Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:38, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение деятельности Гиляровского в качестве репортёра. Исходя из цели работы, требуется решить следующие задачи: рассмотреть заслуги Гиляровского в жанре репортажа, охарактеризовать отличительные профессиональные черты репортёра, ознакомиться с репортажами и книгами журналиста.
Объектом исследования данной курсовой является Владимир Гиляровский, предметом – книга «Москва и москвичи» и серия репортажей.
Введение
ГЛАВА I. Журналистская биография В.А. Гиляровского…………4
1.1.Начало творческого пути. «Московский листок»…………………...4
1.2. «Русские ведомости»………………………………………………….7
1.3. «Русское слово»………………………………………………………..9
ГЛАВА II. Особенности репортажей В.А. Гиляровского…………..11
2.1. «Москва и москвичи»………………………………………………...11
2.2. Понятие «репортаж»……...………………………………………….14
2.3. Журналистское мастерство………………………………………….16
ГЛАВА III. Практическая часть………………………………………22
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы
Гиляровский любил точность. Это профессиональная черта лучших репортеров. Но вместе с тем в любом событии Гиляровский видит не только сюжетную фабулу, основное его внимание всегда отдано людям — непосредственным участникам событий и тем, кто лишь присутствует при этом. Отсюда — запас сведений, новостей, знакомств. Его наблюдения многогранны, несмотря на частое прямое участие в событиях, как, например, при тушении пожаров.
Репортаж
о солнечном затмении под Москвой
во многих отношениях может быть образцом
репортажа Гиляровского. Прежде всего,
это деловой, точный в деталях
рассказ очевидца о событиях полета
аэростата с профессором
Возьмем другое сообщение журналиста — о ловле бездомных собак в Москве. Эта тема волновала москвичей, поскольку введенные в 1886г. правила отлова одичавших собак выполнялись с большими отступлениями. В жанровом отношении это бесспорный репортаж, хотя и с элементами статьи в нем, особенно там, где рассказывается о правилах отлова собак на улицах города. Чтобы до конца узнать механизм поимки собак, мотивы, которыми руководствуются лица, приставленные к этому делу, Гиляровский обратился к людям, занятым подобным промыслом, как человек, у которого якобы пропала собака. Это тот случай, когда можно сказать: репортер меняет профессию.
Характерен для практики журналиста репортаж о пожаре и об обвале потолков на фабрике Хлудова. Гиляровский приехал на место происшествия после того, как главные события совершились — пожар на фабрике утих.
По прибытии Гиляровский знакомится с местом происшествия, ведет опрос людей, переживших катастрофу, точно, используя прямую речь, передает их слова, восстанавливает всю картину катастрофы. Это создает у читателя впечатление очевидности.
В этом репортаже проявляется и другое качество, характерное для многих репортажей журналиста,— исчерпывающий характер сведений о происшествии. Практически у читателя не остается вопросов, касающихся фактической стороны события, все они — о причинах пожара, самом пожаре, поведении людей, жертвах, состоянии семей погибших, убытках — как бы предусмотрены заранее.
Гиляровский много писал о трагедиях: убийствах, грабежах, о погибающих от голода и холода людях, о жертвах железнодорожных и иных катастроф, об обреченных на смерть рабочих. Но, несмотря на это, в его репортажах никогда нет чувства безысходности.
Рассказав о катастрофе на фабрике Хлудова и приведя в конце репортажа перечень погибших, Гиляровский не играет на чувствах читателей, а стремится в целомудренной манере привлечь внимание к пожертвованиям в пользу семей погибших.
При всей драматичности события — страшной силы пожар и разрушение здания — Гиляровский увлеченно пишет о мощи стихии огня, живописно рисует пейзаж обгоревшего, искрящегося от наледей фабричного корпуса — такое зрелище он сам видит впервые.
Еще
одно важное качество отличает Гиляровского-журналиста:
постоянное искреннее внимание к
людям труда и условиям их жизни.
В репортаже «С гуслицкого пожара»
(1887) журналист не забывает отметить:
«Героем дня в деревне явился
13-лет-ний мальчик Гаврило
ГЛАВА
III. Практическая часть
Задача репортёра — освятить событие так, чтобы у читателя появилось чувство, будто он сам присутствовал на месте происшествия. Одним из средств, с помощью которых можно достичь данного эффекта, является использование деталей и подробностей. Например, описание тембра голоса и интонации человека, его поведения. Такая «наглядность», образные средства присутствует почти во всех репортажах Гиляровского. Возьмём для примера репортаж «Праздник рабочих»:
«С полудня на Старом гулянье и в роще стал собираться народ: гуляющие семьями, с детьми — в чайные лавочки за мирный самоварчик, и рабочие группами в роще для бесед и обсуждения своих дел.
Подстриженные, причесанные,
И когда эта "рвань коричневая" подходила к группам рабочих, ее встречали не совсем дружелюбно.
Зато этой "публики" множество сновало в толпе гуляющих, около балаганов, каруселей и остановок трамвая.
Они, как волки, бросались при посадке пассажиров и положительно грабили, пользуясь давкой. Почти в каждом вагоне раздавались жалобы об украденном кошельке, сорванных часах».
Описывая кого-либо, журналист практически всегда невольно выражает своё мнение об этом человеке. В данном примере использованы очень удачные образные средства. Отображение действительности в наглядности – очень важная черта репортажей Гиляровского.
Часто
в СМИ употребляется
«Вот передо мной громадные разрушенные здания кадетского корпуса и военно-фельдшерской школы с зияющими окнами, без рам и стекол и черными отверстиями между оголенных стропил. Правее, на фоне бледного неба, рисовался печальный силуэт пятиглавой церкви и конусообразной колокольни без крестов... Еще правее — мрачная, темная военная тюрьма, сквозь решетчатые окна которой краснели безотрадные огоньки.
Я шел к городу, пробираясь
между беспорядочной массой
Достаточно часто в материалах Гиляровского встречается местоимение «я». Некоторые журналисты таким образом пытались добиться «эффекта присутствия», но точно не Гиляровский. Это выглядит как рассказ, вызывает доверие у читателя и не раздражает его. Поэтому считаю, что такой ход вполне уместен. Однако в современной журналистике крайне нежелательным считается употребление личного местоимения в публикациях. Автор должен быть невидимым.
Обязательное условие репортажа – указание времени, когда произошло событие, описание обстановки. Всё должно отражаться с безукоризненной точностью. «Страшная катастрофа на курской железной дороге»:
«Сильный дождь, продолжавшийся в Москве целый день во вторник, 29 июня, лил и в отдаленных от нее Тульской и Орловской губерниях и при этом сопровождался там страшной бурей. Поэтому к вечеру на многих местах полотно Московско-Курской дороги было размыто, и рельсы или разошлись, или совсем свалились. Оказалось это близ станций Сергиево и Скуратово, но в третьем месте, именно, не доезжая 1/2 версты до станции Чернь, ночью повреждения не заметили. Между тем это место, окруженное болотистой трясиной (285 — 86 верст от Москвы), одно из опаснейших на всей дороге. Ночью, в третьем часу, на этом месте встречаются почтовые поезда; идущий из Москвы, No 3, и из Курска, No 4».
В серьёзном и важном репортаже не может присутствовать вымысел. Репортажи Гиляровского –это не просто способ информирования, но и борьба за перемены. Думаю, это одно из первых качеств, которым должен обладать журналист. В таких материалах особенно важны факты, примеры, мнения. «Пора бы»:
«Кривые переулки есть в частях: серпуховской, городской и хамовнической. Потом следуют Кривые с прибавлением: Криво-Ярославский, Кривоколенный, Криво-Никольский, Криво-Арбатский, Криво-Введенский, Криво-Рыбников!
Пересматривая указатель Москвы, я поражаюсь!.. Вот Астра-Дамский переулок! Вот Арнаутовский!
Какой грамотей придумал такие названия!
Вот семь Банных переулков, и все в разных частях города.
Поди ищи!
Живу, мол, в Москве, в Банном переулке в своем доме!
Кажется, адрес точный: московский домовладелец— найти не трудно.
А Банных переулков семь! Безымянных — де-вят-над-цать! Благовещенских—4, Болвановских—три!
Только три.
До сих пор в Москве нет ни Пушкинской, ни Гоголевской улицы!
Господа городские деятели, пекущиеся о благоустройстве Москвы, обратите на это внимание, пора бы!
Да постарайтесь, чтоб названия не повторились, чтоб прекратить путаницу.
Принимайтесь же за это дело, не стыдясь, —дело доброе!»
Репортаж – это орудие критики. С его помощью журналист борется со старым, с негативом. Это проблемный репортаж.
Как известно, репортажи бывают разных видов. Материал может быть информационным и публицистическим. У Гиляровского почти все репортажи не только информативные, с фактами и оценками, но и публицистические. Автор глубоко разрабатывает тему, использует много уточняющих деталей.
Встречается и такой вид репортажа как познавательный. Например, «Солнечное затмение под Москвой».
Гиляровский зачастую не просто описывает происшествие, а ищет причины случившегося. А это уже признаки журналистского расследования. «Подземные работы в Москве»:
«Из всех этих данных причины затоплений Трубной площади сводятся к следующему: 1) неправильность уклона дна канала с существованием даже обратных уклонов; 2) недостаточность поперечного сечения; 3) дощатый половой настил, способный делать запруды; 4) скорость гниения этого настила, зависящая от того, что местами, когда нет дождей, настил этот не покрывается водой; 5) невыгодная форма дна и поперечного сечения и отсутствие отстоечных колодцев».
Было важно не просто рассказать о случившемся, а объяснить читателям причину происшествия. Иногда Гиляровский использует исторические сведения для публицистичности статьи. «Ураган»:
«Живя во дворце в Лефортове, императрица Анна Иоанновна однажды сказала:
— Прекрасное место. Вот если бы перед окнами была роща!
Когда на следующее утро
Герцог Бирон приказал в одну ночь накопать деревьев, свезти их и посадить рощу».
Что касается композиции репортажей Владимира, то его новостные статьи в большинстве своём написаны по принципу «перевёрнутой пирамиды». Самый крупный, широкий и важный факт сверху, после него – менее важный факт и следующие в порядке убывания важности.
Иногда репортажи строятся на поиске. Автор выясняет причины событий, беседует с людьми. Композиция очень важна. С её помощью журналист удерживает внимание людей.
Важный элемент формы репортажа – это стиль. Гиляровский общается с читателем на его языке – простом и понятном. Этот язык образный, с яркими эпитетами, сравнениями, метафорами. Стиль его репортажей достаточно эмоционален. Возникает чувство сопереживания автора тем, о ком он пишет. Так называемый эффект сопереживания. Читателю должны передаваться те чувства, которые испытывал журналист. «Ураган»:
«Близ кучки служащих из-под чистых рогож видны сапоги.
Я попросил поднять рогожу. Передо мной измятый труп человека средних лет, в пиджаке и рабочей блузе.
Челюсти поломаны, под левым ухом в черепе огромная рана. Смерть была мгновенная. Это — слесарь Николай Вавилов, оставивший после себя голодную семью из четырех детей и беременную жену. Старшей девочке 9 лет…
В 7 часов мы с моим спутником поехали в город и до самого дома не обменялись ни одним словом.
Впечатление ужасное».
Нынешних студентов учат, что одно и то же слово не должно повторяться на странице больше двух раз. А тем более в предложениях, расположенных рядом. У Гиляровского же встречаются частые повторы:
«Кладбище Анненгофского бора было ужасно.
Было уже совершенно светло, ветерок
шевелил наваленные между трупами старых
сосен зеленые ветви».