Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 06:29, статья
Представлена характеристика основных положений концепции информационного противоборства и государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов психологической войны в политических целях.
© А.В. Манойло
Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны
Аннотация. Представлена характеристика основных положений концепции информационного противоборства и государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов психологической войны в политических целях.
Введение
В настоящее время все большее внимание
научной общественности уделяется исследованию
проблем формирования государственной
информационной политики в особых условиях
[1] — в условиях использования иностранными
государствами и иными субъектами информационного
противоборства новых средств и методов
политической борьбы, к которым, в первую
очередь, относятся операции информационно-психологической
войны, представляющие в информационном
обществе особую социальную опасность.
Отсутствие норм международного и национального
права, дающих юридическую квалификацию
особо опасных агрессивных акций (мероприятий,
операций) информационно-психологического
воздействия и препятствующих развязыванию
такой агрессии в отношении других государств
позволяет использовать арсенал сил и
средств информационно-психологической
войны как в военное, так и в мирное время.
Не смотря на высокую степень социальной
опасности арсенала сил и средств информационно-психологического
воздействия, используемых в современной
информационной борьбе, многие научные
задачи еще далеки от своего решения. В
частности, в отношении теоретических
проблем исследования информационной
(информационно-
1. Отсутствие общепринятого определения
информационно-психологической войны,
однозначно выделяющего из всего многообразия
разновидностей и организационных форм
информационно-психологического воздействия
сравнительно небольшую группу акций,
мероприятий и операций, представляющих
особую опасность для личности, общества
и государства, сравнимую с опасностью
развязывания обычной войны.
2. Отсутствие ясной и четкой концепции
информационной и информационно-психологической
войны, осуществляемой в форме тайных
операций с применением информационного
оружия.
3. Отсутствие уголовно-правовой и криминологической
характеристики операций информационно-психологической
войны.
4. Отсутствие научных подходов и предложений
по способам представления внутренней
структуры тайной информационно-психологической
операции, позволяющим построить структуру
информационно-психологической операции
любого уровня сложности исходя из комбинаций
конечного числа составляющих ее «элементарных»
информационно-психологических воздействий,
играющих роль атомов в молекулярной органической
структуре тайной операции.
5. Отсутствие методик аналитической реконструкции
замысла, целей, задач, этапов, внутренней
структуры тайных операций информационно-психологической
войны по их признакам, внешним (доступным
наблюдателю) следам и проявлениям. Опыт,
средства и методы информационно-психологического
воздействия используются не только в
интересах военно-политического руководства
иностранных государств, но и в практике
деятельности средств массовой информации
и массовой коммуникации [2] (далее — СМИ
и МК), политической борьбы, конкуренции
в экономике [3-6], распространении политических,
религиозных и иных взглядов и идей, групповых
и межличностных отношений [7]. В этих сферах,
зачастую, они включены в долговременные
и широкомасштабные операции с использованием
разнообразных организационных форм и
имеют комплексный характер.
В настоящее время, несмотря на общепризнанную
опасность акций, мероприятий и операций
информационно-психологической войны,
наносящих ущерб, соизмеримый с ущербом
от ведения боевых действий на территории
государства, ставшего жертвой информационно-психологической
агрессии, термин «информационная война»
все еще носит публицистический характер
и еще не получил повсеместного признания
в российских научных кругах — об этом
свидетельствуют непрекращающиеся дискуссии
по поводу того, что же на самом деле скрывается
под этим понятием, в чем сущность явлений,
относимых к «информационным войнам»
(ИВ), а также споры по поводу корректности
и принципиальной применимости данного
термина к той сфере социальных взаимоотношений,
которую принято называть информационным
противоборством или конфликтом интересов
в информационной сфере социальных систем.
Как следствие, мы можем наблюдать использование
в научной литературе несколько десятков
различных формулировок «информационной
войны»[2], явные (индивидуальные) достоинства
и столь же явные недостатки которых (а
также общая научная неразработанность
данной проблематики) не позволяют отдать
абсолютное предпочтение ни одной из них.
В совокупности, эти определения достаточно
полно и однозначно (разумеется, пока еще
только на прикладном уровне) выделяют
из всевозможного многообразия существующих
в современном социальном обществе взаимоотношений
те социальные явления, взаимоотношения
и процессы, которые можно выделить в отдельную
группу с условным названием «информационная
война». Эти определения не только наполняют
термин «информационная война» конкретным
смыслом и содержанием, но и подчеркивают,
что взгляды научного сообщества на информационную
войну, агрессию и противоборство еще
не сформированы окончательно, все существующие
термины и понятия еще не прошли проверку
временем и находятся в состоянии динамичного
развития, совершенствования и корректировки,
что, возможно, в недалеком будущем приведет
к появлению совершенно иной базовой терминологии.
Один из видных отечественных специалистов
в области информационного противоборства
доктор технических наук В. И. Цымбал отмечает,
что нет смысла копировать любую концепцию
информационной войны. В концепцию ИВ
Минобороны и спецслужб должны быть включены
требования Конституции Российской Федерации,
ее основные законы, специфические особенности
современной экономической ситуации в
России, задачи вооруженных сил и органов
безопасности. По мнению Цымбала, информационная
война имеет широкий и узкий смысл. В широком
смысле информационная война есть один
из способов противостояния между двумя
государствами, которое осуществляется
главным образом, в мирное время, где объектом
воздействия являются наряду с вооруженными
силами и гражданское население, общество
в целом, государственные административные
системы, структуры производственного
управления, наука, культура и т. д. В узком
смысле информационная война есть один
из способов боевых действий или непосредственной
подготовки к ним, имеющий целью достичь
подавляющего преимущества над противником
в процессе получения, обработки, использования
информации для выработки эффективных
административных решений, а также успешного
осуществления мероприятий по достижению
превосходства над противником на этой
основе [8].
Видный ученый В. С. Пирумов, являющийся
одним из авторитетных специалистов в
этой области, определил информационную
войну как новую форму борьбы двух и более
сторон, которая состоит в целенаправленном
использовании специальных средств и
методов влияния на информационные ресурсы
противника, а также защиты собственного
информационного ресурса для достижения
назначенных целей. По его мнению, в мирное
время информационная война носит преимущественно
скрытый характер. Ее основным содержанием
является ведение разведывательных и
политико-психологических действий по
отношению к противнику, а также осуществление
мероприятий по собственной информационной
безопасности.
В угрожаемый период,
как полагает В. С. Пирумов, появляются
дополнительные задачи, решаемые в
интересах обеспечения
Видный военный ученый Комов С. А. определяет
ИВ в военное время как комплекс информационной
поддержки, информационных контрмер, мер
информационной защиты, предпринимаемых
в соответствии с единым планом и нацеленных
на достижение и поддержание информационного
превосходства над противником во время
боевых действий. Комов С. А. полагает,
что для вооруженных сил понятие информационной
войны имеет четыре основных аспекта:
определение мер для получения информации
о противнике и условиях боя (средства
РЭБ, погода, инженерное оборудование
и т. д.), для сбора информации о своих и
взаимодействующих войсках; определение
мер по блокированию процесса сбора противником
информации о наших войсках, планирование
мер по дезинформации на всех этапах боевых
действий; осуществление мероприятий
по организации взаимодействия с другими
воинскими контингентами, участвующими
в конфликте и т. д. [10]
Тем не менее, ни одно из существующих
на сегодня определений информационной
(информационно-
В частности, видный ученый, доктор технических
наук профессор С. П. Расторгуев определяет
понятие информационной войны как «открытые
и скрытые целенаправленные информационные
воздействия информационных систем друг
на друга с целью получения определенного
выигрыша в материальной сфере» [11]. Прекрасное
определение, в котором верно указаны
два основных признака информационной
войны. Во-первых, основной задачей информационной
(информационно-
Однако, пристально рассматривая определение
информационной войны, данное С. П. Расторгуевым,
нетрудно установить, что под него подпадает
практически любая акция, мероприятие
или операция информационно-психологического
воздействия.
Таким образом, использование многих наиболее
распространенных в научной литературе
определений информационной войны для
оценки степени опасности выявляемых
негативных информационно-психологических
явлений и процессов требует дополнительного
уточнения или дополнения этих формулировок
рядом признаков и деталей, присущих только
акциям, мероприятиям и операциям информационно-психологической
войны. Одним из таких признаков, на наш
взгляд, может служить факт применения
информационного оружия. Другим признаком
информационно-психологической войны
может служить особая, характерная только
для войны, организационная форма реализации
намерений — тайные операции.
Несмотря на многочисленные работы, посвященные
тематики информационной войны, ее информационно-психологическая
составляющая остается практически неисследованной.
Изучение глубинных процессов и закономерностей
развития системы информационно-психологических
отношений современного информационного
общества требует разработки ясной и стройной
теоретической концепции информационно-психологической
войны, в которой раскрывались бы цели,
задачи, принципы, закономерности, сущность
и содержание информационного противоборства,
осуществляемого в форме информационных
и информационно-психологических операций.
Безусловно, в такую концепцию кроме основных
разделов, посвященных характеристике
среды проведения операций информационно-психологической
войны, сущности и содержания информационной
войны, психологической войны, информационно-психологических
операций должна войти методика аналитической
реконструкции замысла, целей, задач, этапов
и структурных элементов тайной информационно-психологической
операции по ее внешним признакам, следам
и проявлениям.
Тайные информационно-психологические
операции на первый взгляд поражают разнообразием
тактических приемов использования широкого
спектра средств, форм и методов информационно-психологического
воздействия на систему социальных отношений
государства, индивидуальное и массовое
сознание гражданского общества, на систему
государственной власти. Может показаться,
что каждая операция неповторима и требует
отдельного (индивидуального) описания
и научного рассмотрения в качестве объекта
исследования. Действительно, внутренняя
структура тайных операций информационно-психологической
войны может быть достаточно сложной,
а технологии синтеза и организации структуры
тайной операции из отдельных элементов
информационно-психологического воздействия
могут представлять государственную тайну.
Тем не менее, методика проведения научных
исследований требует существование способа
универсального формализованного представления
структуры любой тайной операции в виде
совокупности конечного числа элементов,
объединенных прямыми и обратными связями,
вытекающими из целей, задач тайной операции
и совокупности взглядов ее руководства
на способы достижения этих целей.
Одним из возможных способов построения
«атомарной» модели тайной информационно-психологической
операции, по мнению авторов, может быть
выделение шести разновидностей информационно-психологического
воздействия — дезинформирования, манипулирования,
пропаганды, лоббирования, управления
кризисами и шантажа — в отдельную группу
основных составляющих тайных операций
информационно-психологической войны
и принятие в качестве постулата утверждения
о том, что все тайные операции информационно-психологического
воздействия представляют собой различные
комбинации этих шести основных элементов,
объединенных общим замыслом, целями,
задачами и идеологией.
В силу дискуссионности понятия «информационная
война» и общей неоднозначности его толкования
одной из важнейших теоретических проблем
изучения процессов зарождения и развития
конфликтов в сфере информационно-психологических
отношений является определение того
момента, когда обычная, заурядная конкуренция
превращается в агрессию, а агрессия —
в войну. Всем трем формам информационно-психологических
отношений (конкуренция, агрессия, война)
соответствуют свои адекватные внешней
степени опасности системы методов противодействия,
предполагающие различную тактику организации
противодействия с использованием умеренных,
интенсивных или радикальных методов
разрешения политических противоречий,
использование для отражения враждебных
посягательств различных по своей численности
и составу сил и средств, в том числе —
в случае войны — использование информационного
оружия и обычных вооруженных сил государства.
В сфере информационно-психологических
отношений определить, что в отношении
тебя противник ведет именно информационно-психологическую
войну, а не что-либо другое, очень трудно
— в силу латентности возникновения и
протекания информационно-психологических
процессов информационно-психологическая
война может вестись и в мирное время без
официального объявления и разрыва дипломатических
отношений, может также вестись «под чужим
флагом» — от имени другого государства
или анонимно, а государство, подвергнувшееся
нападению, может даже некоторое время
не знать о том, что оно стало жертвой агрессии.
В силу этих причин для организации эффективной
государственной системы противодействия
акциям, мероприятиям информационно-психологической
агрессии, операциям информационно-психологической
войны и определения адекватной степени
внешней опасности формы государственного
реагирования (противодействия) в каждом
конкретном случае внешней агрессии необходимо
решить следующие задачи:
1. Провести классификацию всех разновидностей
организованного внешнего информационно-психологического
воздействия, применяемого иностранными
государствами и другими участниками
информационного противоборства в агрессивных
целях, разделив эти формы и разновидности
на несколько категорий по избранным критериям,
— например, по степени опасности для
личности, общества и государства, по степени
наносимого ущерба национальным интересам,
государственной и общественной безопасности,
психическому здоровью населения, по масштабам
агрессии и т. д. — в целях определения
адекватных мер и организационных форм
противодействия для каждой выделенной
в процессе классификации категории агрессии.
Одним из возможных вариантов такого разделения
может стать разделение применяемых в
информационном противоборстве организованных
агрессивных информационно-психологических
воздействий на следующие категории:
° информационно-
° информационно-
° информационно-
В рамках этой классификации
такой вид комплексного воздействия
как информационно-
Такое разделение, впрочем, не претендует
на полноту и может быть дополнено другими
промежуточными категориями. В случае
использования данной схемы разделения
организованных агрессивных информационно-психологических
воздействий на категории по степени социальной
опасности необходимо четко и однозначно
определить понятия информационно-психологической
экспансии, информационно-психологической
агрессии, информационно-психологической
войны, не позволяющие относить одну и
ту же агрессивную акцию (мероприятие,
операцию) одновременно к нескольким категориям.
2. Для каждой категории агрессивных информационно-психологических
воздействий необходимо определить конечный
набор признаков, позволяющих отнести
любое выявленное информационно-психологическое
воздействие к одной из таких категорий
и тем самым определить степень ее социальной
опасности.
3. В соответствии с установленной степенью
социальной опасности выявленных акций,
мероприятий, операций информационно-психологических
воздействия, относимых к выделенным раннее
категориям, необходимо для каждой такой
категории (группы) определить адекватную
этой опасности общегосударственную систему
мер противодействия использованию иностранными
государствами и другими субъектами геополитической
конкуренции данных информационно-психологических
воздействий в политических целях.
Противодействие операциям информационно-психологической
войны и иным враждебным акциям может
включать в себя не только прямую борьбу
с силами и средствами агрессора, но и
уничтожение, подавление, нейтрализацию
или локализацию источников информационно-психологической
агрессии. В этом случае неразработанной
научной проблемой остается определение,
классификация и типология источников
информационно-психологической агрессии,
в том числе — источников ее вооруженной
формы — информационно-психологической
войны.
В отношении правового обеспечения деятельности
государства по организации системы противодействия
акциям информационно-психологической
агрессии и операциям информационно-психологической
войны совершенно неразработанной остается
проблема уголовно-правовой и криминологической
характеристики операций информационно-психологической
войны — как сложных операций, к которым
относятся, например, некоторые пиар-компании
или некоторые компании по организации
и проведению выборов, так и относительно
простых и условно неделимых основных
составляющих этих операций, таких, например,
как дезинформирование, манипулирование,
лоббирование, пропаганда или управление
кризисами. Отсутствие юридической квалификации
этих деяний не позволяет использовать
в полной мере действующее уголовное законодательство
в целях пресечения агрессивного информационно-психологического
воздействия.
В отношении правового обеспечения деятельности
органов государственной власти, участвующих
в информационном противоборстве, неразработанными
остаются следующие проблемы:
° отсутствуют нормы федерального законодательства,
дающие юридическую квалификацию, уголовно-правовую
и криминологическую характеристику акциям
(мероприятиям) информационно-психологической
агрессии и операциям информационно-психологической
войны, относящие их к противоправным
деяниям, устанавливающие степень их социальной
опасности и объем ответственности физических
лиц за организацию, подготовку, исполнение
и пособничество в совершении этих деяний;
° отсутствуют нормы международного права,
устанавливающих международную ответственность
государств-инициаторов информационно-психологической
агрессии;
° отсутствуют исследования в отношении
определения перечня и составов правонарушений,
связанных с организацией, подготовкой
и исполнением акций (мероприятий) информационно-психологической
агрессии и операций информационно-психологической
войны;
° отсутствуют механизмы проведения следствия
и судебного разбирательства по фактам
противоправных действий в информационной
сфере, связанных с акциями (мероприятиями)
внешней информационно-психологической
агрессии и операциями информационно-психологической
войны, а также порядок ликвидации последствий
этих противоправных действий;
° отсутствуют нормативные правовые акты,
определяющие организацию следствия и
судебного разбирательства по фактам
организации, подготовки и проведения
(участия) акций, мероприятий, операций
информационно-психологической агрессии
и войны, разработку составов правонарушений
с учетом специфики уголовной, гражданской,
административной, дисциплинарной ответственности
и порядок включения соответствующих
правовых норм в уголовный, гражданский,
административный и трудовой кодексы,
в законодательство Российской Федерации
о государственной службе.
В настоящей статье мы постарались внести
некоторую ясность в сложившуюся на сегодняшний
день ситуацию с существованием множества
различных, во многом — противоречивых
[1, c. 14], мнений в отношении характера информационно-психологической
войны и ее организационной формы — тайных
операций, характера информационного
противоборства и информационной политики
в условиях информационно-психологической
войны, а также принципов формирования
политики государства в особых, экстремальных,
условиях. В дальнейшем под особыми условиями
мы будем понимать угрозу использования
иностранными государствами и иными субъектами
информационного противоборства арсенала
сил, средств и методов информационно-психологической
войны в политических целях [1], [12].
Основные
положения концепции
Информационное
противоборство [1] — соперничество
социальных систем в информационно-психологической
сфере по поводу влияния на те или иные
сферы социальных отношений и установления
контроля над источниками стратегических
ресурсов, в результате которого одни
участники соперничества получают преимущества,
необходимые им для дальнейшего развития,
а другие их утрачивают.
Цель информационного противоборства
— обеспечение национальных интересов
в информационно-психологической сфере.
Одним из важнейших национальных интересов
является обеспечение информационно-психологической
безопасности государства.
Основные способы достижения целей информационного
противоборства:
° информационно-
° асимметричный ответ на внешние воздействия
более сильных субъектов информационного
противоборства.
Основные способы
достижения информационно-психологического
превосходства:
° скрытое управление деятельностью органов
власти государства-конкурента, информационными
(информационно-
° информационно-
° информационно-
Основные принципы
информационного
° информационная асимметрия;
° информационное доминирование;
° скрытность, латентность процессов информационно-психологической
борьбы;
° внезапность нападения на противника;
° принцип обеспечения стратегического
баланса сил в информационно-психологическом
пространстве, рассмотрение стратегического
баланса (не исключающего возникновение
конфликтов и источников информационно-психологической
агрессии, а всего лишь следящего за тем,
чтобы одни вектора агрессии компенсировались
другими векторами агрессии) в качестве
основной формы мирного сосуществования
конкурирующих субъектов;
° использование отсутствия четких юридически
закрепленных в международных и национальных
правовых нормах определений информационно-психологической
агрессии и информационно-психологической
войны в целях развязывания вооруженной
агрессии и нанесения ущерба национальным
интересам противников в мирных условиях;
° ничем не ограниченное массированное
использование всех имеющихся сил и средств
информационно-психологического нападения
(«война без правил»), в том числе — средств
психологического воздействия, представляющих
особую опасность, действие которых не
исчезает с прекращением агрессии;
° принцип возможности сочетания информационно-психологической
борьбы, ведущейся участником борьбы в
составе коалиции, с информационно-психологической
борьбой, ведущейся этим же членом коалиции
против других ее членов в отношении достижения
тех или иных частных преимуществ.
Под скрытым управлением информационно-психологическими
процессами, определяющими облик системы
общественных, политических, экономических,
духовных отношений геополитического
субъекта, понимается деятельность по
созданию условий, побуждающих государственную
власть данного субъекта геополитической
конкуренции к тем или иным действиям
не столько в собственных, сколько — в
чужих интересах.
Организация скрытого управления системой
социальных и политических отношений
в информационно-психологическом пространстве
государства-конкурента включает в себя
четыре основных задачи:
° создание благоприятных внешних и внутренних
условий для введения в действие механизмов
скрытого управления;
° комплекс мер по активизации позиции
государства-конкурента (в лице его органов
власти, местного самоуправления, общественных
организаций) в отношении решения вопроса
(или группы вопросов) в контексте, выгодном
для государства-источника скрытых управляющих
воздействий;
° побуждение государства-конкурента,
имеющего активную позицию в отношении
путей решения вопроса, интересующего
государство-источник скрытых управляющих
воздействий, к совершению действий, выгодных
для этого источника внешнего управления;
° создание в информационно-психологическом
пространстве системы органов власти
и управления государства-конкурента
атмосферы недоверия, настороженности
и враждебности по отношению ко всем остальным
направлениям, предложениям и вариантам
решения данного вопроса.
Основными методами
создания благоприятных условий
для скрытого управления информационно-психологическими
процессами являются:
° информационная (информационно-
° дезориентация государственной информационной
политики;
° дестабилизация ситуации внутри государства
(геополитического субъекта) с целью навязывания
внешнего антикризисного управления;
° информационно-
Дестабилизация ситуации внутри государства
— деструктивная деятельность с целью
создания условий для возникновения социальной
напряженности и инициирования множественных
локальных информационно-психологических
конфликтов вносящих элементы хаоса в
структуру национального информационно-психологического
пространства, приводящих к разрушению
отдельных элементов системы регулирования
общественных отношений, к разрыву внутренних
прямых и обратных связей, нарушению и
парализации деятельности отдельных элементов
информационно-психологического пространства,
переброске информационных ресурсов с
ключевых направлений развития общества
на второстепенные и отвлечению основных
сил общества на негодный объект, что создает
благоприятные условия для навязывания
внешнего антикризисного управления.
Одной из основных задач использования
возможностей скрытого управления в агрессивных
целях является создание условий для развязывания
информационно-психологической агрессии
или войны.
Информационно-психологическая
агрессия — действия, направленные
на нанесение противнику конкретного,
осязаемого ущерба в отдельных областях
его деятельности.
Признаки информационно-психологической
агрессии:
° ограниченное и локальное по своим масштабам
применение силы;
° исключение из средств информационно-психологического
воздействия наиболее опасных видов, не
позволяющих надежно контролировать размеры
наносимого ущерба — информационного
оружия);
° ограничение размеров пространства,
объектов информационной инфраструктуры
и социальных групп, подвергающихся поражению
информационно-психологическим воздействием
(агрессия затрагивает не все информационно-психологическое
пространство государства-жертвы, а только
его часть), ограничение по целям (преследует
локальные, частные цели) и времени (как
правило, агрессия прекращается после
полного достижения агрессором всех поставленных
конкретных целей и редко принимает затяжной
характер), а также по привлекаемым силам
и средствам.
Информационно-психологическая
война — открытые и скрытые целенаправленные
информационные воздействия социальных,
политических, этнических и иных систем
друг на друга с целью получения определенного
выигрыша в материальной сфере, направленные
на обеспечение информационного превосходства
над противником и нанесения ему материального,
идеологического или иного ущерба [3].
Информационно-психологическая война
в качестве вооруженной формы информационно-психологической
агрессии является крайней формой разрешения
противоречий в информационном обществе.
В информационной (информационно-
Признаки информационно-психологической
войны:
° деятельность с целью нанесения ущерба
государственным интересам;
° тайные информационно-психологические
операции как организационная форма такой
деятельности;
° применение информационного оружия.