разделить на три составляющих:
° предупреждение акций информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны;
° выявление акций информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны;
° пресечение акций информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны. Предупреждение акций информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны включает в себя:
° склонение возможных противников к отказу
от реализации собственных агрессивных
планов и намерений в отношении государства
с помощью арсенала сил и средств информационно-психологической
войны;
° дискредитация в глазах потенциальных
противников наиболее опасных для безопасности
государства направлений информационно-психологической
агрессии;
° непрерывный поиск и устранение уязвимостей
в государственной системе информационного
противоборства и обеспечения информационно-психологической
безопасности (мониторинг состояния информационно-психологической
безопасности);
° выявление и ликвидация условий, благоприятных
для реализации иностранными государствами
своих агрессивных намерений в форме развязывания
информационно-психологической агрессии
(войны);
° непрерывный поиск новых очагов информационно-психологической
напряженности, отслеживание перемещения
и разрастания (уменьшения) уже обнаруженных
зон информационно-психологических конфликтов
(мониторинг распределения конфликтогенного
потенциала в информационной сфере), а
также их зон влияния и оценка угроз безопасности
государства, связанных с возможным вовлечением
в один из таких конфликтов;
° мониторинг процессов укрупнения геополитических
субъектов, создание новых союзов и коалиций
у границ государства, в которых основной
связующей целью объединения субъектов
геополитической конкуренции является
совместная конкурентная борьба за право
преимущественного влияния на определенные
части информационно-психологического
пространства и протекающие в них процессы.
Определение истинных целей создания
таких коалиции и причин, побудивших разнородных
геополитических субъектов к такому объединению;
° мониторинг пространственного распределения
и положения очагов сосредоточения сил
и средств потенциальных противников
(соперников) из числа иностранных государств
и иных субъектов геополитической конкуренции
вблизи жизненно важных объектов информационно-психологической
инфраструктуры государства;
° выявление и пресечение условий для возникновения
внутри государства и на его границах
новых квазисамостоятельных субъектов
геополитической конкуренции, способных
самостоятельно выходить с собственными
инициативами на международный уровень,
процессов инициирования и поддержки
извне информационно-психологического
и геополитического сепаратизма;
° оценка и анализ уровня присутствия и
влияния — финансового, технологического,
информационного, идеологического — иностранных
структур над национальными ОТКС и СМИ,
целью которого может быть установление
полного или частичного внешнего контроля
над национальными информационными ресурсами
и психологической сферой общества;
° поиск и пресечение попыток создания
негативного психологического фона в
отношении деятельности (или отдельных
ее направлений) системы органов государственной
власти и местного самоуправления;
° выявление попыток установления информационной
(информационно-
° демонстрация (пропаганда) собственной
силы (мощи) государства в информационно-психологическом
пространстве (в виде, например, оперативно-тактических
учений сил специальных информационно-психологических
операций с использованием информационного
оружия) в целях сдерживания потенциальных
агрессоров;
° сосредоточение сил быстрого реагирования
(постоянной готовности) в областях информационно-психологического
пространства, ставших объектом внимания
сил информационно-психологических операций
ВС, спецслужб и иных организаций иностранных
государств, участвующих в информационном
противоборстве; маневрирование силами
и средствами, предназначенными для отражения
внешней информационно-психологической
агрессии, в соответствии с выявленными
угрозами и наиболее опасными для информационно-психологических
атак противника направлениями ударов;
° противодействие разведывательной и
иной деятельности иностранных спецслужб
в национальном информационно-психологическом
пространстве;
° обеспечение собственной информационно-психологической
безопасности;
° информирование Президента Российской
Федерации, Правительство Российской
Федерации и органы государственной власти,
уполномоченные на ведение информационного
противоборства, о выявленных угрозах
развязывания информационно-психологической
агрессии (информационно-психологической
войны) и степени угрозы безопасности
государства. Выявление акций информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны включает в себя:
° непрерывный поиск (мониторинг) внешних
угроз информационно-психологической
безопасности государства, возможных
признаков, следов и внешних проявлений
осуществления акций информационно-психологической
агрессии или операций информационно-психологической
войны;
° выявление направлений экспансии иностранных
государств в информационной (информационно-
° выявление иных попыток создания условий
для организации скрытого управления
системой социальных, экономических, политических
отношений государства, системой государственной
власти и местного самоуправления — к
таким попыткам, например, может относиться
создание условий для побуждения государственной
власти к совершению тех или иных действий
не столько в собственных, сколько — в
чужих интересах, а также — информационно-психологические
провокации;
° аналитическая реконструкция (по выявленным
признакам, следам, внешним проявлениям
и логико-структурным связям) акций информационно-психологической
агрессии или тайных операций информационно-психологической
войны, определение их целей, задач, планов
на стратегическом, тактическом и оперативном
уровне, последовательности реализации
мероприятий, задействованных сил и средств,
а также возможные последствия этой агрессии.
Как правило, деятельность сил информационно-психологических
операций или воздействие на них в той
или иной форме проявляются (отражаются)
в информационно-психологическом пространстве
(например, в материалах СМИ и МК), а значит,
могут быть выявлены и идентифицированы
прежде всего соответствующими аналитическими
методами;
° информирование Президента Российской
Федерации, Правительства Российской
Федерации и органов государственной
власти, уполномоченных на ведение информационного
противоборства, о источниках, целях, масштабах
выявленной информационно-психологической
агрессии (информационно-психологической
войны) и степени угрозы безопасности
государства.
Пресечение акций информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны на ранних стадиях включает в себя:
° уничтожение источников информационно-психологической
агрессии (войны);
° нейтрализация источников информационно-психологической
агрессии (войны);
° локализация масштабов и степени опасности
информационно-психологической агрессии
(войны).
Уничтожение источников информационно-психологической
агрессии (поражение сил и средств информационно-психологических
операций агрессора обычным и информационным
оружием, поражение командных пунктов
и центров управления агрессией) может
быть полным (если в результате воздействия
на него источник прекращает свое существование)
или частичным (если поражаются силы и
средства информационно-психологической
агрессии, задействованные противником
в конфликте) и выражаться в прекращении
противником информационной агрессии
или войны в отношении данного государства
или, в случае частичного поражения источников,
— приводить к изменению интенсивности
агрессии, активности сил и средств противника,
а также планов реализации агрессивных
действий на оперативном, тактическом
и стратегическом уровнях.
Нейтрализация источников информационно-психологической
агрессии может быть полной или частичной.
Полная нейтрализация источника информационно-психологической
агрессии (войны) включает в себя:
° парализацию источника агрессии (войны);
° побуждение противника к отказу от агрессивных
действий (или ведения войны);
° скрытое управление источником агрессии
(войны);
° проникновение в кадровый состав сил
и средств информационно-психологических
операций агрессора.
Частичная нейтрализация источника информационно-психологической
агрессии (войны) включает в себя следующие
меры:
° дестабилизация деятельности источника
агрессии (войны);
° замедление активности источника агрессии
(войны);
° дезинформация военно-политического
руководства сил информационно-психологических
операций агрессора;
° разложение личного состава сил информационно-психологических
операций;
° побуждение руководства сил информационно-психологических
операций агрессора к изменению целей
и задач агрессии, а также основных ее
направлений;
° отвлечение сил и средств агрессора на
негодный объект и т. д. Локализация масштабов
и степени опасности информационно-психологической
агрессии (войны) включает в себя:
° изоляцию очага агрессии относительно
не затронутых агрессией областей информационно-психологического
пространства;
° полную или частичную изоляцию сил и
средств информационно-психологической
агрессии (войны) относительно источников
управляющего воздействия, информационно-
° создание условий, сковывающих и затрудняющих
действия сил и средств информационно-психологической
агрессии (войны) противника;
° стабилизацию масштабов агрессии (недопущение
разрастания очага агрессии, проникновения
деструктивных воздействий за границы
области информационно-психологического
конфликта, втягивания в конфликт новых
субъектов);
° стабилизацию интенсивности источника
агрессии (меры, направленные на воспрепятствование
возрастания активности источника информационно-психологической
агрессии);
° минимизацию наносимого агрессией ущерба.
В случае, если выявленную акцию информационно-психологической
войны или операцию информационно-психологической
войны невозможно ликвидировать на ранних
стадиях имеющимися силами информационно-психологических
операций органов государственной власти,
находящимися в постоянной готовности,
в обязанность системы противодействия
акциям информационно-психологической
агрессии (войны) входит информирование
Президента Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации и органы государственной
власти, уполномоченные на ведение информационного
противоборства, о выявленных угрозах
информационно-психологической безопасности
государства и локализация активности
агрессора с целью получения времени для
мобилизации необходимых сил и средств
информационно-психологической борьбы.
Система противодействия акциям информационно-психологической
агрессии (войны) на ранних стадиях позволяет
предупреждать, выявлять и, в некоторых
случаях, пресекать такие акции в зародыше,
локализуя ущерб, наносимый безопасности
государства. Однако, в тех случаях, когда
противник успел основательно подготовиться
к агрессии (войне) и обеспечил за собой
главное преимущество — неожиданность
нападения, информационно-психологическая
агрессия может быть выявлена системой
противодействия таким акциям уже на этапе
непосредственной реализации агрессивных
планов. Это предполагает такую возможность
состояния латентной стадии развития
информационно-психологического конфликта
(стадии реализации мероприятий информационно-психологической
агрессии, операций информационно-психологической
войны), при котором многие задачи, преследуемые
агрессором, уже достигнуты без сопротивления
со стороны жертвы агрессии, механизмы
реализации агрессии (войны) отлажены
и работают устойчиво (стабильно), состояние
конфликта характеризуется высокой степенью
напряженности, а концентрация сил и средств
информационно-психологических сил в
очаге конфликта обеспечивает агрессору
превосходство над застигнутым врасплох
противником.
В этих условиях потенциальных возможностей
системы противодействия акциям информационно-психологической
агрессии (войны) на ранних стадиях может
оказаться недостаточно для отражения
агрессии (в лучшем случае — для ее локализации),
что требует создания в структуре государственной
власти новой системы информационного
противоборства — системы быстрого реагирования.
Целью создания системы быстрого реагирования
является пресечение информационно-психологической
агрессии (в том числе — информационно-психологической
войны) в тех случаях, когда действия агрессора
являются внезапными для государственной
системы информационного противоборства
и оперативная обстановка в стране не
позволяет сразу привести в действие всю
систему защиты национальных интересов
и обеспечения информационно-психологической
безопасности государства для отражения
агрессии.
Система быстрого реагирования на внезапно
выявленные акции информационно-психологической
агрессии (информационно-психологической
войны) должна состоять из следующих основных
компонентов:
° оперативного штаба, осуществляющего
руководство силами и средствами системы
быстрого реагирования и взаимодействием
(координацией деятельности) с другими
государственными структурами, не входящими
в систему;
° аппарата оперативного штаба — специальной
структуры, создаваемой из частей и подразделений
органов государственной власти, участвующих
в информационном противоборстве, в результате
временной передачи этих подразделений
в систему быстрого реагирования и переподчинения
их руководителей руководству оперативного
штаба системы — на время отражения агрессии
или до полной мобилизации и развертывания
сил и средств системы государственного
информационного противоборства. При
этом части и подразделения органов госвласти,
включаясь в систему быстрого реагирования,
занимают в ней положение, предусмотренное
заранее разработанным планом мобилизации
и укомплектования системы силами и средствами
быстрого реагирования, а их руководители
занимают соответствующие места в вертикальной
системе подчинения, необходимой в тех
случаях, когда ситуация требует принятия
быстрых (немедленных) решений;
° сил быстрого реагирования, находящихся
в постоянной боевой готовности и состоящих
из сил специальных информационно-психологических
операций, оперативных подразделений
разведки, контрразведки и собственной
безопасности, следственных органов, сил
непосредственной вооруженной поддержки
деятельности сил информационно-психологических
операций, подразделений антикризисного
управления на территориях, пострадавших
от действий агрессора;
° системы военной цензуры и работы со
СМИ и МК в условиях деятельности по отражению
внешней информационно-психологической
агрессии (войны);
° системы оперативной переброски и развертывания
сил и средств быстрого реагирования в
районе информационно-психологического
конфликта;
° системы координации и взаимодействия
с другими органами государственной власти,
участвующих в информационной борьбе;
° специальных защищенных систем связи
и автономных систем автоматизированного
управления силами и средствами в зоне
конфликта.
В случае эскалации конфликта и невозможности
пресечения внешней информационно-психологической
агрессии (войны) на ранних стадиях и в
результате введения в действие комплекса
специальных мер быстрого реагирования
в действие вступает система государственного
противоборства, основанная на использовании
сил и средств информационно-психологической
войны, предусмотренных штатами военного
времени.
Формирование системы информационного
противоборства в условиях войны включает
в себя:
° придание руководству государственной
системы информационного противоборства
дополнительных прав и полномочий, необходимых
для выполнения возложенных на них задач
в особых условиях;
° перестройку внутренней структуры государственной
системы информационного противоборства
в соответствии с планами военного времени;
° распространение на социальную сферу
информационно-психологических отношений
(или на отдельные ее части) законов регулирования
социальных отношений в военное время;
° мобилизацию и развертывание сил и средств
информационно-психологической войны,
доукомплектация органов и структур информационно-психологического
противоборства до штатов военного времени;
° развертывание системы деятельности
государственной власти по локализации
наносимого военными действиями ущерба
и восстановлению оборонного потенциала;
° создание стратегических резервов.
Государственная информационная политика
Российской Федерации в условиях информационно-психологической
войны [1], [13] представляет собой деятельность
системы федеральных органов государственной
власти по противодействию акциям (мероприятиям)
внешней информационно-психологической
агрессии и операциям информационно-психологической
войны, направленным против Российской
Федерации.
Государственная информационная политика
Российской Федерации в условиях информационно-психологической
войны является составной частью Государственной
информационной политики в части, касающейся
деятельности системы федеральных органов
государственной власти по достижению
национальных интересов Российской Федерации
и обеспечению информационно-психологической
безопасности личности, общества и государства
в условиях непосредственной угрозы развязывания
государствами-участниками информационного
противоборства крупномасштабной информационно-психологической
агрессии (информационно-психологической
войны) в отношении Российской Федерации.
Концепция государственной политики в
условиях информационно-психологической
войны включает в себя цели, задачи, принципы
и основные направления деятельности
государства по противодействию угрозам
государственным интересам и безопасности
Российской Федерации, связанных с использованием
иностранными государствами и иными участниками
информационного противоборства особо
опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического
воздействия — операций и мероприятий
информационно-психологической войны.
Правовую базу государственной информационной
политики в условиях информационно-психологической
войны составляют Конституция Российской
Федерации, Устав Всемирной организации
здравоохранения, Европейская конвенция
о защите основных прав человека, федеральное
законодательство, другие нормативные
правовые акты, регулирующие отношения
в области обеспечения безопасности Российской
Федерации.
Концепция государственной информационной
политики в условиях информационно-психологической
войны развивает и конкретизирует положения
Основ государственной политики в области
обеспечения информационно-психологической
безопасности Российской Федерации, Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации применительно к
защите национальных интересов Российской
Федерации в информационной сфере от угроз,
связанных с использованием иностранными
государствами и другими субъектами информационного
противоборства особо опасных агрессивных
форм внешнего информационно-психологического
воздействия — мероприятий и операций
информационно-психологической войны.
Целью государственной информационной
политики в условиях информационно-психологической
войны является противодействие угрозам
информационно-психологической безопасности
личности, общества и государства, связанным
с использованием иностранными государствами
и другими участниками информационного
противоборства особо опасных агрессивных
форм внешнего информационно-психологического
воздействия — мероприятий и операций
информационно-психологической войны,
— и защита национальных интересов Российской
Федерации в информационной (информационно-
Государственная информационная политика
в условиях информационно-психологической
войны основывается на следующих принципах:
° законности;
° соблюдения и баланса интересов личности,
общества и государства;
° открытости (предполагающий в процессе
реализации федеральными органами государственной
власти и общественными организациями
деятельности по обеспечению информационно-психологической
безопасности Российской Федерации информирование
общества об их деятельности с учетом
ограничений, установленных законодательством
Российской Федерации);
° приоритетности национальных интересов
Российской Федерации.
Государство в процессе реализации своих
функций по обеспечению информационно-психологической
безопасности Российской Федерации в
условиях угрозы информационно-психологической
агрессии (войны) выполняет следующие
задачи:
1. В рамках реализации основных положений
Государственной информационной политики:
° Организует и проводит объективный и
всесторонний анализ и прогнозирование
угроз информационно-психологической
безопасности Российской Федерации в
условиях использования иностранными
государствами и другими участниками
информационного противоборства особо
опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического
воздействия — мероприятий и операций
информационно-психологической войны;
° разрабатывает меры и механизмы обеспечения
информационно-психологической безопасности
Российской Федерации в условиях угрозы
информационно-психологической агрессии
(войны) или в процессе ее отражения;
° организует работу законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти по реализации комплекса мер, направленных
на предотвращение, парирование и нейтрализацию
угроз информационно-психологической
безопасности Российской Федерации, связанных
с использованием иностранными государствами
и другими участниками информационного
противоборства мероприятий и операций
информационно-психологической войны,
а также деятельность по осуществлению
правосудия;
° организует взаимодействие органов законодательной
и исполнительной власти с общественными
организациями и гражданами в процессе
выявления угроз информационно-психологической
безопасности Российской Федерации и
определения правовых механизмов противодействия
этим угрозам;
° поддерживает законную деятельность
общественных объединений в области противодействия
угрозам информационно-психологической
безопасности Российской Федерации, а
также обеспечению в устанавливаемых
законодательством рамках общественного
и государственного контроля деятельности
средств массовой информации;
° осуществляет контроль деятельности
федеральных органов государственной
власти по реализации государственной
политики обеспечения информационно-психологической
безопасности Российской Федерации;
° поддерживает законную деятельность
общественных объединений в области противодействия
угрозам информационно-психологической
безопасности Российской Федерации, а
также обеспечению в устанавливаемых
законодательством рамках общественного
и государственного контроля деятельности
средств массовой информации.
2. В рамках деятельности государственной
системы информационного противоборства
в особых условиях:
° разрабатывает официальную концепцию
противоборства в информационно-психологической
сфере (информационного противоборства);
° в соответствие с положениями официальной
концепции формирует общегосударственную
систему информационного противоборства;
° разрабатывает и реализует планы проведения
активных информационно-психологических
операций и мероприятий;
° организует деятельность по противодействию
акциям и мероприятиям информационно-психологической
агрессии, операциям информационно-психологической
войны на ранних стадиях;
° организует деятельность государственной
системы органов власти по быстрому реагированию
на внезапно выявленные акции (мероприятия)
информационно-психологической агрессии
(войны) и иные угрозы национальной безопасности;
° организует деятельность по формированию
государственной системы обороны в случае
развязывания иностранными государствами
в отношении Российской Федерации информационно-психологической
войны, организует формирование специальных
сил информационно-психологических операций
и обучение их новейшим методам ведения
информационно-психологической войны,
организует разработку новейших видов
наступательного и оборонительного информационного
оружия и оснащение ими подразделений
сил ведения информационно-психологической
войны;
° организует регулирование участия СМИ
и МК (в том числе — в форме цензуры или
информационной блокады), транснациональных
информационно-
° организует деятельность по оценке и
локализации наносимого внешней информационно-психологической
агрессией (войной) ущерба и по восстановлению
оборонного потенциала в информационно-психологической
сфере;
° пресекает противоправную деятельность
общественных организаций и религиозных
объединений, способствующих реализации
планов внешней информационно-психологической
агрессии (войны);
° обеспечивает представление интересов
Российской Федерации в соответствующих
международных организациях, определяет
объем и формы участия органов государственной
власти в деятельности международных
организаций и реализации международных
программ по противодействию использования
акций (мероприятий) информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны в качестве методов информационной
борьбы, участвует в создании систем и
механизмов коллективной (международной)
безопасности в информационно-психологической
сфере.
3. В рамках деятельности по правовому
обеспечению системы информационного
противоборства:
° разрабатывает нормы федерального законодательства,
дающие юридическую квалификацию акциям
(мероприятиям) информационно-психологической
агрессии и операциям информационно-психологической
войны, относящие их к противоправным
деяниям, устанавливающие степень их социальной
опасности и объем ответственности физических
лиц за организацию, подготовку, совершение
и пособничество в совершении этих деяний;
° участвует в разработке норм международного
права, устанавливающих международную
ответственность государств-агрессоров;
° уточняет перечень и составы правонарушений,
связанных с организацией, подготовкой
и исполнением акций (мероприятий) информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны;
° разрабатывает механизмы проведения
следствия и судебного разбирательства
по фактам противоправных действий в информационной
сфере, связанных с акциями (мероприятиями)
внешней информационно-психологической
агрессии и операциями информационно-психологической
войны, а также порядок ликвидации последствий
этих противоправных действий;
° разрабатывает нормативные правовые
акты, определяющие организацию следствия
и судебного разбирательства, разработку
составов правонарушений с учетом специфики
уголовной, гражданской, административной,
дисциплинарной ответственности и включение
соответствующих правовых норм в уголовный,
гражданский, административный и трудовой
кодексы, в законодательство Российской
Федерации о государственной службе.
В интересах совершенствования деятельности
органов государственной власти Российской
Федерации по противодействию акциям
(мероприятиям) информационно-психологической
агрессии и операциям информационно-психологической
войны целесообразным представляется
следующее:
1. Деятельность информационно-аналитических
подразделений, пресс-служб и подразделений
по связи с общественностью должна быть
ориентирована на следующий комплекс
задач:
° формирование скоординированной информационной
политики органов государственной власти,
предусматривающей одновременно с едиными
и открыто декларируемыми правилами деятельности
и взаимодействия необходимое пространство
для маневра с учетом целей, задач и функций
конкретного органа власти и управления;
° донесение необходимой информации до
населения (прежде всего — необходимой
самому населению) как через каналы СМИ,
так и непосредственно, минуя посредников,
на профессиональном уровне, сравнимом
с уровнем ведущих СМИ, для повышения доверия
населения к власти и снижению возможностей
для манипуляции общественным мнением
в отношении российской власти через негосударственные
СМИ;
° организация интерактивной коммуникации
с населением, подготовка почвы для перехода
с развитием российского сегмента Internet
к предоставлению услуг населению через
Сеть и выхода в этой сфере в обозримом
будущем на уровень ведущих стран мира;
° организация на постоянной основе скоординированного
информационного взаимодействия с зарубежными
структурами, как государственными, так
и негосударственными, в целях информационной
интеграции России в мировые процессы
и повышения ее конкурентоспособности
и влияния в глобальном информационном
пространстве;
° повышение информационно-аналитических
возможностей по поддержке процесса подготовки
решений в интересах органов государственной
власти на основе мониторинга массовых
информационных каналов, в том числе с
учетом необходимости противодействия
возможным попыткам влияния на органы
власти путем информационно-психологического
воздействия (манипулирования);
° проведение на постоянной основе мониторинга
состояния общества и информационного
пространства в целях оперативного реагирования
на происходящие изменения и внесения
своевременных корректив в информационную
политику.
2. В организационно-правовом аспекте необходимо:
° нормативное закрепление требований
в обязательном порядке сопровождать
любые социально-значимые и публичные
действия органов государственной власти
и их представителей (прежде всего — первых
лиц) соответствующими информационными
кампаниями, причем с условием возможности
подключения к их проведению всех необходимых
ресурсов, в том числе находящихся в распоряжении
других органов власти, если это требуется
в силу комплексного характера планируемых
действий;
° отказаться от концентрации усилий на
«силовом» решении информационных конфликтов,
признать очевидность невозможности решения
проблем в информационном пространстве
только за счет перекрытия (ликвидации)
информационных каналов в условиях, когда
любой информационный поток может быть
с минимальной задержкой организован
через иной канал; сосредоточиться на
достижении эффективного обеспечения
государственных интересов в информационном
пространстве на основе комплексного
подхода, предусматривающего приоритет
информационных мероприятий наряду с
организационными и правовыми.
Заключение
Существование множества нерешенных проблем
[1] в области обеспечения информационно-психологической
безопасности государства в условиях
реальной угрозы использования иностранными
государствами и другими участниками
информационного противоборства арсенала
сил, средств и методов информационно-психологической
войны в политических целях определяет
важность и актуальность организации
научных исследований по широкому спектру
задач и направлений юридического, политологического
и психологического анализа проблем противодействия
операциям информационно-психологической
войны.
Литература
1. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д.
Б., 2003 г.: Государственная
информационная политика в условиях информационно-психологической
войны, монография. — М.: Горячая линия
— Телеком, 541 с.: ил.
2. Почепцов Г. Г. Информационные
войны. М.: «Рефл-Бук», К.: «Ваклер» —
2000. — 576 с.
3. Паппэ Я. Ш. «Олигархи»: Экономическая
хроника, 1992-2000. — М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 232
с.
4. Панарин И. Информационная
война и финансовые кризисы // VIP-Premier,
1999, N 1.
5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием.
(Серия: История России. Современный взгляд).
М.: Алгоритм, 2000. — 735 с.
6. Грачев Г. В. Информационно-
7. Крысько В. Г. Социальная психология:
словарь-справочник. — Мн.: Харвест,
М.: АСТ, 2001. — 688 с. (Библиотека практической
психологии).
8. Цыбмал В. И. О концепции информационной
войны//Информационный сборник «Безопасность».
1995. N 9. С. 35.
9. Пирумов В. С., Родионов М. А. Некоторые аспекты
информационной борьбы в военных конфликтах //
Военная мысль. 1997. N 5. С. 44-47.
10. Комов С. А. Информационная
борьба в современной войне: вопросы теории //
Военная мысль. 1996. N 3. С. 73.
11. Расторгуев С. П. Информационная
война. М.: Радио и связь, 1998. С. 35-37.
12. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко
А. И., Фролов Д. Б., 2003 г.: Операции информационно-психологической
войны: методы, средства, технологии, краткий
энциклопедический словарь — М.: Горячая
линия — Телеком, 450 с.: ил.
13. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Информационно-
14. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Вепринцев
В. Б., Особенности информационной
политики эпохи информационного общества,
СПб.: Проблемы информационной безопасности.
Компьютерные системы, 2002 г., N 4, С. 18-22.
А.В. Манойло, докторант кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, доцент
© А. Манойло, 2003 г.
© Публикуется с любезного разрешения
автора