Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:38, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение деятельности Гиляровского в качестве репортёра. Исходя из цели работы, требуется решить следующие задачи: рассмотреть заслуги Гиляровского в жанре репортажа, охарактеризовать отличительные профессиональные черты репортёра, ознакомиться с репортажами и книгами журналиста.
Объектом исследования данной курсовой является Владимир Гиляровский, предметом – книга «Москва и москвичи» и серия репортажей.
Введение
ГЛАВА I. Журналистская биография В.А. Гиляровского…………4
1.1.Начало творческого пути. «Московский листок»…………………...4
1.2. «Русские ведомости»………………………………………………….7
1.3. «Русское слово»………………………………………………………..9
ГЛАВА II. Особенности репортажей В.А. Гиляровского…………..11
2.1. «Москва и москвичи»………………………………………………...11
2.2. Понятие «репортаж»……...………………………………………….14
2.3. Журналистское мастерство………………………………………….16
ГЛАВА III. Практическая часть………………………………………22
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы
Институт
журналистики
Кафедра
истории журналистики
Гиляровский
– репортёр
Содержание
Введение
ГЛАВА I. Журналистская биография В.А. Гиляровского…………4
1.1.Начало творческого пути. «Московский листок»…………………...4
1.2.
«Русские ведомости»……………………………
1.3.
«Русское слово»………………………………………
ГЛАВА II. Особенности репортажей В.А. Гиляровского…………..11
2.1.
«Москва и москвичи»……………………………
2.2.
Понятие «репортаж»……...………………………………………
2.3. Журналистское мастерство………………………………………….16
ГЛАВА III. Практическая часть………………………………………22
Заключение………………………………………
Список
литературы
Введение
8 декабря 2011 года исполнится 158 лет со дня смерти «короля репортёров» Владимира Гиляровского, автора книг очерков о дореволюционной России "Трущобные люди", "Москва и москвичи", "Мои скитания", "Люди театра".
Гиляровский – родоначальник жанра репортажа. Сегодня наблюдается размывание жанровых границ, отмирание «чистых», появление синтетичных жанров. Творческая судьба этого репортёра может быть примером для многих поколений журналистов. Не смотря на множество трудов, посвящённых изучению творческого пути Гиляровского, тему нельзя назвать не актуальной. Считаю, что для будущего журналиста будет полезным изучение особенностей деятельности матёрого и талантливого репортёра.
Целью курсового исследования
является изучение
Объектом исследования данной
курсовой является Владимир
ГЛАВА I. Журналистская биография В.А.Гиляровского
1.1.Начало
творческого пути. «Московский листок»
Гиляровский был постоянным репортёром трёх московских изданий - “Московского листка”, “Русских ведомостей” и “Русского слова”.
Он не придавал большого значения оформлению материалов и соглашался с требованиями редакций. Самым важным в работе были факты. В “Русских ведомостях” его сообщения иногда печатались сплошным текстом. А в “Русском слове” наоборот – статьи разбивались на короткие фразы и абзацы.
Гиляровский всегда был в гуще событий московской жизни. Умел оперативно разыскать интересный и важный материал. Журналист приносил существенную пользу как периодическим изданиям, с которыми сотрудничал. Его репортажи способствовали популярности изданий.
Достаточно вспомнить его
Однако свою репортёрскую деятельность Гиляровский начал значительно раньше в газете “Московский листок”.
“Мое знакомство с Н. И. Пастуховым произошло в первых числах августа 1881 года в саду при театре А. А. Бренко в Петровском парке, где я служил актером. Н. И. Пастухов, узнав от Кичеева и Андреева-Бурлака кое-что из моего прошлого, а главное, его подкупила георгиевская ленточка, со свойственным ему газетным чутьем заметил, видимо, во мне, как он впоследствии назвал, — тягу к репортажу.
Вскоре после знакомства Н.
И. Пастухов усадил меня на
извозчика и начал возить по
разным местам Москвы и
Я видел, как он добывал
Репортаж Н. И. Пастухов ценил выше всего, потому что весь интерес газеты строил на быстроте сообщений, верности факта, образности и яркости изложения.
Экстренные поручения давались им на ходу: в редакции, на улице, где придется. Редакция помещалась тогда на Софийской набережной в маленьких комнатушках нижнего этажа при типографии Д. М. Погодина, сына известного историка” [1].
В поисках материала репортер пешком ходил за Даниловку, Марьину рощу и другие по тем временам окраины, изучал городские трущобы. Он составил круг надежных источников дополнительной информации, выходившей за рамки сведений официальных городских, полицейских и прочих учреждений. Недаром впоследствии Гиляровский не раз посмеивался над полицией, заявляя: “...мои агенты лучше ваших” [3].
Всюду, где бывали Пастухов и Гиляровский, они собирали сведения и оставляли “своего” человека: из служащих, нищих, пожарников, сторожей на вокзалах, полицейских, обитателей трущоб.
-
Будь как вор на ярмарке!
Репортёрство дело такое, - говорил
Пастухов.- И забудь раз и навсегда
слово “не знаю” [5,151-152].
Гиляровский старался сам побывать на месте каждого значительного происшествия и особенно на пожарах. У него было разрешение ездить пожарных обозах.
Первым достоверно
С 1882 года стало выходить гораздо больше материалов, подписанных либо фамилией, либо известными псевдонимами журналиста - «Проезжий корнет», «Свой человек». Достаточно много материалов посвящено подмосковным городам — Коломне и Егорьевску.
Первым подмосковным городом, откуда шли репортерские заметки и отчеты Гиляровского, была Коломна. В разделе газеты «По городам и селам» уже 21 января 1882 г. (№ 13) была помещена заметка «Из Коломны. От нашего корреспондента», которую можно с достаточной долей основания и по характеру изложения, и по месту происшествия считать принадлежащей Гиляровскому, хотя она и не подписана [4].
В июле 1882 года журналист примчался
к месту крушения поезда на
Курской железной дороге и
по телеграфу передал
Гиляровский
случайно узнал об этой трагедии. Спрятавшись
в вагоне поезда, приехал к месту
происшествия. Он был первым журналистом,
прибывшим на место катастрофы, и
делал свои репортажи ещё в
течение двух недель. Все материалы
подписывались полным именем автора.
Эти отчёты об аварии и сделали
известным имя репортёра.
1.2.«Русские
ведомости»
Весной 1883 г. Гиляровский уехал на гастроли с театром В.Н. Андреева-Бурлака. Вернувшись из поездки, стал сотрудником газеты “Русские ведомости”.
“Я вел городские происшествия и в случае катастрофы, эпидемии или лесных пожаров командировался специальным корреспондентом” [1, 194].
“Днем завтракаешь в «Эрмитаже», ночью, добывая материал, бродишь по притонам Хитрова рынка. Сегодня, по поручению редакции, на генерал-губернаторском рауте... а завтра едешь осматривать задонские зимовники, занесенные снегом табуны... Рубинштейн дирижирует в Большом театре на сотом представлении «Демона», присутствует вся Москва в бриллиантах и фраках, — я описываю обстановку этого торжественного спектакля; а через неделю уже Кавказ... А через месяц Питер — встречи в редакциях... у Глеба Успенского на пятом этаже в его квартирке на Васильевском острове... А там опять курьерский поезд, опять мечешься по Москве, чтобы наверстать прошедшую прогульную неделю” [2,446—447].
Первые годы работы Гиляровского в «Русских ведомостях» — это годы его тесной дружбы с А. П. Чеховым.
В это время материалы были анонимны. В рубрике «Московские вести» почти ежедневно шли сообщения о пожарах, происшествиях, рысистых бегах, но определить среди них материалы Гиляровского практически невозможно. Подписей Гиляровского нет. Они появляются только в следующем, 1884 году.
Период активного сотрудничества Гиляровского в «Русских ведомостях» выпадает на наиболее интересный момент в истории этой газеты. В 1884 году закрыли журнал «Отечественные записки», и в «Русские ведомости» пришли М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский, А. Н. Плещеев, Н. К. Михайловский. Для Гиляровского было весьма почётно видеть свою фамилию на страницах газет рядом с такими известными публицистами.
В 80—90-е годы имя Гиляровского стало популярным и часто мелькало на страницах газеты, появляясь то в хронике, то в объявлениях по поводу открытой журналистом в 1896 году конторы по приему объявлений во все газеты. Печатались очерки, репортерские отчеты, рассказы Гиляровского.
В 1886 г. публикуется репортаж о пожаре на фабрике Хлудова в Егорьевске. Это весьма яркий образец развернутых «пожарных» репортажей Гиляровского, позволяющий наряду с репортерскими отчетами о пожаре рабочей казармы в Орехово-Зуеве установить типические, характерные черты подобных материалов журналиста [4].
Второму периоду плодотворной работы
в московских газетах предшествовал сравнительно
небольшой отрезок времени, когда Гиляровский
был сотрудником петербургской газеты
«Россия» А. В. Амфитеатрова. В 1899 г. по
просьбе редакции он заведовал московским
отделением этой газеты. Его обязанностью
было сообщать по телефону в редакцию
наиболее важные московские новости.
1.3.«Русское
слово»
Начало нового века для Гиляровского ознаменовалось тем, что он снова стал активным репортером большой московской газеты “Русское слово”.
“В. М, Дорошевич знал, что я работаю в "Русском слове" только по его просьбе. Уезжая за границу, он всегда просил меня писать и работать больше, хотя и при нем я работал немало” [1].
В 1901 г. публикации Гиляровского в газете еще носили эпизодический характер. Он написал очерк «Под землей», где рассказывал о впечатлениях репортера, побывавшего в артезианском колодце и в трубе, в которую заключено русло Неглинки. Через несколько месяцев — очерк «Драматурги собачьего зала», позднее целиком вошедший в книгу «Москва газетная», и репортаж о пожаре строящегося здания гостиницы «Метрополь».
В 1902 г. Гиляровский опубликовал в «Русском слове» большой цикл очерков, зарисовок, статей, корреспонденции на болгарскую тему. Первый из них «По дороге на Шипку», а последний — «Народ и войско Болгарии». Это были воспоминания, передающие впечатления от празднования в Болгарии 25-летия победы в Освободительной войне 1877—1878 гг. против турецкого порабощения. Все эти материалы написаны в манере восторженных путевых записок и представляют собой описания завершающих сражений, которые были разыграны на местах исторических боев в дни юбилея. Гиляровский, сохраняя в большинстве случаев репортажный характер своих материалов, рассказывая о торжествах, имитирующих боевые действия на полях былых сражений, вместе с тем говорит и о боях реальных, 25-летней давности, о подвигах и героизме русских и болгарских воинов, народа Болгарии, включая в повествование воспоминания живых участников боев. Этот сплав рассказа о празднестве и очерка реальных исторических событий героической давности составляет яркую особенность болгарских материалов Гиляровского в «Русском слове» 1902 г.
В № 304 «Русского слова», была помещена
остроумная фельетонная заметка «Пора
бы...» о нелепых названиях многих московских
улиц и переулков.
31 января в газете идет репортаж Гиляровского
«Бесприютные», в котором говорится об
отсутствии в городе надлежащей медицинской
помощи роженицам и о нередком случае
рождения ребенка прямо на улице. Родовспомогательное
отделение при Воспитательном доме открыто
на 2000 приемов в год, а их бывает 7000! «Ужасно
родиться на улице!»