Деятельность французского публициста Эли Реклю на страницах журнала “Русское слово”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе объектом изучения являются политические обозрения и статьи Эли Реклю. Цель работы – выявить особенности творческой манеры Эли Реклю, а также значение деятельности французского публициста в журнале «Русское слово» в истории русской журналистики, подкрепить полученные в рамках курса «История русской журналистики» теоретические сведения практическим материалом.

Задачи курсовой работы:

•проанализировать политические обозрения и статьи Эли Реклю, вышедшие в 1861 году;
•выявить основные направления деятельности французского публициста;
•определить художественные особенности стиля и языка;
•выявить способы проявление авторского «Я».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Из истории журнала «Русское слово» 5
Глава II. Политические обзоры Э.Реклю и их роль в освещении зарубежных событий 8
Глава III. Особенности публицистической манеры Э.Реклю 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЯ 19

Работа содержит 1 файл

Курсовая по отеч журн Реклю нов.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

      Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 
 

     «Русское  слово» — одно из самых ярких  демократических изданий 60-х годов. Журнал этот, выходивший в течение шести лет, пользовался большим авторитетом у передового читателя. По всем основным проблемам общественно-политической жизни в период своего расцвета «Русское слово», хотя и не всегда последовательно, но страстно и самоотверженно, отстаивало революционно-демократические позиции. На страницах «Русского слова» развернулась деятельность Д. И. Писарева — выдающегося революционера, известного литературного критика и публициста, талантливого пропагандиста естествознания. Ведущие публицисты «Русского слова» несли идеи революционной демократии на страницах журнала, продолжая дело Белинского, Чернышевского и Добролюбова.

     С 1860 года на страницах журнала печатает свои обозрения Эли Реклю, французский  публицист. Он стал обозревателем событий, происходящих за границей.

     На  современном этапе развития журналистики, найти жанры в чистом виде практически  не возможно, все тексты являются смесью признаков разных жанров. Именно поэтому  мы обращаемся к истории журналистики. В данной работе объектом внимания станут политические обзоры. Жанр актуальный и в настоящее время. Именно на страницах «Русского слова» можно увидеть образец, жанр в его первоначальном виде. Поэтому темой данной курсовой работы и стала деятельность Эли Реклю, так как именно  изучение истории, позволяет набраться достаточного опыта, чтобы в дальнейшем применять его в практической работе.

     Новизна данной работы заключается в том, что в современной литературе, очень мало работ исследовавших  данное издание. Удалось найти только несколько статей справочного характера, а исследований творчества Элю Реклю нет вообще. А в связи с тем, что интерес к журналистике с каждым годом возрастает –  появилась необходимость данной работы.

     В данной курсовой работе  объектом изучения являются  политические обозрения и статьи Эли Реклю. Цель работы – выявить особенности творческой манеры Эли Реклю, а также значение деятельности французского публициста в журнале «Русское слово» в истории русской журналистики, подкрепить полученные в рамках курса «История русской журналистики» теоретические сведения практическим материалом.

     Задачи  курсовой работы:

  • проанализировать политические обозрения и статьи Эли Реклю, вышедшие в 1861 году;
  • выявить основные направления деятельности французского публициста;
  • определить художественные особенности стиля и языка;
  • выявить способы проявление авторского «Я».

 

      Глава 1. Из истории журнала «Русское слово»

 
 

     «Русское  слово» — ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге в 1859—1866. В 1862 журнал был приостановлен цензурой на 8 месяцев. В 1866 вышел только первый номер, после которого журнал вновь был задержан, а затем и совсем закрыт.

     Журнал  «Русское слово» был основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко в Петербурге.  Первый его номер вышел в январе 1859 г. Сначала позиции журнала  были крайне неопределенными и не выходили из границ умеренного либерализма. Богатый вельможа, литератор-дилетант, очень далекий от понимания событий эпохи, Кушелев-Безбородко взялся за журналистскую деятельность главным образом потому, что она была модной в 60-е годы.

     В объявлении о выходе «Русского слова», напечатанном в петербургских газетах в конце 1858 г., Кушелев-Безбородко писал, что само заглавие журнала не допускает «односторонности воззрений и обязывает нас стать на такую точку зрения, с которой все доступное русской мысли и русскому сердцу, несмотря на тысячу оттенков, является одной картиной, полной мысли и значения».1 Как видно, издатель хотел остаться в стороне от борьбы, быть дружным со всеми. Этим, вероятно, можно объяснить тот факт, что в первых номерах «Русского слова» встречаются высказывания демократического характера.2

     В истории «Русского слова» отчетливо выделяются два периода: 1859—1860 и 1860—1866 г.г.. Не обладая ни сколько-нибудь разработанной социальной-политической программой, ни журналистскими данными, Г. А. Кушелев привлек в состав редакции и к сотрудничеству очень разношерстную группу писателей. В редактировании «Русского слова» на первых порах участвовали Я. П. Полонский и Ап. Григорьев. Поэт Полонский, умеренный либерал и сторонник «чистого искусства», не имел редакторского опыта, был плохим помощником издателю. Фактически идейным вдохновителем журнала на первых порах (до середины 1860) был Ап. Григорьев, который пытался продолжить на Страницах «Русского слова» линию «молодой редакции» «Москвитянина». Он отстаивал на страницах журнала реакционные взгляды, нападал на революционно-демократическую критику и эстетику, но не встретил поддержки читателей и вскоре ушел из редакции. Состав сотрудников «Русского слова» в 1859 — 1860 гг. отличался пестротой. С самого начала были приглашены, с одной стороны, Майков, Фет, Эдельсон, гр. Уваров, Лажечников, Маркевич, Достоевский, с другой, Михайлов, Благосветлов, Никитин. А. Григорьев все время чувствовал себя в журнале среди «врагов».

     Журналу Кушелева-Безбородко гораздо были ближе принципы «чистого искусства». Воинствующим защитником «чистого» искусства выступил в журнале А. Фет. Дело изменилось, когда в 1860 году редактором его стал демократический публицист Г.Е. Благосветлов, близкий к революционным кругам. Разночинец по происхождению, Благосветлов в 1851 г. окончил юридический факультет Петербургского университета и в течение некоторого времени преподавал литературу в военно-учебных заведениях. Политическая неблагонадежность послужила причиной его отставки. Благосветлов отправился за границу, жил во Франции и Англии. Он познакомился с русскими революционерами-эмигрантами, сблизился с Герценом и некоторое время был учителем его детей.3

     Летом 1859 г. Благосветлов встретился в Париже с Кушелевым-Безбородко. Издатель «Русского слова» выражал желание передать ему руководство журналом. Однако лишь через год, приехав в Петербург, Благосветлов отстранил Хмельницкого и взял дело в свои руки. В июле 1862 г. Кушелев-Безбородко передал Благосветлову и права издателя.

     Благосветлов — заметная и по-настоящему еще не оцененная фигура в истории русской журналистики. Это был истинный демократ. Понимая, что журнал может иметь успех лишь при четкости идейных позиций, он постепенно создает вокруг издания коллектив талантливых, революционно настроенных писателей и публицистов. Изменив состав сотрудников, Благосветлов сумел поднять тираж журнала с 3 до 4,5 тысячи экземпляров.

     Одним из первых Благосветлов пригласил сотрудничать в издании Д. И. Писарева. Он дебютировал  в № 12 «Русского слова» за 1860 г., напечатав перевод из Гейне. Ему принадлежит ведущая роль в формировании революционно-демократического лица журнала. Писарев возглавлял наиболее значительный и яркий отдел журнала — литературную критику и публицистику.4

     Новый редактор, образованный, предприимчивый, а главное — человек с четким радикальным мировоззрением, сумел сгруппировать вокруг журнала основное ядро идейно-родственных сотрудников. Этот состав, во главе с Д. И. Писаревым, В. Зайцевым, Н. В. Шелгуновым, Н. В. Соколовым и др. и придал «Русскому слову» ту яркость и выразительность, которые обеспечили журналу место крупнейшего органа русской радикальной мелкобуржуазной демократии. Во вторую половину 1860 «Русское слово» носило еще отпечаток осуществлявшейся перестройки. С 1861 журнал стал подлинно боевым органом, резко и смело выступив против господствующего культурно-политического уклада и его идеологов, в частности против «благонадежной» периодики. В 1864—1865, отойдя вправо, «Русское слово» заняло самостоятельную позицию по отношению к революционной демократии, развернув острую полемику с «Современником».

     На  роль политического обозревателя зарубежной жизни Благосветлов пригласил прогрессивного французского публициста Эли Реклю, который в 1865 г. примкнул к I Интернационалу, а позднее участвовал в Парижской коммуне. За подписью «Жак Лефрень» в № 11 «Русского слова» за 1860 г. он впервые напечатал свое обозрение и под этим именем постоянно выступал в журнале.

     Идейным вождем журнала в течение всего этого периода был Писарев. Наиболее значимым отделом журнала был литературно-критический. «Русское слово» стремилось защищать интересы голодных и раздетых. Но в борьбе за изменение их положения оно не считало возможным опереться на эксплуатируемые классы, отказывая крестьянству в революционных возможностях.

     Главные принципы положительной программы  журнала заключались в утверждении  просветительства как очередной  задачи, в утверждении решающего  значения интеллигенции. Распространение  образования, опирающегося на материалистическую естественнонаучную базу, должно было поднять производительные силы страны и привести к всеобщему преуспеянию. Материализм «Русского слова» носил вульгарный характер и питался главным образом Молешоттом, Фохтом и Бюхнером.

     Политическая  программа «Русского слова» была достаточно умеренной: политическая борьба откладывалась до того времени, когда, так называемое, образованное общество, состоящее из небольшого круга передовых личностей, овладеет новым мировоззрением. Наиболее развернутой и прогрессивной была негативная часть программы «Русского слова». В области литературыры «Русское слово» решительно боролось против эстетствующих и романтических сторон дворянской культуры. Однако борьба эта доходила до полного отрицания всякого значения этой культуры, греша потерей исторической перспективы (напр. статьи Писарева «Пушкин и Белинский», «Разрушение эстетики», статья Зайцева о Лермонтове и др.). В истории «Русского слова» этого периода можно проследить известную эволюцию от сравнительно сдержанной позиции 1860—1861 гг. (Писарев, Схоластика XIX в., 1861) к максимуму радикального подъема 1862—1863 (Писарев, Генрих Гейне, 1862; Очерки по истории труда, 1863), когда на его страницах звучали якобинские революционные ноты. В период 1864—1865 происходит спад радикализма и растут зачатки теории малых дел. В конце 1865 Писарев, Зайцев и Соколов из-за идейных разногласий ушли из «Русского слова».

    Свои  позиции «Русское слово» развивало в напряженной борьбе с реакционными и либеральными группами. Выступления против реакционного «Русского вестника», против либеральных «Отечественных записок» и против журналов Достоевского «Время» и «Эпоха» выявили всю силу боевого темперамента журнала. «Русское слово» выступило в частности против охранительной беллетристики: Зайцев дал резкую отповедь Лескову («Перлы и адаманты»), Писемскому («Взбаламученный романист»), Писарев — Клюшникову («Сердитое бессилие») и всей реакционной беллетристике в целом («Прогулка по садам российской словесности»).

    Эту борьбу с реакцией «Русское слово» вело вместе с «Современником Чернышевского. Но по ряду существенных вопросов «Русское слово» расходилось с «Современником». Их разногласия носили принципиальный характер. Они отчетливо выявились в 1864—1865, в сложной обстановке пореформенной реакции. К этому времени со страниц «Русского слова» исчезли прежде встречавшиеся революционные ноты. С другой стороны, «Современник» перестраивался на длительную работу по подъему революционного сознания масс. «Современник» выдвинул в качестве полемистов Салтыкова и Антоновича, «Русское слово» дало полемические статьи Писарева («Цветы невинного юмора», «Кукольная трагедия с букетом гражданской скорби», «Реалисты», «Мотивы русской драмы», «Посмотрим» — этой статьей Писарева полемика закончилась). Печатались в «Русском слове» также полемические статьи Зайцева, Соколова и др. Полемика велась в очень резком тоне. Основа ее лежала в расхождениях между революционно-демократической позицией «Современника» и буржуазно-радикальными устремлениями «Русского слова». Главным вопросом был вопрос о путях дальнейшего развития страны: «Современник» имел в виду подготовку в конечном итоге крестьянской революции, «Русское слово», не веря в революционные возможности крестьянства, стремилось к достижению социального благополучия на основе роста производительных сил, который сам по себе должен был привести к уничтожению социальных противоречий. Круг вопросов, по которым шла борьба, был очень широк и по условиям цензуры не был чисто политическим: спорили о Базарове, о Катерине из «Грозы», о Шопенгауэре, Милле и многом другом. Блестящий талант Писарева, а также то, что Антонович и другие работники «Современника», продолжая дело Чернышевского, не смогли удержаться на его уровне, обеспечили победу за «Русским словом». Еще более существенная причина победы «Русского слова» заключалась в спаде общественного подъема в эти годы.5

     Совершенно  неизученным остается до сих пор  литературно-художественный отдел  «Русского слова». В отличие от большинства других журналов того времени «Русское слово» тщательно подбирало этот отдел, стремясь и в беллетристике четко выдерживать свою программную линию. Последняя получила, однако, окончательную определенность в беллетристике несколько позже, чем в публицистике. До 1862 включительно здесь печатались еще такие чуждые новой редакции беллетристы, как Вовчок, Полонский, Кохановская, Терпигорев, Крестовский, Писемский, Афанасьев-Чужбинский, даже Кукольник. К 1863 все эти имена исчезают со страниц «Русского слова» и журналом целиком завладевает разночинная беллетристика. Наиболее значительные или наиболее часто встречающиеся писатели — это Помяловский, Глеб Успенский, Бажин (Холодов), Омулевский, Михайлов, Благовещенский, Воронов, Решетников, Шеллер-Михайлов, Г. Потанин, Кобякова, Витковский, Рабинович, Мордовцев и др. Беллетристика эта отличалась подчеркнутым вниманием к тяжелой социально-бытовой судьбе разночинца и, в известной своей части, довольно резкими выпадами против дворянства (Помяловский, Благовещенский, Г. Потанин). Крестьянская тематика не пользовалась популярностью в «Русском слове».

Информация о работе Деятельность французского публициста Эли Реклю на страницах журнала “Русское слово”