Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:14, курсовая работа
Поэтика публицистических текстов изменялась на протяжении всего ее существования. Эти изменения сказывались на системе журналистских жанров и на их использовании в редакционной практике. Эти изменения не обошли стороной и такой жанр, как фельетон.
Актуальность темы «Фельетон на страницах региональной прессы» заключается в том, что фельетон – пожалуй, самый интересный из газетных жанров.
В качестве объекта исследования выступает фельетон на страницах печатных средств массовой информации.
Предметом исследования являются процессы трансформации жанра фельетона с момента возникновения до наших дней.
ВВЕДЕНИЕ
Поэтика публицистических текстов изменялась на протяжении всего ее существования. Эти изменения сказывались на системе журналистских жанров и на их использовании в редакционной практике. Эти изменения не обошли стороной и такой жанр, как фельетон.
Актуальность темы «Фельетон на страницах региональной прессы» заключается в том, что фельетон – пожалуй, самый интересный из газетных жанров.
В качестве объекта исследования выступает фельетон на страницах печатных средств массовой информации.
Предметом исследования являются процессы трансформации жанра фельетона с момента возникновения до наших дней.
Цель исследования заключается в выявлении динамики изменения жанра фельетона на страницах средств массовой информации и определении основных его особенностей.
Реализация этих целей обусловила постановку и решение следующих задач:
Гипотеза: современный фельетон на страницах региональной прессы соответствует основным законам жанра.
Методологические и теоретические основы исследования. Основными методологическими принципами являются: принципы объективности, системности и историзма. Исследование опирается на работы таких теоретиков как: Журбина Е.И., Розенталь Д.,Э., Тертычный А.А.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выявление динамики трансформации жанра фельетон является теоретически значимым для социально – гуманитарного знания. Основные положения, результаты могут стать основой для последующих исследований в таких областях науки как, культурология, социология, журналистика.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав и заключения. Первая
глава включает в себя три теоретических
раздела. Вторая глава содержит практический
раздел. В конце курсовой работы представлен
список используемой литературы.
Глава 1. Фельетон
Фельетон - малая
художественно-публицистическая форма,
характерная для периодической
печати (газеты, журнала) и отличающаяся
злободневностью тематики, сатирической
заостренностью или юмором.
Слово фельетон – французское, означает
листок, листочек. Термин возник в начале
19 века. В 1800 году во Франции издатель газеты
«Journal des Debats» стал выпускать добавочные
листы к газете, а затем в 1803 изменил формат
своей газеты - удлинил его книзу, и вот
эта добавочная часть, отделенная от газеты
«линией отреза» (белым пропуском), стала
называться фельетон. В дальнейшем термин
получил двоякое значение: 1) литературный
материал «подвала» газеты, 2) литературное
произведение малой формы публицистически-злободневного
характера. Именно в последнем значении
этот термин закрепляется и получает очень
широкое распространение во Франции, затем
в Германии и в России.
Истоки жанра уходят в Западную Европу 18 века. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.
В эпоху первой
французской революции фельетон
приобрел остро политический характер,
принимая преимущественно форму
памфлета. Дюмулен в газете «Revolutions
de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер
в «Pere Duschene» в своих фельетонах зло высмеивали
монархию, короля, церковь, призывали народ
к революционному действию. Аббат Жоффруа,
реакционер, продолжил традиции Фрерона
(в частности его вражду к Вольтеру) в фельетоне
«Journal des Debats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации
фельетон, как и вся вообще печать, влачил
жалкое существование: «Journal des Debats» и другие
ставили своей целью развлекать поверхностным
остроумием.
В связи с подъемом общественного самосознания
перед революцией 30-го года замечается
с конца 20-х годов оживление в литературе
вообще и, в частности, оживление фельетона,
уже более разнообразно оформляющегося.
В «Journal des Debats» появился талантливый буржуазный
фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно
известным как автор театральных рецензий.
Наряду с фельетоном - театральной рецензией
развивается фельетон - музыкальная рецензия.
Появился целый ряд других талантливых
фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден
и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется
бытовой фельетон в виде путевых записок.
Но при известном разнообразии в жанровом
оформлении французский буржуазно-дворянский
фельетон со стороны содержания имел поверхностный,
«развлекательный» характер.
Фельетон мелкобуржуазной
демократии, наоборот, отличались идейно-политической
насыщенностью, сатирической заостренностью.
Феликс Пиа, например, выступая против
политической беспринципности фельетониста
Жюля Жанена, пишет острый фельетон - памфлет
«Mari Josef Chenier et le prince des critique».[http://dic.
В 50-60-х гг., в связи с ростом общественного
движения во Франции, фельетон насыщен
политической сатирой (Рошфор). После 80-90-х
гг. фельетон во Франции мельчает: уголовная
хроника, мелкие факты городской жизни
- вот содержание фельетона этого времени.
Развитие фельетона в Англии шло иными путями. В английской прессе не было места ни литературному, ни театральному, ни политическому фельетону — он находил место лишь на страницах соответственных еженедельников. Самый термин фельетон отсутствует в Англии, заменяемый термином эссе. Но зато искусство эссе, развившееся вне влияний газетных условий работы, достигло в Англии совершенства. В литературной иерархии Англии термин эссеист — стоит, пожалуй, на первом месте, эссе предпочитается роману. Наиболее видными ессеистами Англии являются в настоящий момент: Бернар Шоу, Честертон, Беллок, Зангвилль, Арнольд Беннет, Льюис Хинд, Артур Мильн.
Что же касается газетного фельетона, то он появился лишь в последние годы и носит низкопробный характер. Он составляется обыкновенно несколькими лицами и состоит из ходячих анекдотов, шуток на тему дня и т. д.
Фельетон-роман получил в Англии, как и во Франции, очень большое развитие.
Фельетон в
Германии и Австрии почти неотделим
от серьезных статей: легкий юмор не является
отличительной чертой германской прессы.
Фельетонистами во франко-английском
понимании этого термина являются ныне
в Германии М. Гарден и в Австрии Карл Краус.
Маленького фельетона германская пресса
совершенно не знает. [http://dic.academic.ru/dic.
Развитие в России.
Термин фельетон в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Фельетон, - говорит «Вестник Европы», - это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров».
Истоки русского фельетона нужно искать в 18 веке. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму - фельетон. В фельетоне сатирических журналов 18 века выявляются уже две линии, которые указаны Горьким для развития литературы вообще. Это - «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Фельетон «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, фельетон «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» — вторую линию. В произведениях «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовые сцены, судебные постановления и др.) - вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, которые позволяют считать их фельетоном.
Фельетонисты «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами». От фельетона «Трутня», «Живописца» идет традиция к фельетону крестьянской революционной демократии, к «Современнику», «Искре», от фельетона «Всякой всячины», «Поденщины», «Ни то, ни сио» — к охранительным фельетонам булгаринской «Северной пчелы» или «Библиотеки для чтения».
В 30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его фельетон «Большой выход сатаны». Сенковский дал огромное количество фельетонов, написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это - или нападки на своих литературных врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны - форма фельетона Сенковского. Его произведения нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, - говорит Сенковский, - успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»).
Общественный подъем, развитие литературы «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории русского фельетона значительное оживление:
В рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в 40-х гг. получил фельетон - «физиологический очерк». Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер фельетона, замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг. выдвинулся на первый план фельетон революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплуататорского строя, призыв к борьбе - основные черты фельетона революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения.
Фельетоны пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и «Русский человек на „rendez-vous“» шли в журналах как фельетоны.
В 60-70-х гг. продолжал существовать и мещанский фельетон. Он носил прежний традиционный характер веселой болтовни (например, фельетоны Масальского в «Сыне отечества», «Весельчака» и др.).
Период реакции
80-х гг. - период упадка социально-сатирического
фельетона. Жестокие преследования цензуры
не давали возможности передовым органам
пользоваться таким оружием, как фельетон.
С трудом удавалось Успенскому помещать
свои фельетоны-очерки. В 80-е гг. он широко
использовался беспринципными юмористическими
журналами мещанского типа («Осколки»).
Типичным представителем мещанского фельетона
являлся Лейкин. [http://dic.academic.ru/dic.
В начале 20 века рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения - все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам в этих боях принадлежит большое место.
Реакционные газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия - вот гнусное содержание реакционных фельетонов. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие - особенности «стиля» фельетонов нововременских «Иудушек Головлевых».
Произведения либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.).
Новые страницы в истории дооктябрьского фельетона открывают произведения Горького. Первые его фельетоны под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся.
В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в «демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец, самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в фельетонах Горький указал путь развития советской художественной и публицистической литературы - путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические фельетоны.
Информация о работе Фельетон на страницах региональной прессы